Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3 6 7 3 Беседа. – С чего обычно мы начинаем 1-й урок? (Отмечаем отсутствующих, иногда спрашиваем дежурных.) – Как же это происходит? (Называем их фамилии.) – А что же такое фамилия? Что означает само это слово – фамилия? – Это и будет тема нашего урока. Мини-беседа о фамилиях. Фамилия: 1) наследуемое семейное наименование; 2) то же, что и семья. – Как вы думаете, какая будет тема урока?
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur81.doc
Русский язык АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ Урок 81 (65). Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей. Цель:  – дальнейшее овладение родным языком на основе выявления мотивационных связей слов;  – развитие умений писать большую букву в фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  6  7  3  Беседа. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  © ООО «Баласс», 2012 1– С чего обычно мы начинаем 1­й урок? (Отмечаем отсутствующих, иногда спрашиваем дежурных.) – Как же это происходит? (Называем их фамилии.) – А что же такое фамилия? Что означает само это слово – фамилия? – Это и будет тема нашего урока. Мини­беседа о фамилиях. Фамилия:  1) наследуемое семейное наименование;  2) то же, что и семья. – Как вы думаете, какая будет тема урока? особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифи­ цировать по признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. 1  3  3 – Большая буква в фамилиях. – Составим план урока. 1. Какие бывают фамилии. 2. Запись фамилий. 3. Откуда появились фамилии. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного. Запомните написание этого слова. – Дополните предложение и запишите его: Моя фамилия... – С какой буквы вы написали фамилию? – Кто из вас знает значение своей фамилии? – А знаете ли вы, что ещё 150–200 лет назад у большинства людей фамилий не было? Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров – это Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.   Открытие  нового знания. © ООО «Баласс», 2012 2были сыновья Петра, Ивана, Александра. – Какая фамилия была у Ивана Грозного? –  Оказывается,   когда   жил   великий   князь   всея   Руси,   потом   ставший русским царём Иваном IV, у русских людей не было фамилий.  : как пишутся фамилии людей? –  Вот как в XVI веке называли людей:  «князь данило княж юрьев сын меньшого   ушатого;   угрим   львов   сын   выродков».   В   XVI–XVIII   вв. вводится   единая   трёхчинная   система   наименований   (имя,   отчество, фамилия). –  Давайте   придумаем   фамилии   от   имени  Петя.   (Петухов,   Петров, Петрушкин, Петрухин и т.д.) – Запишите эти фамилии. – Сделайте 1­й вывод – Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные. Их важность,   принадлежность   одному   лицу   показывает   большая   буква   в начале слова. – А какие интересные фамилии получались от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получилась ... – Если у человека была борода, получится …  (Бородин, Бородков, …). – Некоторые фамилии возникли от названия места жительства. (Московин, Вяземский, Шуйский и др.) – От названий животных, птиц … (Коровин, Медведев, Соловьёв, Лебедев, …) – От названий растений... (Ромашин, Цветков, Васильков, …) Ученики записывают по 1–2 фамилии. Подчёркивают большую букву. – Сделайте 2­й вывод –  Фамилии   происходят   от   имён,   прозвищ,   места   жительства,   названий  : от каких названий происходят фамилии людей?     © ООО «Баласс», 2012 3животных, птиц, растений. ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.    3  4  5  3  1  4    1. Мини­беседа. – Вспомните список вашего класса. – Что есть в этом списке? (Фамилии и имена.) – Что находится на 1­м месте? (Фамилия.) – А в каком порядке они расположены? (По алфавиту.) – Прочитайте алфавит,  Можно читать по цепочке. – Уточните, в каком порядке идут буквы, начиная с буквы ф «эф». Какой вариант в задании № 1, тема 12 в Рабочей тетради вы выбрали? Прочитайте ещё раз алфавит с этой буквы. – Какое слово было зашифровано в упр. 145 (домашнее задание)? – Правильно назовите каждую букву в этом слове. 2. Работа в группах. Упр. 147  – ученики в группах записывают фамилии незнакомых детей (один из учеников в группе пишет на листочке). Большую букву в именах и   фамилиях   подчёркивают.   Затем   листочки   передаются   в   другие группы, происходит взаимопроверка. Задание 2. – Запишите фамилии ребят нашего класса. Всего в классе … ученика, учитель может назвать количество учеников для 1­й, 2­й групп и количество учеников для 3­й, 4­й групп. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2012 41­я, 2­я группы – с А до Л. 3­я, 4­я группы – с М до Я. –  Что   делать,   если   есть   несколько   учеников,   у   которых   фамилия начинается   на   одну   букву?   (Нужно   посмотреть   на   следующую   и располагать фамилии в алфавитном порядке этой буквы.) Затем   ученики   от   1­й,   3­й   групп   читают   списки,   а   из   2­й,   4­й   – сравнивают   со   своими   вариантами.   При   наличии   ошибок   учитель корректирует их по списку (можно представить на слайде). Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 3. Занимательный материал. – А бывают ли смешные фамилии? –  Помните,   как   говорил   кот   Матроскин   про   дразнительные   фамилии: «Иванов без штанов. Петров без дров». – А вот басня С. Михалкова «Смешная фамилия». Каких фамилий только нет: Пятёркин, Двойкин, Супов, Слюнтяев, Тряпкин­Самоед, Пупков и Перепутов. Но может некий Комаров © ООО «Баласс», 2012 5Иметь характер львиный, А некий Барсов или Львов – Умишко комариный. Плевков фамилию сменил, Алмазовым назвался, Но в основном – ослом он был, Ослом он и остался. А Грибоедов, Пирогов Прославились навеки! И вывод, стало быть, таков: Всё дело не в фамилии, а в человеке! – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. –  Выполните   задание   №   2,   тема   12   в   Рабочей   тетради.   Сделайте самопроверку. –  На   что   нужно   обращать   внимание,   если   фамилия   начинается   на одинаковую букву?  4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  Упр. 126 («Дидактический материал»). © ООО «Баласс», 2012 6задание.  Деятельность учеников:  – Называть правильно буквы в алфавитном порядке.  – Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.  – Расставлять заданные слова в алфавитном порядке. © ООО «Баласс», 2012 7