Отгадайте загадку и напишите отгадку.
Я становлюсь волшебником,
Когда они со мной:
Хочу – и дождь из облака
Прольётся проливной,
Хочу – и волны синие
Заплещутся в реке,
И взять могу я радугу
И подержать в руке.
(Карандаши)
– А могут ли это быть фломастеры? Запишите слово фломастер в столбик со словом карандаши.
– А могут быть краски? Запишите слово краска.
– Подберите к этим словам слова-признаки.
Варианты детей.
– А теперь посмотрите на слова, записанные на доске (выведенные на слайде презентации): цветные, оранжевый, фиолетовая, лиловый, коричневая, красные, голубой.
– Что все эти слова обозначают? (Цвет.)
– Какие из этих цветов есть в радуге? Вспомните фразу-подсказку: Каждый …
– Все ли слова вам понятны? Какой цвет лиловый? (Сиреневый.)
– Составьте сочетания слов-названий признаков со словами карандаши, фломастер, краска.
– Могут ли они быть любыми? Например, оранжевый карандаши, лиловый краска?
Русский язык
СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ
НА ВОПРОСЫ:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Урок 41 (32).
Тема: Развитие умения подбирать слованазвания признаков.
Цель:
– обогащение словарного запаса на основе работы со словаминазваниями признаков;
– развитие умений подбирать слованазвания признаков и конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
© ООО «Баласс», 2012
13. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
4 3
1. Работа со словами из словаря.
– Отгадайте загадку и напишите отгадку.
Я становлюсь волшебником,
Когда они со мной:
Хочу – и дождь из облака
Прольётся проливной,
Хочу – и волны синие
Заплещутся в реке,
И взять могу я радугу
И подержать в руке.
(Карандаши)
– А могут ли это быть фломастеры? Запишите слово фломастер в
столбик со словом карандаши.
– А могут быть краски? Запишите слово краска.
– Подберите к этим словам словапризнаки.
Варианты детей.
– А теперь посмотрите на слова, записанные на доске (выведенные на
слайде презентации):
цветные, оранжевый, фиолетовая, лиловый,
коричневая, красные, голубой.
– Что все эти слова обозначают? (Цвет.)
– Какие из этих цветов есть в радуге? Вспомните фразуподсказку:
Каждый …
– Все ли слова вам понятны? Какой цвет лиловый? (Сиреневый.)
– Составьте сочетания словназваний признаков со словами карандаши,
© ООО «Баласс», 2012
2фломастер, краска.
– Могут ли они быть любыми? Например, оранжевый карандаши,
лиловый краска?
2. Работа над словамипризнаками, обозначающими цвет.
– Прочитайте хором слова, отвечающие на вопрос какой? какая? какие?,
подчеркните опасные места, запомните правописание.
Дополнительная справка о словах, обозначающих цвет.
– Откуда эти слова пришли в русский язык?
фиолетовый (лат.) – цвет фиалки;
оранжевый (фр.) – апельсин;
голубой – по цвету оперения шейки голубя;
красный (древнерусск.) – красивый;
коричневый – от корица, кора – маленькая корочка;
лиловый (фр.) – сирень.
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирование
правила
– С какими словами мы работали на уроке? (Со словами, обозначающими
цвет.)
– А какие ещё есть признаки у слов? (Размер, вкус, качество, вес и т.д.)
– Сегодня мы будем подбирать к словам подходящие по смыслу слова
названия признаков и составлять с ними предложения.
1 3 3
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Учиться подбирать нужные по смыслу словапризнаки.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
© ООО «Баласс», 2012
3(определения).
2. Составлять предложения по схемам.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 5 3 1 4
1. Работа по учебнику.
Упр. 75 – развивается умение подбирать нужные по смыслу слова
признаки. Первые два примера устно, остальные письменно. Звуко
буквенный анализ слова книжка.
Упр. 76 – развивается умение составлять предложения, включающие
схемы словназваний предметов и словназваний признаков.
Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой в
парах.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно?
– Ты сделал задание сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил
свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
ТОУУ
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
© ООО «Баласс», 2012
4VΙ . Итог урока.
– Выполните тестовое задание № 7, тема 5 в Рабочей тетради, исправьте
ошибку и подберите другие признаки к данному слову. Какие это
признаки?
Цвет, форма, размер, внешний вид – эти признаки может назвать
учитель. 4 4
познавательной деятельности.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Задание № 6, тема 5 в Рабочей тетради, 2й кл.
Упр. 61 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Ставить к словам вопросы: какой? какая? какое? какие?
– Классифицировать слова по вопросу.
– Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов.
© ООО «Баласс», 2012
5