– Почему её так назвали – рябина? Кудрявые соцветия рябины в пору цветения выделяются из общей белизны своей пестротой. Рябые, говорили в народе.
– А что это за красные кораллы? (Ягоды рябины.) У Сергея Есенина есть такой красивый образ – «костёр рябины красной».
– Кто-нибудь знает, что такое кораллы, видел их? (Ярко-красный или розовый камень, являющийся известковым отложением морских животных, из него делают украшения.)
Запись слова рябина в тетрадях (с элементами чистописания отдельных соединений по усмотрению учителя).
Звуко-буквенный анализ слова рябина. Выделение опасного места [р'иб'ина].
– Как легче запомнить написание этого слова?
Ассоциации детей, возможно, курочка Ряба.
Русский язык
СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ
ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
Урок 50 (39).
Тема: Развитие умения находить грамматическую основу предложения.
Цель:
– дальнейшее овладение родным языком;
– развитие умения находить грамматическую основу предложения.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
© ООО «Баласс», 2012
1виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
4 3
Словарная работа с введением новых слов.
Знакомство с правописанием слова рябина.
– Отгадайте загадку.
Весною зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
– Почему её так назвали – рябина? Кудрявые соцветия рябины в пору
цветения выделяются из общей белизны своей пестротой. Рябые, говорили
в народе.
– А что это за красные кораллы? (Ягоды рябины.) У Сергея Есенина есть
такой красивый образ – «костёр рябины красной».
– Ктонибудь знает, что такое кораллы, видел их? (Яркокрасный или
розовый камень, являющийся известковым отложением морских
животных, из него делают украшения.)
Запись слова рябина в тетрадях (с элементами чистописания
отдельных соединений по усмотрению учителя).
Звукобуквенный анализ слова рябина. Выделение опасного места
[р'иб'ина].
– Как легче запомнить написание этого слова?
Ассоциации детей, возможно, курочка Ряба.
© ООО «Баласс», 2012
2II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
1 3 1 1. Лингвистический эксперимент.
– Откройте Рабочую тетрадь.
– Что вам было предложено в задании № 6? (Схема и предложение.)
– Какой вариант ответа вы выбрали? (4.)
– Попробуйте закрыть первые два слова в каждом примере.
– Можно ли сказать, что слова молоко, деревья и объявление отвечают на
вопрос что? (Да.)
– А можно ли сказать, что они составляют центр предложения? (Нет.)
Почему?
– Для ответа на этот вопрос посмотрите ещё раз на слованазвания
действий. Кто? или что? будет эти действия производить? (Кошка,
ветер, Мишка.)
– Какое здесь будет действующее лицо в каждом примере?
– В каком слове часто заключается подсказка к поиску центра, главных
слов в предложении? (В словеназвании действия.)
Вывод. Главные слова (грамматическая основа) в предложении тесно
связаны по смыслу, ктото в предложении должен производить
действие. Он называется действующее лицо.
2. Формулирование задач урока.
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? (Продолжим
находить главные слова в предложении.)
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Учиться находить грамматические основы.
2. Учиться составлять предложения по схемам.
3. Учиться подбирать слованазвания действий по вопросам.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012
3– Какой кружок обозначает это умение?
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 2 3 2 1 4
Работа в учебнике.
Класс делится на группы по 4–5 человек.
1е задание: упр. 89 – на умение находить грамматические основы.
– Прочитать задание и договориться в группах о работе.
Взаимопроверка:
– Прочитайте грамматическую основу каждого из четырёх первых
предложений. Остальные группы оценивают правильность выполнения.
Читают от групп по очереди по одному предложению.
Вопроспровокация:
– Можно ли в концовке стихотворения найти грамматическую
основу нашла гриб? Почему? Кто будет находить? Гриб? А кто же будет
действующим лицом в предложении? (Я.) Значит, какая будет
грамматическая основа? (Я нашла.)
2е задание: упр. 90 – на умение составлять предложения по схемам.
Пронумеровать схемы и составить предложения по двум любым
схемам.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
© ООО «Баласс», 2012
4ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Взаимопроверка:
– От каждой группы читают предложения, а остальные определяют, какой
схеме они соответствуют.
Вывод: что обязательно должно быть в предложении? (Центр,
главные слова, грамматическая основа.)
3е задание: упр. 91 – на умение восстановить вопросы в диалоге на
основе ответовназваний действий.
– Восстановите в диалоге нужные слова. Обоснуйте свой выбор.
Каждая группа предлагает свой вариант диалога. Обосновывают по
одному примеру от группы.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось восстановить вопросы?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Над развитием какого умения работали на уроке? (Находить главные
слова (грамматическую основу) в предложении, составлять предложения
по схемам.)
– Понравилась ли вам работа в группах? Почему?
Можно обсудить, получить помощь, лучше понять. 4 4
VΙ . Итог урока.
© ООО «Баласс», 2012
5– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 73 («Дидактический материал»).
2. П. Задание № 10, тема 6 в Рабочей тетради.
Деятельность учеников:
– Ставить к словам вопросы.
– Классифицировать слова по вопросу.
– Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.
© ООО «Баласс», 2012
6