Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Русский язык
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ
Урок 67 (54).
Тема: Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.
Цель:
– развитие умений находить корень в слове, в группе однокоренных слов и отличать однокоренные слова от слов с
похожим корнем (сходных по звучанию слов).
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
© ООО «Баласс», 2012
13. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
1. Миниопрос.
– Есть такое определение в стихах:
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
– Назовите основные понятия прошлого урока. (Корень, однокоренные
слова.)
– Расскажите свои сказки про корень. А если встретятся однокоренные
слова, мы их запишем.
– Что такое корень слова?
– Назовите однокоренные слова с корнем кос на основе задания № 1,
тема 9 в Рабочей тетради.
– Докажите, что в слове космос нет корня кос. (Это общая часть, но нет
общего смысла со словами коса, косить, косарь, значит, космос – это не
однокоренное слово, в нём нет корня кос.)
2. Словарная работа.
– Подберите однокоренные слова к данным:
I вариант – томат.
II вариант – карандаш.
– Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните опасные места.
Вопросы к отвечающему ученику:
© ООО «Баласс», 2012
2II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие
нового знания.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
1 3 3
1. Проблемная ситуация (по учебнику в упр. 118).
После выделения двух групп однокоренных слов задаём вопрос:
– Одинаковый ли корень в словах бережок, побережье и бережёт?
Почему?
– Чем они похожи и чем различаются? (Похожие по звучанию корни, но
слова не являются однокоренными.)
– Какую задачу будем решать на уроке (основной вопрос урока)?
– Как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем?
– Составим план урока.
1. Какие слова можно назвать однокоренными?
2. Нахождение по заданному корню однокоренных слов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
2. Открытие нового знания.
На основе упр. 119.
1. – Что общего у слов? (Есть общая часть кол.)
– Можно ли назвать эти слова однокоренными, потому что у них есть
общая часть? (Нет, должен быть и общий смысл.)
– Есть ли у какихто слов общий смысл? (Колокол и колокольчик.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012
3– Как это доказать? Ваши предложения.
Выслушиваются мнения учеников.
– Нужно определить значение через какоето из этих или родственных
слов: колокольчик – маленький колокол, похожий на колокол, через
другие слова объяснить нельзя.
– Ответьте на вопрос: как отличить однокоренные слова от слов с похожим
корнем (со сходным по звучанию)?
– Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл.
– Прочитайте текст в рамке и сравните со своими выводами.
2. – Обозначьте в словах колокол и колокольчик корень.
– У всех ли получилось одинаково? (Кол – колокол.)
– Как же правильно выделить корень?
– Прочитайте рекомендацию, которую дают авторы учебника, и найдите
ответ на наш вопрос.
(Колокол, колокольчик, колокольный – объясняю через слово колокол,
значит, корень колокол.)
3 5 3 1 4
1. Игра «Рассели жильцов».
На доске два домика. В первом живут родственники с корнем
лёд, а во втором – с корнем винт.
– Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники.
Они потерялись и очень ждут от вас помощи.
I вариант – лёд. Можно организовать работу в парах.
II вариант – винт.
Ледник, винтик, ледовый, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол,
леди, вино.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
© ООО «Баласс», 2012
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
4– Какие слова «остались на улице»? Почему?
2. Работа в Рабочей тетради.
Выполнение задания № 3, тема 9.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
VΙ . Итог урока.
– Что надо уметь, чтобы правильно выделить корень в словах? 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Задание № 4, 9, тема 9 в Рабочей тетради.
2. Упр. 101 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Наблюдать над однокоренными словами.
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
© ООО «Баласс», 2012
5