. Проверка домашнего задания № 6, тема 16 в Рабочей тетради.
– Какое слово оказалось «лишним»? Почему? (В этом слове нет
орфограммы, так как в конце находится непарный глухой согласный [х].)
3. Работа в Рабочей тетради.
Выполнение задания № 7, тема 16.
– Сверьте свой вариант с ключом (ответом) в «Приложении».
– Почему слово скворец лишнее? (В конце глухой непарный согласный [ц].)
4. П Проверка задания № 9, тема 16 в Рабочей тетради.
Один из учеников читает текст со словами на месте пропусков.
Остальные следят за ответом. В конце все ученики предлагают свои примеры слов, у которых в конце не будет орфограмм.
5. – Приведите из домашнего упр. 247 примеры слов, в которых есть орфограмма-буква согласного в конце слова. Назовите проверочные слова.
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ
Русский язык
И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА
Урок 139 (108).
Тема: Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.
Цель:
– развитие умений различать сходные в произношении слова с разным значением и разным написанием букв согласных в
конце слов (омофоны), подбирать проверочные слова и графически обозначать орфограмму.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа.
– Я буду задавать вам вопросы. А вы отвечайте одним словом, пользуясь
изученными словарными словами (в случае затруднения откройте
словарик в конце учебника). Эти слова будем записывать.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
© ООО «Баласс», 2012
15. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
– Сколько? (Столько.)
– Как? (Весело, однажды, скоро, сначала.)
– Сегодня мы запишем ещё одно словарное слово слева. Запишите его и
подчеркните букву гласного в конце слова.
– На какой вопрос отвечает это слово? (Где?) На что оно указывает? (На
место, расположение предмета.)
– Составьте предложение со словом слева.
Ученики устно составляют предложения, выбирают лучшее и
записывают (учитель на доске, учащиеся в тетрадях).
2. Проверка домашнего задания № 6, тема 16 в Рабочей тетради.
– Какое слово оказалось «лишним»? Почему? (В этом слове нет
орфограммы, так как в конце находится непарный глухой согласный [х].)
3. Работа в Рабочей тетради.
Выполнение задания № 7, тема 16.
– Сверьте свой вариант с ключом (ответом) в «Приложении».
– Почему слово скворец лишнее? (В конце глухой непарный согласный
[ц].)
4. П Проверка задания № 9, тема 16 в Рабочей тетради.
Один из учеников читает текст со словами на месте пропусков.
Остальные следят за ответом. В конце все ученики предлагают свои
примеры слов, у которых в конце не будет орфограмм.
© ООО «Баласс», 2012
2II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
IIΙ . Развитие
умений –
применение
знания.
5. – Приведите из домашнего упр. 247 примеры слов, в которых есть
орфограммабуква согласного в конце слова. Назовите проверочные
слова.
1 3 3
– Запишите слово [плот]. Почему вы испытали затруднение?
– Как же выбрать букву? Что для этого нужно? (Нужно знать значение
слова, составить предложение, из которого будет ясен смысл слова.)
– Какую задачу будем решать на уроке? (Различать и писать слова со
сходным звучанием.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
1 2 4 3 1
1. Работа по учебнику.
Упр. 249 – развивается умение находить сходные в звучании слова
(слово в разных значениях), объяснять написание и писать
предложения с такими словами под диктовку учителя.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
предположение на основе работы
с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
© ООО «Баласс», 2012
3– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Упр. 250 (диктант со зрительной подготовкой) – развивается умение
находить и отличать слова со сходным звучанием согласных в конце
слов, но разным значением и написанием (типа плод и плот, луг и
лук), подбирать проверочные слова, обозначать орфограмму.
– Чем интересны слова гриб и грипп, плот и плод, луг и лук, молод и
молот? (Одинаково произносятся, пишутся поразному, имеют разное
значение.)
Примечание. На Повышенном и Максимальном уровне можно ввести
понятие омофоны: омо – одинаковый, фон – звук (ср. фонетика,
фонетический) для слов типа луг и лук.
– Как определить, какую букву писать в конце слова? (Надо выяснить
значение слова в предложении.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
VΙ . Итог урока.
– С какими словами познакомились?
– Что в них необычного? (Звучат одинаково, а пишутся поразному.)
– Как же определить, какую букву нужно писать? (Надо узнать значение
и подобрать проверочное слово.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
© ООО «Баласс», 2012
4V. Домашнее
задание.
1. Упр. 252 («Дидактический материал»).
2. – Запишите пять слов с орфограммой «Проверяемые буквы согласных
в конце слова».
Деятельность учеников:
Наблюдать за произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.
© ООО «Баласс», 2012
5