Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
математика +2
1 кл—4 кл
05.04.2018
В статье говорится о том, что современному обществу нужны творческие личности, умеющие работать не по шаблону, а находить творческий подход к делу. Как же добиться таких результатов? Для этого, конечно, и личность учителя должна быть творческой. Решение нестандартных задач, нахождение интересного среди скучных орфограмм по русскому языку, интересная работа с обычным текстом по литературному чтению в группе - вот тебе и творческий подход к делу.
развитие творчества и инициативы. Выступление..docx
Паранина Елена Александровна
МБОУ «Гимназия №4»
Учитель начальных классов
1 квалификационная категория
Развитие творчества и инициативы на современном уроке в
условиях реализации ФГОС
У каждого человека свои звезды.
Одним, тем, кто странствует, они
указывают путь. Для других- это
просто маленькие огоньки.
Антуан де Сент Экзюпери.
Основные проблемы российской педагогики связаны не с тем, как обучать уже увлеченных
и способных, которых, естественно, не много, а с тем, как вселить веру в свои силы,
привить интерес к образованию, иными словами, сформировать учебно познавательные
компетенции у остальных школьников, а их большинство. Школа всегда выполняла
социальный заказ общества, и сегодня ему нужны инициативные, думающие люди,
способные самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки, воспитанные
на преодолении трудностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
направлен на реализацию качественно новой личностноориентированной развивающей
модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие
инициативной личности школьника, его творческих способностей.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие
способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса
обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания
педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.
Врагом номер один творчества является стереотипность или психологическая инерция,
проявляющаяся в мышлении. Вспомним и немного перефразируем одну мысль из
«Маленького принца» Экзюпери. Если человек говорит: «Я видел красивый дом из
розового кирпича», то этот человек ребенок или взрослый с хорошо развитым творческим
воображением. А если он говорит: «Я видел дом, который стоит сто тысяч франков», то
этот человек взрослый с практическим мышлением. А человек с хорошо развитым
изобретательским мышлением посмотрит на этот дом и скажет: «Я видел красивый дом из розового кирпича, который стоит сто тысяч франков. Но его можно было бы сделать
красивее, а стоил бы он меньше, если его бы строили вот так…»
Показателями сформированности творческой активности и учебно познавательных
компетенций детей начальных классов являются:
1.Высокий уровень интереса к уроку.
2.Способность к фантазированию, воображению.
3.Проявление догадливости, сообразительности, открытие новых для себя знаний, способов
действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
4.Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5. Стремление к оригинальности.
6.Проявление самостоятельности в работе.
7.Умение преодолевать возникшие трудности.
Однажды известного детского писателя Джанни Родари спросили: «Что нужно сделать и
как работать, чтобы стать сказочником?». Он ответил: «Учите как следует математику».
Действительно, изучение математики представляет большие возможности для развития
воображения.
Наиболее приемлемы для этого задания в игровой форме. Посредством игры можно
развивать воображение даже у самых скованных детей. Для педагога важной задачей
является такая перестройка учебного процесса, чтобы в результате её учебные цели
оказались связаны с интересами детей. Как этого добиться? Это и просто и сложно
одновременно: учебный материал нужно погрузить в атмосферу игры. Именно игра дает
возможность изучать предмет через освоение различных социальных ролей, через
«проживание» проблемных ситуаций (с изменением условий предложенной детям игры).
Играя, ребята активно включаются в процесс работы с незнакомой информацией,
осваивают формы коммуникации.
Создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос возможно на любом уроке.
Сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит и исследование
проблемы с разных сторон.
Например, на уроке математики ученики познакомились с решением задач на движение и
вывели правила нахождения скорости, времени, расстояния. Я предлагаю задачу на
встречное движение, но в ней ни один из участников движения не прошел все расстояние.
Выведенные правила не действуют, следовательно, возникает проблема, которая решается
методом проб и ошибок.
Можно ли на уроках русского языка как бы невзначай открывать справедливость
опостылевших правил? Учить правила, выполнять упражнения и при этом не переставать
удивляться и радоваться тому же самому русскому языку? Можно, если предоставить детям свободу самовыражения. Благодаря ей они ищут, добывают знания, сравнивают,
группируют, классифицируют.
Особенно это проявляется в написании сочинений. Детям очень нравится быть в роли
автора. Огромное значение при этом нужно уделять анализу сочинений: вместе с детьми
выделяем удачные работы, исправляем недостатки, выявляем орфограммы.
На уроках литературного чтения использую трудный, но интересный прием
драматизации во всех ее формах. В зависимости от задач, методики преподавания,
степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов
драматизации:
1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.
