Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.6

Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
математика +2
1 кл—4 кл
05.04.2018
Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС
В статье говорится о том, что современному обществу нужны творческие личности, умеющие работать не по шаблону, а находить творческий подход к делу. Как же добиться таких результатов? Для этого, конечно, и личность учителя должна быть творческой. Решение нестандартных задач, нахождение интересного среди скучных орфограмм по русскому языку, интересная работа с обычным текстом по литературному чтению в группе - вот тебе и творческий подход к делу.
развитие творчества и инициативы. Выступление..docx
Паранина Елена Александровна МБОУ «Гимназия №4» Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС У каждого человека свои звезды. Одним, тем, кто странствует, они указывают путь. Для других- это просто маленькие огоньки. Антуан де Сент Экзюпери. Основные проблемы российской педагогики связаны не с тем, как обучать уже увлеченных и  способных,  которых, естественно, не  много,  а  с тем,  как  вселить  веру в  свои  силы, привить интерес к образованию, иными словами, сформировать учебно ­ познавательные компетенции  у   остальных     школьников,   а   их   большинство.   Школа   всегда   выполняла социальный   заказ   общества,   и   сегодня   ему   нужны   инициативные,   думающие   люди, способные самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки, воспитанные на преодолении трудностей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен  на  реализацию   качественно  новой  личностно­ориентированной   развивающей модели   массовой   начальной   школы,   и   одна   из   целей   ФГОС   является  развитие инициативной личности школьника, его творческих способностей. Творчество   предполагает   наличие   у   человека   определенных   способностей.   Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения   и   воспитания,   пересмотра   содержания   учебных   программ,   создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Врагом номер один творчества является стереотипность или психологическая инерция, проявляющаяся   в   мышлении.   Вспомним   и   немного   перефразируем   одну   мысль   из «Маленького   принца»   Экзюпери.   Если   человек   говорит:   «Я   видел   красивый   дом   из розового кирпича», то этот человек­ ребенок или взрослый с хорошо развитым творческим воображением. А если он говорит: «Я видел дом, который стоит сто тысяч франков»,­ то этот   человек­   взрослый   с   практическим   мышлением.   А   человек   с   хорошо   развитым изобретательским мышлением посмотрит на этот дом и скажет: «Я видел красивый дом из розового   кирпича,   который   стоит   сто  тысяч   франков.   Но   его   можно  было   бы   сделать красивее, а стоил бы он меньше, если его бы строили вот так…» Показателями   сформированности   творческой   активности   и   учебно­   познавательных компетенций детей начальных классов являются: 1.Высокий уровень интереса к уроку. 2.Способность к фантазированию, воображению. 3.Проявление догадливости, сообразительности, открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах. 4.Проявление радостных эмоций в процессе работы. 5. Стремление к оригинальности. 6.Проявление самостоятельности в работе. 7.Умение преодолевать возникшие трудности. Однажды известного детского писателя Джанни Родари спросили: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?». Он ответил: «Учите как следует математику». Действительно,   изучение   математики   представляет   большие   возможности   для   развития воображения. Наиболее   приемлемы   для   этого   задания   в   игровой   форме.   Посредством   игры   можно развивать   воображение   даже   у   самых   скованных   детей.   Для   педагога   важной   задачей является   такая   перестройка   учебного   процесса,   чтобы   в   результате   её   учебные   цели оказались   связаны   с   интересами   детей.   Как   этого   добиться?   Это   и   просто   и   сложно одновременно: учебный материал нужно погрузить в атмосферу игры. Именно игра дает возможность   изучать   предмет   через   освоение   различных   социальных   ролей,   через «проживание» проблемных ситуаций (с изменением условий предложенной детям игры). Играя,   ребята   активно   включаются   в   процесс   работы   с   незнакомой   информацией, осваивают формы коммуникации. Создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос возможно на любом уроке. Сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит и исследование проблемы с разных сторон. Например, на уроке математики ученики познакомились с решением задач на движение и вывели   правила   нахождения   скорости,   времени,   расстояния.   Я   предлагаю   задачу   на встречное движение, но в ней ни один из участников движения не прошел все расстояние. Выведенные правила не действуют, следовательно, возникает проблема, которая решается методом проб и ошибок. Можно   ли   на   уроках   русского   языка   как   бы   невзначай   открывать   справедливость опостылевших правил? Учить правила, выполнять упражнения­ и при этом не переставать удивляться и радоваться тому же самому русскому языку? Можно, если предоставить детям свободу  самовыражения.  Благодаря ей  они  ищут, добывают  знания,  сравнивают, группируют, классифицируют. Особенно это проявляется в написании  сочинений. Детям очень  нравится быть в роли автора. Огромное значение при этом нужно уделять анализу сочинений: вместе с детьми выделяем  удачные работы, исправляем  недостатки, выявляем  орфограммы.  На уроках литературного чтения  использую трудный, но интересный прием    драматизации во всех ее формах. В зависимости от задач, методики преподавания,  степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов  драматизации: 1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию. 2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и  интонаций, мимики героев. 3. Постановка “живых картин” к произведению. 4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен. 5.Драматические импровизации . Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко использую рисование  иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа и  другие.  