. Открытие новых знаний.
– Какие у вас есть версии, чтобы определить части слова? (Подобрать однокоренные слова.)
– Для чего нужно подбирать однокоренные слова? (Чтобы выделить корень.)
– А что нужно сделать потом? (Посмотреть, что добавилось, что стоит после корня.)
– Выполняйте. (Листок: листик, лист, листочек, листовой.) Затрудняются.
– Какой корень в слове листок? (Лист.)
– А какой в слове поток? (Поток.)
– Можно ли объяснить слово листок через однокоренное слово? Как это сделать?
– Какая часть добавилась к слову лист? (Листок – маленький лист. Суффикс -ок-.)
– Какое значение имеет суффикс? (Уменьшительное.)
– Обратите внимание: это значение можно найти в объяснении.
– Можно ли объяснить через однокоренное слово поток? (Нет, однокоренных нет.)
– Значит, всё в слове будет корнем, никаких других частей в слове нет.
– Сделайте вывод: как нужно действовать, чтобы выделить части слова? (Нужно подобрать однокоренные слова и объяснить слово через однокоренное.)
– А как найти суффикс? (Затем нужно посмотреть, что в слове добавилось к корню, стоит после корня.)
Русский язык
СУФФИКС
Урок 70 (57).
Тема: Развитие умения находить в словах суффиксы.
Цель:
– развитие умений находить суффикс в слове, образовывать слова с помощью суффикса.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1 3 3
Словарная работа
Жилбыл суффикс чик. Он был небольшой, но всемогущий, так что все
слова, к которым он подходил, сразу же превращались в такие же, как и
сам суффикс.
– Запишите, какие слова получатся.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифи
© ООО «Баласс», 2012
1Трамвай – ... (трамвайчик), стакан – ... (стаканчик), барабан – ...
(барабанчик).
– Выделите суффикс.
– Какое значение у суффикса чик? (Уменьшительное, уменьшительно
ласкательное.)
– Где могут употребляться такие слова? (В сказках, детских стишках,
играх.)
– Составьте словосочетания с новыми словами (устно).
– Приведите свои примеры слов с таким же суффиксом. (Кабанчик,
диванчик.)
– Назовите другие уменьшительноласкательные суффиксы из домашнего
упр. 105, «Дидактический материал» (ок, ик: ветерок, мостик.)
– Если я нахожу в слове суффикс ёнок или онок, значит, у слова
появится значение … (Детёныш животного.)
– Что такое суффикс?
– Какую роль он играет в слове? (Изменяет значение слова, образует новые
слова.)
1 3 3
1. Проблемная ситуация.
На доске два слова.
?
ок
листок поток
– Что такое ок в этих словах?
– Как нужно действовать, чтобы определить часть слова?
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие
нового знания.
© ООО «Баласс», 2012
цировать по признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение выска
зывать своё предположение на
основе работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предсто
2– Как вы думаете, какая будет тема урока? (Нахождение суффикса в
словах.)
– Составим план урока.
ящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познаватель
ную и личностную рефлексию.
Учиться определять суффиксы в словах.
Виды суффикса.
1.
2.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
2. Открытие новых знаний.
– Какие у вас есть версии, чтобы определить части слова? (Подобрать
однокоренные слова.)
– Для чего нужно подбирать однокоренные слова? (Чтобы выделить
корень.)
– А что нужно сделать потом? (Посмотреть, что добавилось, что стоит
после корня.)
– Выполняйте. (Листок: листик, лист, листочек, листовой.)
Затрудняются.
– Какой корень в слове листок? (Лист.)
– А какой в слове поток? (Поток.)
– Можно ли объяснить слово листок через однокоренное слово? Как это
сделать?
– Какая часть добавилась к слову лист? (Листок – маленький лист.
Суффикс ок.)
– Какое значение имеет суффикс? (Уменьшительное.)
– Обратите внимание: это значение можно найти в объяснении.
– Можно ли объяснить через однокоренное слово поток? (Нет,
однокоренных нет.)
– Значит, всё в слове будет корнем, никаких других частей в слове нет.
© ООО «Баласс», 2012
3ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
– Сделайте вывод: как нужно действовать, чтобы выделить части слова?
(Нужно подобрать однокоренные слова и объяснить слово через
однокоренное.)
– А как найти суффикс? (Затем нужно посмотреть, что в слове добавилось
к корню, стоит после корня.)
3 5 3 1
1. Работа по учебнику.
Упр. 125 – развивается умение находить суффиксы в словах и
определять их значение.
Методическая рекомендация: при выполнении этого упражнения лучше
начать с примеров, где нет чередований звуков: мышонок, котёнок, а
далее суффикс в словах галчонок, волчонок выделяется по аналогии с
этими словами. Обязательно следует объяснять значение слов
мышонок – детёныш мыши, маленькая мышка. Значит, у суффикса
будет значение «детёныш, малое живое существо».
При анализе слов галчат, мышат … учитель обращает внимание на то,
что это тоже детёныши, малые живые существа, но только их много,
поэтому у суффикса будет значение «много маленьких существ,
детёнышей».
Упр. 126 – развивается умение наблюдать за изменением смысла слова
в зависимости от вида суффикса – уменьшительный, увеличительный.
– Чем отличаются слова домик и домище? (У них разные суффиксы,
разное значение – маленький дом, большой дом.)
Учитель может сообщить, что у суффикса ищ увеличительное
значение.
– Подберите и запишите однокоренные слова с уменьшительным и
увеличительным суффиксом к словам нос, хвост.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
4Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Слуховой диктант.
– Назовите слова, в которых есть суффиксы со значением «детёныш» и
«много детёнышей».
Пять мышат в траве шуршат.
Три мышонка спят под ёлкой.
3. Работа в Рабочей тетради.
Задание № 1, тема 10.
– Обменяйтесь тетрадями, сравните результаты.
– Докажите, что в выбранном вами слове нет суффикса, используя
алгоритм в серой рамке.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Какой суффикс любят в Стране великанов? (ищ)
– А какой в Стране лилипутов? (ик, ок)
– Как они называются?
– Выполните тестовое задание № 5, тема 10 в Рабочей тетради. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
© ООО «Баласс», 2012
5– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Задание № 2, 9, тема 10 в Рабочей тетради.
2. Упр. 107, «Дидактический материал».
Деятельность учеников:
– Выделять суффикс в доступных словах.
– Характеризовать роль суффикса в слове.
– Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
– Образовывать слова с помощью суффиксов.
© ООО «Баласс», 2012
6