Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Словарная работа. а) – Выпишите слово, в котором нет приставки: Забег, заяц, заморозок, заход. – Почему выписали слово заяц? Докажите, что в нём нет приставки. (Подбираем однокоренные слова зайчик, зайчонок, зайчата, перед корнем нет никаких частей.) – Подчеркните опасное место в этом слове. – Это слово пришло в русский язык из польского языка и обозначает «прыгун», т.е. заяц так назван за свою прыгучесть. б) Звуко-буквенный анализ слова заяц. Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur74.doc
Русский язык СУФФИКС Урок 74 (60). Тема: Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок. Цель:   –  дальнейшее   овладение   родным   языком,   обогащение   активного   словарного   запаса   на   основе   усвоения   значения приставок;   –   развитие умений находить новые приставки в словах, определять их значение, отличать слова с приставками от одинаково звучащих с ними частей корня. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. © ООО «Баласс», 2012 13. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы  в иллюстрации.   1  3  3  1. Словарная работа.  а) – Выпишите слово, в котором нет приставки: Забег, заяц, заморозок, заход. –  Почему   выписали   слово  заяц?   Докажите,   что   в   нём   нет   приставки. (Подбираем однокоренные слова зайчик, зайчонок, зайчата, перед корнем нет никаких частей.) – Подчеркните опасное место в этом слове. –  Это   слово   пришло   в   русский   язык   из   польского   языка   и   обозначает «прыгун», т.е. заяц так назван за свою прыгучесть. б) Звуко­буквенный анализ слова заяц. Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. в)  Запись   однокоренных   слов   (зайчик,   зайчонок,   зайчата,   зайчиха, заячий, заюшка). Записывают с проговариванием. г) – Когда так говорят? Заячья душа (о трусливом человеке). Убить двух зайцев (выполнить два дела одновременно). – Запишите эти сочетания слов. © ООО «Баласс», 2012 2– Запишите ещё нескольких слов.  Учитель диктует: собака, корова, медведь. – Что их объединяет со словом заяц? (Это названия животных, словарные слова.) – Подчеркните опасные места в этих словах. 2. Проверка домашнего задания. – Поставьте цифры в столбик в тетрадях: 1, 2, 3, 4, 5 – Я буду говорить фразы, а вы отмечайте верные утверждения знаком «+», неверные – знаком «–». 1. Приставка является самостоятельным словом в предложении. 2. Приставка пишется слитно со словами. 3. Приставка находится в середине слова. 4. Приставка и суффикс образуют новые слова. 5. У однокоренных слов могут быть разные приставки. – Сверьте свои записи с доской: «–», «+», «–», «+», «+». – Приведите примеры приставок из домашнего задания (упр. 112,  «Дидактический материал»). – Какое значение вносит в слова приставка у­? (Удаление предмета.) 1  3  3 – Вот какое есть стихотворение про приставку. Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова. II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.   Открытие  © ООО «Баласс», 2012 Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказы­ вать своё предположение на  основе работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной  3нового знания. – Определите, что мы будем делать сегодня на уроке? (Находить приставки, писать слова с приставками, образовывать с ними слова.) – Составим план урока. 1. Находить в словах приставку и определять её значение. 2. Отличать слова с приставками от одинаково звучащих с ними частей корня. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Давайте выучим это стихотворение наизусть. У кого получится быстрее?  Учитель читает подряд два раза. задачей. 3. Прогнозировать предстоя­ щую работу (составлять план). 4. Осуществлять познаватель­ ную и личностную рефлексию. ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.    3  5  3  1    1. Работа по учебнику. Упр. 134 – развивается умение образовывать слова с приставками. Можно   провести   как   конкурс   «Кто   больше?». вдумываться   в   значение   каждого   слова.  Нет   слов: отрисовать. I вариант – копать. II вариант – рисовать. – Сделайте вывод: что называют все эти слова? (Действия.) – А что произошло со значениями слов? (Они изменились.) –  Мы говорим в этом случае, что образовались новые слова, или слова с новым значением. Упр. 135  – развивается умение находить в словах­названиях признаков  Но:   необходимо  скопать, Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. © ООО «Баласс», 2012 4приставку и определять её значение. Методическая   рекомендация:   при   выполнении   этого   упражнения следует   учитывать,   что   данные   в   нём   прилагательные   образуются приставочно­суффиксальным   способом,   поэтому   на   значение   слова оказывают влияние и приставка, и суффикс. Но смысловую опору ищем в однокоренных словах­названиях предметов с предлогом.  2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. –  Как   понимаете:  приморский  (при   море),  пришкольный  (при   школе), дошкольный (до школы)? – Почему здесь выделены две группы слов? (Разные приставки.) –  Какое   значение   вносит   в   слово   приставка  при­?   (Нахождение   вблизи чего­либо.) Приставка до­? (Время до чего­то.) 2.   Задания   на   умение   отличать   слова   с   приставками   от   одинаково звучащих с ними частей корня. –  Вспомните   начало   урока.  Мы   говорили   о   слове  заяц,   в   котором   нет приставки. А почему мы думаем здесь о приставке, какие для этого есть причины? (Есть такая приставка – за­.) – Как же отличить слово с приставкой от сходно звучащего с ней начала слова без приставки? Вспомните, как мы отличали слова с суффиксом от сходно   звучащих   в   концовках   слов   без   суффикса.   (Надо   подобрать однокоренные слова и объяснить это слово через однокоренное.) – Используйте этот алгоритм и выполните задание № 1, тема 11 в Рабочей тетради. – Укажите вариант ответа и докажите, что в слове поехать есть приставка (поехать образовалось от ехать, т.е. начать ехать). Назовите приставку. – Почему в других словах нет приставки по­? (Их нельзя объяснить через однокоренные слова без приставки.) © ООО «Баласс», 2012 5– Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. –  Кто   запомнил   стихотворение,   которое   мы   учили   в   начале   урока? Расскажите его. –  Сколько   признаков   приставки   в   нём   названо?   (Три:   стоит   в   начале, пишется слитно, образует новые слова.)   4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание.  1. Задание № 2, тема 11 в Рабочей тетради. 2. «Это ты знаешь и умеешь», задание № 4. Деятельность учеников: – Выделять суффикс в доступных словах. – Характеризовать роль суффикса в слове. – Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. – Образовывать слова с помощью суффиксов. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также