Так же методом обучения в организации творческой самостоятельной работы детей  выступает проектный метод обучения. Проектная деятельность не только учит ребенка  самостоятельно добывать знания, развивает навыки исследовательской работы, но и  способствует развитию творческих способностей. Проекты  у нас могут быть  исследовательскими, творческими, ролевыми и т.д. Формы организации могут быть  индивидуальными, парными, групповыми. При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у  учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного  мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют  индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска  материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает  дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения  проекта. Важно сделать школьника активным участником планирования, организации и проведения урока. В этом снова поможет прием «Создания проблемной ситуации». Так,  при изучении темы   «Правописание   мягкого   знака   на   конце   существительных   после   шипящих»   мои ученики   сталкиваются   с   противоречием:   правило   запоминают   быстро,   а   на   практике довольно часто допускают ошибки. Возникает вопрос: почему? Дети пытаются объяснить это так: «Не всегда удается «почувствовать опасность» при написании слов в тексте». Тогда   возникает   следующий   вопрос:   как   избежать   этих   ошибок?   Ученики   предлагают потренироваться   в   написании   слов   с   новой   орфограммой   в   определенной последовательности: слово, словосочетание, предложение, текст. Таким образом, ученики осознанно формулируют перед собой учебную задачу и определяют следующий этап урока, совершенствуя учебно­ познавательные компетенции. Современные дети стали более информированными, дети стали другими по сравнению с теми, кто обучался 10­15 лет назад. Очень важно, чтобы учитель смог помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. Творческие задания позволяют реализовать ученикам своё «Я». В начальной школе на уроки естествознания приходится только 5%­10% учебного времени. Тем не менее учащиеся должны усвоить основы важного предмета,   формирующего   общекультурные,   информационные,   учебно­   познавательные компетенции   учеников,   их   мировоззрение   и   экологическую   культуру.   Формирование перечисленных компетенций происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия   ребенка   с   другими   людьми:   в   общении,   в   деятельности.   Пассивное восприятие  и  усвоение  нового не  могут  быть  опорой  прочных  знаний.  Поэтому  задача педагога­ развитие познавательных способностей, вовлечение их в активную деятельность. Наиболее   эффективными   путями   развития   познавательных   интересов   являются: комбинирование групповых, фронтальных, индивидуальных форм работы; использование традиционных и нетрадиционных методик организации урока; поэтапное применение игр и игровых ситуаций в учебном процессе; создание положительной эмоциональной атмосферы и обстановки доброжелательности и открытости в общении. Решать   эти   проблемы   помогают   различные   методические   и   дидактические   приемы, построенные   на   занимательности.   Форма   может   быть   различной:   ребус,   кроссворд, чайнворд,   викторины,   загадки,   дидактические   и   сюжетно­   ролевые   игры   («Аукцион», «Угадай по описанию», «Бывает­ не бывает», «Найди пару», «Лото» и др.) Конечно же, урок был и остаётся основным звеном учебно­ воспитательного процесса. Побудить   учащихся   к   самостоятельному   «творчеству»,   к   реализации   скрытых возможностей   позволяют   нетрадиционные   формы   организации     урока.   Эти   уроки воспитывают   чувство   коллективизма,   сопереживания   за   товарища,   ответственность, стремление не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой, развивают   фантазию,   воображение,   помогают   увидеть   связь   с   другими   учебными предметами  и т. п. Это урок – сказка, урок – путешествие («Зимующие птицы»), урок – экспедиция («В Арктике»), урок­ исследование («Вода и её свойства») и др. Точно так же, как воздействие холода закаляет организм, вовлечение ученика в исследование неизвестной ситуации   способствует   развитию   у  него   внутренней   готовности   к   решению   проблем, главной компетенции, необходимой для продуктивной работы с различными источниками информации. Склонность к творчеству присуща ребенку. По утверждению психолога Л.С. Выготского творчество   –   норма   детского   развития.   Особенностью   ребенка   младшего   школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Эти качества невозможно не использовать и в учебном процессе, и во внеурочное время. Развитие творческого воображения детей начинается с фантазии и воображения самого  педагога. Педагог, способный придумывать, изобретать что­то новое  может  организовывать творческий процесс даже в самых стандартных условиях.  Творческий  учитель тот, кто: ­ преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать  тематическое и поурочное планирование;  ­ свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;  ­ уважает личность ученика;  ­ дифференцирует объем и сложность заданий;  ­ побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно  держать в поле зрения всех учащихся класса;  ­ развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития  направлен на ученика;  ­ педагог содействует ребенку в формировании положительной Я­концепции, самопознания и творческого самопроявления;   Развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно  проходить и в учебной и во внеурочной деятельности, причем деятельность эта должна  координироваться.

Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС

Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС

Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС

Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС

Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС

Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС

Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС

Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС

Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС

Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС

Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС

Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018