2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и
интонаций, мимики героев.
3. Постановка “живых картин” к произведению.
4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен.
5.Драматические импровизации .
Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко использую рисование
иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа и
другие.
Так же методом обучения в организации творческой самостоятельной работы детей
выступает проектный метод обучения. Проектная деятельность не только учит ребенка
самостоятельно добывать знания, развивает навыки исследовательской работы, но и
способствует развитию творческих способностей. Проекты у нас могут быть
исследовательскими, творческими, ролевыми и т.д. Формы организации могут быть
индивидуальными, парными, групповыми.
При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у
учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного
мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют
индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска
материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает
дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения
проекта. Важно сделать школьника активным участником планирования, организации и проведения
урока. В этом снова поможет прием «Создания проблемной ситуации». Так, при изучении
темы «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» мои
ученики сталкиваются с противоречием: правило запоминают быстро, а на практике
довольно часто допускают ошибки. Возникает вопрос: почему? Дети пытаются объяснить
это так: «Не всегда удается «почувствовать опасность» при написании слов в тексте».
Тогда возникает следующий вопрос: как избежать этих ошибок? Ученики предлагают
потренироваться в написании слов с новой орфограммой в определенной
последовательности: слово, словосочетание, предложение, текст. Таким образом, ученики
осознанно формулируют перед собой учебную задачу и определяют следующий этап урока,
совершенствуя учебно познавательные компетенции.
Современные дети стали более информированными, дети стали другими по сравнению с
теми, кто обучался 1015 лет назад. Очень важно, чтобы учитель смог помочь раскрыть
индивидуальные способности, качества и таланты каждого. Творческие задания позволяют
реализовать ученикам своё «Я». В начальной школе на уроки естествознания приходится
только 5%10% учебного времени. Тем не менее учащиеся должны усвоить основы важного
предмета, формирующего общекультурные, информационные, учебно познавательные
компетенции учеников, их мировоззрение и экологическую культуру. Формирование
перечисленных компетенций происходит не само по себе, а в результате многостороннего
взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности. Пассивное
восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача
педагога развитие познавательных способностей, вовлечение их в активную деятельность.
Наиболее эффективными путями развития познавательных интересов являются:
комбинирование групповых, фронтальных, индивидуальных форм работы; использование
традиционных и нетрадиционных методик организации урока; поэтапное применение игр и
игровых ситуаций в учебном процессе; создание положительной эмоциональной атмосферы
и обстановки доброжелательности и открытости в общении.
Решать эти проблемы помогают различные методические и дидактические приемы,
построенные на занимательности. Форма может быть различной: ребус, кроссворд,
чайнворд, викторины, загадки, дидактические и сюжетно ролевые игры («Аукцион»,
«Угадай по описанию», «Бывает не бывает», «Найди пару», «Лото» и др.)
Конечно же, урок был и остаётся основным звеном учебно воспитательного процесса.
Побудить учащихся к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых
возможностей позволяют нетрадиционные формы организации
урока. Эти уроки
воспитывают чувство коллективизма, сопереживания за товарища, ответственность,
стремление не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой,
развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными
предметами и т. п. Это урок – сказка, урок – путешествие («Зимующие птицы»), урок –
экспедиция («В Арктике»), урок исследование («Вода и её свойства») и др. Точно так же,
как воздействие холода закаляет организм, вовлечение ученика в исследование неизвестной
ситуации способствует развитию у него внутренней готовности к решению проблем, главной компетенции, необходимой для продуктивной работы с различными источниками
информации.
Склонность к творчеству присуща ребенку. По утверждению психолога Л.С. Выготского
творчество – норма детского развития. Особенностью ребенка младшего школьного
возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская
фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Эти качества невозможно не
использовать и в учебном процессе, и во внеурочное время.
Развитие творческого воображения детей начинается с фантазии и воображения самого
педагога. Педагог, способный придумывать, изобретать чтото новое может
организовывать творческий процесс даже в самых стандартных условиях. Творческий
учитель тот, кто:
преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать
тематическое и поурочное планирование;
свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях
обучения;
уважает личность ученика;
дифференцирует объем и сложность заданий;
побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно
держать в поле зрения всех учащихся класса;
развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития
направлен на ученика;
педагог содействует ребенку в формировании положительной Яконцепции, самопознания
и творческого самопроявления;
Развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно
проходить и в учебной и во внеурочной деятельности, причем деятельность эта должна
координироваться.
Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС
Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС
Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС
Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС
Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС
Развитие творчества и инициативы на современном уроке в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.