Русский язык
БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА
Урок 122 (93).
Тема: Развитие умения делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение.
Цель: развитие умений ставить ударение, делить слова на слоги, различать ударные и безударные слоги, строить схемы слов, подбирать слова к схемам.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
|||||||||||
Ι. Актуализация знаний.
|
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Беседа. 4 3 – Прочитайте хором название раздела в учебнике. – Попробуем название раздела изобразить в виде схемы. а) Мы будем изучать слова. Как это можно изобразить в виде схемы? _________ б) Сколько должно быть в таком слове слогов, если есть безударный гласный? (Не менее двух.) ____ | ____?
в) В какой части слова находится безударный гласный? (В корне.) ____ | ____? – Назовите ключевые слова этой темы. (Ударение, слог, безударный гласный, корень.) Запишите в тетрадях.
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифициро-вать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
|||||||||||
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
|
1 3 3 – Рассмотрите центральный кадр киноплёнки (по упр. 211). – Что вы на нём видите? (Дома.) – Назовите все предметы, которые вы видите. (Окно, дверь, труба, крыша, улица…) – Произнесите эти слова по слогам. Сколько слогов? Почему? – Назовите слово с наименьшим количеством слогов. (Дом, дверь.) С наибольшим. (Улица.) – Назовите безударные слоги. Как вы их нашли? – Сделайте вывод: как определяем количество слогов в слове? (В слове столько слогов, сколько гласных звуков.) – На основе ключевых слов сформулируйте цель урока. (Определять количество слогов в словах, делить на слоги, находить ударные и безударные слоги.) – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
|
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
|||||||||||
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. |
1 2 3 4 3 1 1. – Запишите слова, поставьте ударение. Назовите и обозначьте орфограммы.
Почки, ягоды, зверьки, шьют, встреча, отъезд, Ульяна, холодный. – Разделите слова на слоги. Какие вопросы возникают? – Как определить количество слогов? (Определить количество гласных звуков.) – Как правильно разделить по|чки или поч|ки? Почему здесь возникают варианты? (Рядом находятся два согласных звука.) – Как правильно делить на слоги, если рядом находятся два согласных звука? (Нужно делить после буквы гласного или звонкого непарного.) – Получили ли ответы на вопросы? – Выполняйте деление на слоги. – Сравните с образцом. По|чки, я|го|ды, зверь|ки, шьют, встре|ча, отъ|езд, Уль|я|на, хо|ло|дный. – Какое слово нельзя разделить на слоги? Почему?
2. – Запишите: I вариант – два имени, состоящие из двух слогов. II вариант – две клички животных, состоящие из трёх слогов.
– Прочитайте, что вы написали. (Коля, Лера, Пушинка, Рыжуха...) – Как называются имена, которые состоят из двух слогов? (Сокращённые, разговорные.) – Приведите примеры полных, официальных имён. (Николай, Валерия.) – Из скольких слогов они состоят? (Трёх.) – Изменился ли ударный слог? (Ударным стал другой слог – 3-й, 2-й…) – Какая орфограмма есть во всех этих словах? (Большая буква в именах собственных.)
3. Работа по учебнику. Упр. 212 – развивается умение ставить ударение, определять ударные и безударные слоги, группировать слова в соответствии с местом ударения в слове, подчёркивать буквы безударных гласных. Письменно выполняются задания к упражнению с комментированием учащихся. Упр. 214 – развивается умение читать схемы слов с ударными и безударными слогами, устанавливать их сходство и различие, подбирать слова к схемам, передавать ритм каждого слова. Задания: а) – Расскажите о словах по схемам всё, что вы поняли. (Все слова в схемах состоят из трёх слогов, они объединены в группы в зависимости от места ударения в слове. В 1-й группе ударение падает на 1-й слог. Во 2-й группе второй слог ударный, в 3-й – третий слог ударный, а 1-й и 2-й слоги безударные.) б) – Подберите соответствующие слова. Запишите в три столбика. При проверке дети читают свои варианты, а остальные учащиеся передают ритм каждого слова хлопком. в) Прочитайте слова, подобранные к схемам, найдите лишнее, объясните, почему оно лишнее. Распределите их по группам. Сделайте вывод об особенностях ударения в русском языке. Ударение в русском языке может падать на любой слог, т.е. является свободным.
4. Дополнительно: М Упр. 206 («Дидактический материал»). Работа по заданиям в книге.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
|||||||||||
ΙV. Итог урока.
|
Выполнение задания № 1, тема 15 в Рабочей тетради. – Докажите, что выбранное вами слово не соответствует заданной схеме. – Покажите на примерах, что ударение в русском языке свободное. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
|
|||||||||||
V. Домашнее задание.
|
I вариант: упр. 213. II вариант: упр. 209 («Дидактический материал»). |
|
Деятельность учеников:
– Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.
– Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.