– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 6 7 3
Беседа.
– С чего обычно мы начинаем 1-й урок? (Отмечаем отсутствующих, иногда спрашиваем дежурных.)
– Как же это происходит? (Называем их фамилии.)
– А что же такое фамилия? Что означает само это слово – фамилия?
– Это и будет тема нашего урока.
Мини-беседа о фамилиях.
Фамилия:
1) наследуемое семейное наименование;
2) то же, что и семья.
– Как вы думаете, какая будет тема урока?
Русский язык
АЛФАВИТ.
НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ
Урок 81 (65).
Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Цель:
– дальнейшее овладение родным языком на основе выявления мотивационных связей слов;
– развитие умений писать большую букву в фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 6 7 3
Беседа.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
© ООО «Баласс», 2012
1– С чего обычно мы начинаем 1й урок? (Отмечаем отсутствующих, иногда
спрашиваем дежурных.)
– Как же это происходит? (Называем их фамилии.)
– А что же такое фамилия? Что означает само это слово – фамилия?
– Это и будет тема нашего урока.
Минибеседа о фамилиях.
Фамилия:
1) наследуемое семейное наименование;
2) то же, что и семья.
– Как вы думаете, какая будет тема урока?
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифи
цировать по признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
1 3 3
– Большая буква в фамилиях.
– Составим план урока.
1. Какие бывают фамилии.
2. Запись фамилий.
3. Откуда появились фамилии.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву безударного
гласного. Запомните написание этого слова.
– Дополните предложение и запишите его: Моя фамилия...
– С какой буквы вы написали фамилию?
– Кто из вас знает значение своей фамилии?
– А знаете ли вы, что ещё 150–200 лет назад у большинства людей фамилий
не было? Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров – это
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие
нового знания.
© ООО «Баласс», 2012
2были сыновья Петра, Ивана, Александра.
– Какая фамилия была у Ивана Грозного?
– Оказывается, когда жил великий князь всея Руси, потом ставший
русским царём Иваном IV, у русских людей не было фамилий.
: как пишутся фамилии людей?
– Вот как в XVI веке называли людей: «князь данило княж юрьев сын
меньшого ушатого; угрим львов сын выродков». В XVI–XVIII вв.
вводится единая трёхчинная система наименований (имя, отчество,
фамилия).
– Давайте придумаем фамилии от имени Петя. (Петухов, Петров,
Петрушкин, Петрухин и т.д.)
– Запишите эти фамилии.
– Сделайте 1й вывод
– Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные. Их
важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в
начале слова.
– А какие интересные фамилии получались от прозвищ! Если у человека
были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получилась ...
– Если у человека была борода, получится … (Бородин, Бородков, …).
– Некоторые фамилии возникли от названия места жительства.
(Московин, Вяземский, Шуйский и др.)
– От названий животных, птиц … (Коровин, Медведев, Соловьёв, Лебедев,
…)
– От названий растений... (Ромашин, Цветков, Васильков, …)
Ученики записывают по 1–2 фамилии. Подчёркивают большую букву.
– Сделайте 2й вывод
– Фамилии происходят от имён, прозвищ, места жительства, названий
: от каких названий происходят фамилии людей?
© ООО «Баласс», 2012
3животных, птиц, растений.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
3 4 5 3 1 4
1. Минибеседа.
– Вспомните список вашего класса.
– Что есть в этом списке? (Фамилии и имена.)
– Что находится на 1м месте? (Фамилия.)
– А в каком порядке они расположены? (По алфавиту.)
– Прочитайте алфавит,
Можно читать по цепочке.
– Уточните, в каком порядке идут буквы, начиная с буквы ф «эф». Какой
вариант в задании № 1, тема 12 в Рабочей тетради вы выбрали? Прочитайте
ещё раз алфавит с этой буквы.
– Какое слово было зашифровано в упр. 145 (домашнее задание)?
– Правильно назовите каждую букву в этом слове.
2. Работа в группах.
Упр. 147 – ученики в группах записывают фамилии незнакомых детей
(один из учеников в группе пишет на листочке). Большую букву в именах
и фамилиях подчёркивают. Затем листочки передаются в другие
группы, происходит взаимопроверка.
Задание 2.
– Запишите фамилии ребят нашего класса.
Всего в классе … ученика, учитель может назвать количество учеников
для 1й, 2й групп и количество учеников для 3й, 4й групп.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
41я, 2я группы – с А до Л.
3я, 4я группы – с М до Я.
– Что делать, если есть несколько учеников, у которых фамилия
начинается на одну букву? (Нужно посмотреть на следующую и
располагать фамилии в алфавитном порядке этой буквы.)
Затем ученики от 1й, 3й групп читают списки, а из 2й, 4й –
сравнивают со своими вариантами. При наличии ошибок учитель
корректирует их по списку (можно представить на слайде).
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Занимательный материал.
– А бывают ли смешные фамилии?
– Помните, как говорил кот Матроскин про дразнительные фамилии:
«Иванов без штанов. Петров без дров».
– А вот басня С. Михалкова «Смешная фамилия».
Каких фамилий только нет:
Пятёркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, ТряпкинСамоед,
Пупков и Перепутов.
Но может некий Комаров
© ООО «Баласс», 2012
5Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов –
Умишко комариный.
Плевков фамилию сменил,
Алмазовым назвался,
Но в основном – ослом он был,
Ослом он и остался.
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Всё дело не в фамилии, а в человеке!
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Выполните задание № 2, тема 12 в Рабочей тетради. Сделайте
самопроверку.
– На что нужно обращать внимание, если фамилия начинается на
одинаковую букву? 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
Упр. 126 («Дидактический материал»).
© ООО «Баласс», 2012
6задание.
Деятельность учеников:
– Называть правильно буквы в алфавитном порядке.
– Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.
– Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.
© ООО «Баласс», 2012
7