Развитие умения находить в словах суффиксы.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

. Открытие новых знаний. – Какие у вас есть версии, чтобы определить части слова? (Подобрать однокоренные слова.) – Для чего нужно подбирать однокоренные слова? (Чтобы выделить корень.) – А что нужно сделать потом? (Посмотреть, что добавилось, что стоит после корня.) – Выполняйте. (Листок: листик, лист, листочек, листовой.) Затрудняются. – Какой корень в слове листок? (Лист.) – А какой в слове поток? (Поток.) – Можно ли объяснить слово листок через однокоренное слово? Как это сделать? – Какая часть добавилась к слову лист? (Листок – маленький лист. Суффикс -ок-.) – Какое значение имеет суффикс? (Уменьшительное.) – Обратите внимание: это значение можно найти в объяснении. – Можно ли объяснить через однокоренное слово поток? (Нет, однокоренных нет.) – Значит, всё в слове будет корнем, никаких других частей в слове нет. – Сделайте вывод: как нужно действовать, чтобы выделить части слова? (Нужно подобрать однокоренные слова и объяснить слово через однокоренное.) – А как найти суффикс? (Затем нужно посмотреть, что в слове добавилось к корню, стоит после корня.)
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur70.doc
Русский язык СУФФИКС Урок 70 (57). Тема:  Развитие умения находить в словах суффиксы. Цель:  – развитие умений находить суффикс в слове, образовывать слова с помощью суффикса. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».   1   3   3  Словарная работа  Жил­был суффикс ­чик­. Он был небольшой, но всемогущий, так что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в такие же, как и сам суффикс. – Запишите, какие слова получатся. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифи­ © ООО «Баласс», 2012 1Трамвай   –   ...   (трамвайчик),   стакан   –   ...   (стаканчик),   барабан   –   ... (барабанчик). – Выделите суффикс. –  Какое значение у суффикса  ­чик­? (Уменьшительное, уменьшительно­ ласкательное.) –  Где   могут   употребляться   такие   слова?   (В   сказках,   детских   стишках, играх.) – Составьте словосочетания с новыми словами (устно). –  Приведите   свои   примеры   слов   с   таким   же   суффиксом.   (Кабанчик, диванчик.) –  Назовите другие уменьшительно­ласкательные суффиксы из домашнего упр. 105, «Дидактический материал» (­ок­, ­ик­: ветерок, мостик.) –  Если   я   нахожу   в   слове   суффикс  ­ёнок­  или  ­онок­,   значит,   у   слова появится значение … (Детёныш животного.) – Что такое суффикс? – Какую роль он играет в слове? (Изменяет значение слова, образует новые слова.) 1   3   3 1. Проблемная ситуация. На доске два слова.                                                               ?                                                            ­ок­                                                листок               поток – Что такое ­ок­ в этих словах? – Как нужно действовать, чтобы определить часть слова? II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.   Открытие  нового знания. © ООО «Баласс», 2012 цировать по признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы  в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение выска­ зывать своё предположение на  основе работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предсто­ 2–  Как   вы   думаете,   какая   будет   тема   урока?   (Нахождение   суффикса   в словах.) – Составим план урока. ящую работу (составлять план). 4. Осуществлять   познаватель­ ную и личностную рефлексию. Учиться определять суффиксы в словах. Виды суффикса. 1. 2. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 2. Открытие новых знаний. –  Какие у  вас есть  версии, чтобы определить   части слова? (Подобрать однокоренные слова.) –  Для   чего   нужно   подбирать   однокоренные   слова?   (Чтобы   выделить корень.) –  А что нужно сделать потом? (Посмотреть, что добавилось, что стоит после корня.) –  Выполняйте.   (Листок:   листик,   лист,   листочек,   листовой.) Затрудняются. – Какой корень в слове листок? (Лист.) – А какой в слове поток? (Поток.) – Можно ли объяснить слово листок через однокоренное слово? Как это сделать? –  Какая   часть   добавилась   к   слову  лист?   (Листок  –  маленький   лист. Суффикс ­ок­.) – Какое значение имеет суффикс? (Уменьшительное.) – Обратите внимание: это значение можно найти в объяснении. –  Можно   ли   объяснить   через   однокоренное   слово  поток?   (Нет, однокоренных нет.) – Значит, всё в слове будет корнем, никаких других частей в слове нет. © ООО «Баласс», 2012 3ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  –  Сделайте вывод: как нужно  действовать, чтобы выделить части слова? (Нужно   подобрать   однокоренные  слова   и   объяснить   слово   через однокоренное.) – А как найти суффикс? (Затем нужно посмотреть, что в слове добавилось к корню, стоит после корня.)   3   5   3   1    1. Работа по учебнику. Упр.   125  –   развивается   умение   находить   суффиксы   в   словах   и определять их значение. Методическая рекомендация: при выполнении этого упражнения лучше начать с примеров, где нет чередований звуков:  мышонок,  котёнок, а далее суффикс в словах  галчонок,  волчонок  выделяется по аналогии с этими   словами.   Обязательно   следует   объяснять   значение   слов мышонок  – детёныш  мыши, маленькая  мышка. Значит, у суффикса будет значение «детёныш, малое живое существо». При анализе слов галчат, мышат … учитель обращает внимание на то, что это тоже детёныши, малые живые существа, но только их много, поэтому   у   суффикса   будет   значение   «много   маленьких   существ, детёнышей». Упр. 126 – развивается умение наблюдать за изменением смысла слова в зависимости от вида суффикса – уменьшительный, увеличительный. –  Чем   отличаются   слова  домик  и  домище?   (У   них   разные   суффиксы, разное значение – маленький дом, большой дом.) Учитель   может   сообщить,   что   у   суффикса  ­ищ­  увеличительное значение. –  Подберите   и   запишите   однокоренные   слова   с   уменьшительным   и увеличительным суффиксом к словам нос, хвост. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2012 4Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Слуховой диктант. –  Назовите слова, в которых есть суффиксы со значением «детёныш» и «много детёнышей». Пять мышат в траве шуршат. Три мышонка спят под ёлкой. 3. Работа в Рабочей тетради.  Задание № 1, тема 10.  – Обменяйтесь тетрадями, сравните результаты. –  Докажите,   что   в   выбранном   вами   слове   нет   суффикса,   используя алгоритм в серой рамке. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Какой суффикс любят в Стране великанов? (­ищ­) – А какой в  Стране лилипутов? (­ик­, ­ок­) – Как они называются? – Выполните тестовое задание № 5, тема 10 в  Рабочей тетради.  4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? © ООО «Баласс», 2012 5– В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание.  1. Задание № 2, 9, тема 10 в Рабочей тетради. 2. Упр. 107, «Дидактический материал». Деятельность учеников: – Выделять суффикс в доступных словах. – Характеризовать роль суффикса в слове. – Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. – Образовывать слова с помощью суффиксов. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также