Развитие умения делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Беседа. 4 3 – Прочитайте хором название раздела в учебнике. – Попробуем название раздела изобразить в виде схемы. а) Мы будем изучать слова. Как это можно изобразить в виде схемы? _________ б) Сколько должно быть в таком слове слогов, если есть безударный гласный? (Не менее двух.) ____ | ____? в) В какой части слова находится безударный гласный? (В корне.) ____ | ____? – Назовите ключевые слова этой темы. (Ударение, слог, безударный гласный, корень.) Запишите в тетрадях.
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur122 (1).doc

Русский язык

БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ СЛОВА

Урок 122 (93).

Тема: Развитие умения делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение.

Цель: развитие умений ставить ударение, делить слова на слоги, различать ударные и безударные слоги, строить схемы слов, подбирать слова к схемам.

Символы:

Н

П

М

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 Беседа.     4   3

– Прочитайте хором название раздела в учебнике.

– Попробуем название раздела изобразить в виде схемы.

а) Мы будем изучать слова. Как это можно изобразить в виде схемы? _________

б) Сколько должно быть в таком слове слогов, если есть безударный гласный? (Не менее двух.)      ____ | ____?

 

в) В какой части слова находится безударный гласный? (В корне.)

____ | ____?

– Назовите ключевые слова этой темы. (Ударение, слог, безударный гласный, корень.) Запишите в тетрадях.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифициро-вать по признакам.

 

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. 

 

1  3  3

– Рассмотрите центральный кадр киноплёнки (по упр. 211).

– Что вы на нём видите? (Дома.)

– Назовите все предметы, которые вы видите. (Окно, дверь, труба, крыша, улица…)

– Произнесите эти слова по слогам. Сколько слогов? Почему?

– Назовите слово с наименьшим количеством слогов. (Дом, дверь.) С наибольшим. (Улица.)

– Назовите безударные слоги. Как вы их нашли?

Сделайте вывод: как определяем количество слогов в слове?

(В слове столько слогов, сколько гласных звуков.)

– На основе ключевых слов сформулируйте цель урока. (Определять количество слогов в словах, делить на слоги, находить ударные и безударные слоги.)

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

 


– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1  2  3  4  3  1   

1. – Запишите слова, поставьте ударение. Назовите и обозначьте орфограммы.

 

 

Почки, ягоды, зверьки, шьют, встреча, отъезд, Ульяна, холодный.

– Разделите слова на слоги. Какие вопросы возникают?

– Как определить количество слогов? (Определить количество гласных звуков.)

– Как правильно разделить по|чки или поч|ки? Почему здесь возникают варианты? (Рядом находятся два согласных звука.)

– Как правильно делить на слоги, если рядом находятся два согласных звука? (Нужно делить после буквы гласного или звонкого непарного.)

– Получили ли ответы на вопросы?

– Выполняйте деление на слоги.

– Сравните с образцом.

По|чки, я|го|ды, зверь|ки, шьют, встре|ча, отъ|езд, Уль|я|на, хо|ло|дный.

– Какое слово нельзя разделить на слоги? Почему?

 

2. – Запишите:

I вариант – два имени, состоящие из двух слогов.

II вариант – две клички животных, состоящие из трёх слогов.

 

– Прочитайте, что вы написали. (Коля, Лера, Пушинка, Рыжуха...)

– Как называются имена, которые состоят из двух слогов? (Сокращённые, разговорные.)

– Приведите примеры полных, официальных имён. (Николай, Валерия.)

– Из скольких слогов они состоят? (Трёх.)

– Изменился ли ударный слог? (Ударным стал другой слог – 3-й, 2-й…)

– Какая орфограмма есть во всех этих словах? (Большая буква в именах собственных.)

 

 

3. Работа по учебнику.

Упр. 212 – развивается умение ставить ударение, определять ударные и безударные слоги, группировать слова в соответствии с местом ударения в слове, подчёркивать буквы безударных гласных.

Письменно выполняются задания к упражнению с комментированием учащихся.

Упр. 214 – развивается умение читать схемы слов с ударными и безударными слогами, устанавливать их сходство и различие, подбирать слова к схемам, передавать ритм каждого слова.

Задания:

а) – Расскажите о словах по схемам всё, что вы поняли.

(Все слова в схемах состоят из трёх слогов, они объединены в группы в зависимости от места ударения в слове. В 1-й группе ударение падает на 1-й слог. Во 2-й группе второй слог ударный, в 3-й – третий слог ударный, а 1-й и 2-й слоги безударные.)

б) – Подберите соответствующие слова. Запишите в три столбика.

При проверке дети читают свои варианты, а остальные учащиеся передают ритм каждого слова хлопком.

в) Прочитайте слова, подобранные к схемам, найдите лишнее, объясните, почему оно лишнее. Распределите их по группам.

Сделайте вывод об особенностях ударения в русском языке. Ударение в русском языке может падать на любой слог, т.е. является свободным.

 

4. Дополнительно М

Упр. 206 («Дидактический материал»).

Работа по заданиям в книге.

 

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

 

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

ΙV. Итог урока.

 

Выполнение задания № 1, тема 15 в Рабочей тетради.

– Докажите, что выбранное вами слово не соответствует заданной схеме.

– Покажите на примерах, что ударение в русском языке свободное.  4  4

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

 

I вариант: упр. 213.

II вариант: упр. 209 («Дидактический материал»).

 

Деятельность учеников:

 

  – Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.

  – Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне.


Посмотрите также