Проверка домашнего задания.
Мини-опрос (напишите нужное слово).
1. Главная часть родственных слов – это ________ (корень).
2. Суффикс образует __________ (новые слова).
3. Суффикс -онок- имеет значение ___________ (детёныш), а -ат-
(страусят, акулят, тигрят) имеет значение ___________ (много детёнышей).
4. Суффикс -ок- есть в словах чулок, замок, восток, грибок (в случае затруднения смотрим домашнее задание № 2, тема 10 в Рабочей тетради). (Грибок.)
5. В словах слониха и ежиха есть суффикс ______ (-их-) (по упр. 107, «Дидактический материал»).
Далее учитель ещё раз читает предложения, а ученики дополняют записанными словами.
П. Как можно определить значение суффикса -их- в словах слониха, ежиха? (Самка животного, значение женского пола.)
Русский язык
СУФФИКС
Урок 71 (57).
Тема: Развитие умения находить в словах суффиксы.
Цель:
– дальнейшее овладение родным языком, обогащение активного словарного запаса на основе понимания значений
суффиксов;
– развитие умений находить новые суффиксы в словах, определять их значение, объединять слова в группы в
зависимости от значений суффиксов.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
© ООО «Баласс», 2012
1– Напишите слова «Классная работа».
1 3 3
Проверка домашнего задания.
Миниопрос (напишите нужное слово).
1. Главная часть родственных слов – это ________ (корень).
2. Суффикс образует __________ (новые слова).
3. Суффикс онок имеет значение ___________ (детёныш), а ат
(страусят, акулят, тигрят) имеет значение ___________ (много
детёнышей).
4. Суффикс ок есть в словах чулок, замок, восток, грибок (в случае
затруднения смотрим домашнее задание № 2, тема 10 в Рабочей тетради).
(Грибок.)
5. В словах слониха и ежиха есть суффикс ______ (их) (по упр. 107,
«Дидактический материал»).
Далее учитель ещё раз читает предложения, а ученики дополняют
записанными словами.
П. Как можно определить значение суффикса их в словах слониха,
ежиха? (Самка животного, значение женского пола.)
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие
1 3 3
– Запишите все суффиксы, которые вы узнали. Обменяйтесь тетрадями и
сравните, все ли суффиксы есть у вас.
– Сравните после этого с записью на доске.
На закрытом крыле доски (слайде) представлены суффиксы: ок,
ик, чик, онок, ёнок, их, ат, ищ.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
© ООО «Баласс», 2012
2нового знания.
– Разбейте их на группы. Сколько групп получилось? (3 или 4.)
– Дайте им названия.
Если затрудняются, можно после этого на слайде показать таблицу.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
Уменьшительноласкательный
Детёныш (много детёнышей)/самка
животного
Увеличительный
– Как вы думаете, это все суффиксы или есть и другие? Ответ на этот
вопрос будем искать на уроке.
– Составим план урока.
1. Значение суффикса ушк.
2. Значение суффикса тель.
3. Значение суффикса ищ.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
3 5 3 1
1. На слайде (доске) представлено четверостишие (можно записать
под диктовку с послоговым проговариванием):
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
© ООО «Баласс», 2012
3устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
– В каких словах вы увидели знакомые суффиксы? (Петушок, гребешок.)
Определите их значение. (Ласкательное.) Докажите, что здесь не
уменьшительное значение. (Петушок – это не маленький петух, а ласково, с
любовью говорится о петухе, он любимый герой детских сказок.)
– Какие ещё слова с суффиксами вы увидели? (Головушка, бородушка.)
– Где такие слова чаще всего употребляются? (В сказках, песнях,
потешках, в разговорной речи.)
– Как найти в этих словах суффикс? (Надо объяснить их через
однокоренные: головушка – ласково, с любовью о голове, бородушка –
ласково, с любовью о бороде, и выделить оставшуюся часть.)
– Запишите эти слова и выделите суффиксы в них. (Головушка,
бородушка.)
– Сделайте вывод: какое значение у суффикса ушк? (Ласкательное.)
– В какую группу запишем его? (В 1ю.)
2. Работа по учебнику.
Упр. 129 – развитие умений находить новый суффикс тель в словах и
определять его значение.
– Найдите общую часть в словах.
– Можно ли её назвать корнем? (Нет, эти слова не однокоренные, их нельзя
объяснить через одно и то же однокоренное слово.)
– Назовите слова, от которых они образовались. (Учить…__.)
– Кого обозначают все эти слова? (Людей.)
– Суффикс тель говорит о профессии, занятии людей.
– Приведите свои примеры. (Мечтатель, изобретатель.)
Знакомство со словарным словом учитель.
а) Звукобуквенный анализ.
© ООО «Баласс», 2012
4Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
б) Как легко запомнить написание этого слова? (Суффикс тель пишется
с е.)
Упр. 128 – развивается умение находить в тексте слова с суффиксом
ищ.
Ученики самостоятельно читают текст, выписывают слова с
суффиксами и выделяют их.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Какие новые суффиксы узнали? (ушк, тель)
– Добавьте новую группу в таблицу. Как она будет называться?
(Профессия, занятие людей.) Запишите эти суффиксы в таблицу. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 127.
2. Задания № 6, 7, тема 10 в Рабочей тетради.
П Задание № 10, тема 10 в Рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2012
5Деятельность учеников:
– Выделять суффикс в доступных словах.
– Характеризовать роль суффикса в слове.
– Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
– Образовывать слова с помощью суффиксов.
© ООО «Баласс», 2012
6