Развитие умения находить в словах суффиксы.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проверка домашнего задания. Мини-опрос (напишите нужное слово). 1. Главная часть родственных слов – это ________ (корень). 2. Суффикс образует __________ (новые слова). 3. Суффикс -онок- имеет значение ___________ (детёныш), а -ат- (страусят, акулят, тигрят) имеет значение ___________ (много детёнышей). 4. Суффикс -ок- есть в словах чулок, замок, восток, грибок (в случае затруднения смотрим домашнее задание № 2, тема 10 в Рабочей тетради). (Грибок.) 5. В словах слониха и ежиха есть суффикс ______ (-их-) (по упр. 107, «Дидактический материал»). Далее учитель ещё раз читает предложения, а ученики дополняют записанными словами. П. Как можно определить значение суффикса -их- в словах слониха, ежиха? (Самка животного, значение женского пола.)
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur71.doc
Русский язык СУФФИКС Урок 71 (57). Тема:  Развитие умения находить в словах суффиксы. Цель:   –  дальнейшее   овладение   родным   языком,   обогащение   активного   словарного   запаса   на   основе   понимания   значений суффиксов;   –  развитие   умений   находить   новые   суффиксы   в   словах,   определять   их   значение,   объединять   слова   в   группы   в зависимости от значений суффиксов. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  © ООО «Баласс», 2012 1– Напишите слова «Классная работа».   1   3   3  Проверка домашнего задания. Мини­опрос (напишите нужное слово). 1. Главная часть родственных слов – это ________ (корень). 2. Суффикс образует __________ (новые слова). 3. Суффикс ­онок­ имеет значение ___________ (детёныш), а ­ат­ (страусят,   акулят,   тигрят)   имеет   значение   ___________   (много детёнышей). 4. Суффикс  ­ок­  есть в словах  чулок,  замок,  восток,  грибок  (в случае затруднения смотрим домашнее задание № 2, тема 10 в Рабочей тетради). (Грибок.) 5. В словах  слониха  и  ежиха  есть суффикс ______  (­их­) (по упр. 107, «Дидактический материал»). Далее   учитель   ещё   раз   читает   предложения,   а   ученики   дополняют записанными словами. П.  Как   можно   определить   значение   суффикса  ­их­  в   словах  слониха, ежиха? (Самка животного, значение женского пола.) виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы  в иллюстрации. II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.   Открытие  1  3  3 – Запишите все суффиксы, которые вы узнали. Обменяйтесь тетрадями и сравните, все ли суффиксы есть у вас. – Сравните после этого с записью на доске. На закрытом крыле доски (слайде) представлены суффиксы: ­ок­, ­ик­, ­чик­, ­онок­, ­ёнок­, ­их­, ­ат­, ­ищ­. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом учебника. © ООО «Баласс», 2012 2нового знания. – Разбейте их на группы. Сколько групп получилось? (3 или 4.) – Дайте им названия.  Если затрудняются, можно после этого на слайде показать таблицу. 2. Оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной  задачей. Уменьшительно­ласкательный Детёныш (много детёнышей)/самка животного Увеличительный –  Как вы думаете, это все суффиксы или есть и другие? Ответ на этот вопрос будем искать на уроке. – Составим план урока. 1. Значение суффикса ­ушк­. 2. Значение суффикса ­тель­. 3. Значение суффикса ­ищ­. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)   3  5  3  1    1.  На слайде  (доске) представлено  четверостишие (можно записать под диктовку с послоговым проговариванием): Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шёлкова бородушка. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  © ООО «Баласс», 2012 3устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. – В каких словах вы увидели знакомые суффиксы? (Петушок, гребешок.) Определите   их   значение.   (Ласкательное.)   Докажите,   что   здесь   не уменьшительное значение. (Петушок – это не маленький петух, а ласково, с любовью говорится о петухе, он любимый герой детских сказок.) – Какие ещё слова с суффиксами вы увидели? (Головушка, бородушка.) –  Где   такие   слова   чаще   всего   употребляются?   (В   сказках,   песнях, потешках, в разговорной речи.) –  Как   найти   в   этих   словах   суффикс?   (Надо   объяснить   их   через однокоренные:  головушка  – ласково, с любовью о голове,  бородушка  – ласково, с любовью о бороде, и выделить оставшуюся часть.) –  Запишите   эти   слова   и   выделите   суффиксы   в   них.   (Головушка, бородушка.) – Сделайте вывод: какое значение у суффикса ­ушк­? (Ласкательное.) – В какую группу запишем его? (В 1­ю.) 2. Работа по учебнику. Упр. 129 – развитие умений находить новый суффикс ­тель­ в словах и определять его значение. – Найдите общую часть в словах. – Можно ли её назвать корнем? (Нет, эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через одно и то же однокоренное слово.) – Назовите слова, от которых они образовались. (Учить…__.) – Кого обозначают все эти слова? (Людей.) – Суффикс ­тель­ говорит о профессии, занятии людей. – Приведите свои примеры. (Мечтатель, изобретатель.) Знакомство со словарным словом учитель. а) Звуко­буквенный анализ. © ООО «Баласс», 2012 4Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. б) Как легко запомнить написание этого слова? (Суффикс ­тель­ пишется с е.) Упр. 128 – развивается умение находить в тексте слова с суффиксом  ­ищ­. Ученики   самостоятельно   читают   текст,   выписывают   слова   с суффиксами и выделяют их. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Какие новые суффиксы узнали? (­ушк­, ­тель­) – Добавьте новую группу в таблицу. Как она будет называться? (Профессия, занятие людей.) Запишите эти суффиксы в таблицу.       4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание.  1. Упр. 127. 2. Задания № 6, 7, тема 10 в Рабочей тетради. П  Задание № 10, тема 10 в Рабочей тетради. © ООО «Баласс», 2012 5Деятельность учеников: – Выделять суффикс в доступных словах. – Характеризовать роль суффикса в слове. – Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. – Образовывать слова с помощью суффиксов. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также