Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur67.doc
Русский язык ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ Урок 67 (54). Тема:  Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов. Цель:   –  развитие умений находить корень в слове, в группе однокоренных слов и отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (сходных по звучанию слов). Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».   3   3  Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. © ООО «Баласс», 2012 13. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы  в иллюстрации. 1. Мини­опрос. – Есть такое определение в стихах: Корень слова – значимая часть. Над словами родственными Держит власть. Выясни умело линию родства – Однокоренные подбери слова. –  Назовите   основные   понятия   прошлого   урока.   (Корень,   однокоренные слова.) –  Расскажите свои сказки про корень. А если встретятся однокоренные слова, мы их запишем. – Что такое корень слова? –  Назовите однокоренные слова с корнем  ­кос­  на основе задания № 1, тема 9 в Рабочей тетради. – Докажите, что в слове космос нет корня кос­. (Это общая часть, но нет общего смысла со словами коса, косить, косарь, значит, космос – это не однокоренное слово, в нём нет корня ­кос­.) 2. Словарная работа. – Подберите однокоренные слова к данным: I вариант – томат. II вариант – карандаш. – Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните опасные места. Вопросы к отвечающему ученику: © ООО «Баласс», 2012 2II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.   Открытие  нового знания. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 1   3    3 1. Проблемная ситуация (по учебнику в упр. 118). После выделения двух групп однокоренных слов задаём вопрос: –  Одинаковый   ли   корень   в   словах  бережок,   побережье  и  бережёт? Почему? –  Чем они похожи и чем различаются? (Похожие по звучанию корни, но слова не являются однокоренными.) – Какую задачу будем решать на уроке (основной вопрос урока)? – Как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем? – Составим план урока. 1. Какие слова можно назвать однокоренными? 2. Нахождение по заданному корню однокоренных слов. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  2. Открытие нового знания. На основе упр. 119. 1. – Что общего у слов? (Есть общая часть кол.) –  Можно  ли   назвать   эти  слова   однокоренными,  потому  что   у  них  есть общая часть? (Нет, должен быть и общий смысл.) – Есть ли у каких­то слов общий смысл? (Колокол и колокольчик.) Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2012 3– Как это доказать? Ваши предложения.  Выслушиваются мнения учеников. –  Нужно   определить   значение   через   какое­то   из   этих   или   родственных слов:  колокольчик  –  маленький   колокол,   похожий   на   колокол,   через другие слова объяснить нельзя. – Ответьте на вопрос: как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем (со сходным по звучанию)? – Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл. – Прочитайте текст в рамке и сравните со своими выводами. 2. – Обозначьте в словах колокол и колокольчик корень. – У всех ли получилось одинаково? (Кол­ – колокол.) – Как же правильно выделить корень? –  Прочитайте рекомендацию, которую дают авторы учебника, и найдите ответ на наш вопрос. (Колокол, колокольчик, колокольный  – объясняю через слово  колокол, значит, корень колокол.) 3  5  3  1  4  1. Игра «Рассели жильцов». На доске два домика. В первом живут родственники с корнем ­лёд­, а во втором – с корнем ­винт­. – Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи. I вариант – ­лёд­.                Можно организовать работу в парах. II вариант – ­винт­.            Ледник,   винтик,   ледовый,   заледенеть,   завинтил,   винтовой,   ледокол, леди, вино. ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  © ООО «Баласс», 2012 Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 4– Какие слова «остались на улице»? Почему? 2. Работа в Рабочей тетради. Выполнение задания № 3, тема 9. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. VΙ . Итог урока. – Что надо уметь, чтобы правильно выделить корень в словах?   4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание.  1. Задание №  4, 9, тема 9 в Рабочей тетради. 2. Упр. 101 («Дидактический материал»). Деятельность учеников: – Наблюдать над однокоренными словами. – Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. – Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. – Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть). © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также