– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3 1. Словарная работа.
На доске записаны словосочетания:
Весёлый ворабей, руский народ, душистые ягады, жыть под Москвой.
– Найдите ошибки в записи, исправьте их и запишите правильно.
– Образуйте новое сочетание на основе последнего, используя приставки по- и под-. (Пожить в Подмосковье.) Выделите приставки. Как они пишутся со словами? (Слитно.)
Работа со словом Москва в Орфографической тетради на с. 18.
2. Проверка домашних заданий.
– Какое слово оказалось лишним в задании № 7 в Рабочей тетради? Почему? Докажите, что в остальных словах есть приставка.
(Объясняют через однокоренные без приставки: на земле, на стене, на столе.)
– Что вы использовали при объяснении? (Слова с предлогами.)
– Как они пишутся? (Раздельно.)
– Какие приставки были новыми в задании № 10 в Рабочей тетради? (Испортила – -ис-.)
– Назовите слова, у которых разные приставки, но одинаковое значение «не сознаваться».
– Кто сделал своё открытие – придумал пять слов с одной приставкой?
Прочитайте. Одно у этой приставки значение или разные?
Русский язык
ПРИСТАВКА
Урок 76 (61).
Тема: Развитие умения различать приставки и предлоги.
Цель:
– развитие умения различать сходные приставки и предлоги;
– развитие умения правильного написания приставок и предлогов со словами.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3 1. Словарная работа.
На доске записаны словосочетания:
Весёлый ворабей, руский народ, душистые ягады, жыть под Москвой.
– Найдите ошибки в записи, исправьте их и запишите правильно.
– Образуйте новое сочетание на основе последнего, используя приставки
по и под. (Пожить в Подмосковье.) Выделите приставки. Как они
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
© ООО «Баласс», 2012
1пишутся со словами? (Слитно.)
Работа со словом Москва в Орфографической тетради на с. 18.
5. Обобщать и классифи
цировать по признакам.
2. Проверка домашних заданий.
– Какое слово оказалось лишним в задании № 7 в Рабочей тетради?
Почему? Докажите, что в остальных словах есть приставка.
(Объясняют через однокоренные без приставки: на земле, на стене, на
столе.)
– Что вы использовали при объяснении? (Слова с предлогами.)
– Как они пишутся? (Раздельно.)
– Какие приставки были новыми в задании № 10 в Рабочей тетради?
(Испортила – ис.)
– Назовите слова, у которых разные приставки, но одинаковое значение «не
сознаваться».
– Кто сделал своё открытие – придумал пять слов с одной приставкой?
Прочитайте. Одно у этой приставки значение или разные?
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие
нового знания.
1 3 3
Проблемная ситуация.
Работа по учебнику в упр. 137.
Сравнение слов в 1м и 2м столбике.
– Что одинакового заметили в словах 1го и 2го столбика? (Одинаковые
части, которые выделены.)
– А что разного у этих частей? (Одни пишутся слитно, а другие раздельно
со словами.)
– Почему? (В 1м столбике – приставки, во 2м – предлоги.)
– Какой возникает вопрос?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение выска
зывать своё предположение на
основе работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предсто
ящую работу (составлять план).
© ООО «Баласс», 2012
2– Как отличить одинаковые по написанию приставки и предлоги?
– Составим план урока.
4. Осуществлять познаватель
ную и личностную рефлексию.
1. Что такое приставки?
2. Что такое предлог?
3. Как отличить приставку от предлогов?
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Открытие новых знаний.
Используем подводящий диалог (по упр. 138).
Задание 1. Дети заканчивают сочетания: зашёл за дом, помчался по
дороге, прочитал про приключения, донёс до двери… устно, затем
записывают в тетрадях.
– Как записаны первые слова в сочетаниях? (Слитно.) Почему? (Это
приставки.)
– Как вы записали новые слова, слитно или раздельно с за, по, про…?
Почему? (Это предлог.)
– Что общего вы заметили у слов, которые пишутся слитно? Подсказка:
что все они называют? (Это названия действий.)
– А у тех, которые пишутся раздельно? (Это слованазвания предметов.)
– Сделайте 1й вывод: с какими словами никогда не употребляется
предлог, а с какими употребляется? (Со словаминазваниями действий
никогда не употребляется предлог, а с названиями предметов
употребляется.)
Задание 2. Проведём эксперимент (в группах).
– Попробуйте вставить подходящее по смыслу слово между предлогом и
следующим словом: за … дом, по … дороге, про … приключения (за
© ООО «Баласс», 2012
3соседний дом, по широкой дороге, про невероятные приключения …)
– А также попробуйте вставить подходящее по смыслу слово между
приставкой и корнем в первых словах сочетаний: за (…) шёл, по (…)
мчался и т.д.
– Что у вас получилось? (Между предлогом и следующим словом можно
вставить новое слово, а между приставкой и корнем нельзя.)
– Сделайте 2й вывод: где можно вставить новое слово в сочетание?
(Новое слово можно вставить между предлогом и словом.)
– На основе этих двух выводов сформулируйте правило о том, как
различить одинаково звучащие предлоги и приставки и как правильно
написать их.
Сравнение выводов учеников с правилом в рамке учебника перед упр. 139.
3 5 3 1
1. Работа по учебнику.
Работа с рисунками в учебнике после упр. 137.
– На рисунке вы видите петухов и кур. Они похожи, но в то же время
разные. Сидят в разных клетках. Кого они напоминают в языке?
(Предлоги и приставки.) В чём же сходство? (Предлоги с приставками
похожи, одинаково звучат, но пишутся поразному.)
2. Игра «Угадай сказочного героя».
– Послушайте подсказку и запишите имя героя. Что встретилось в записи –
предлог или приставка? Обозначьте приставку, пробел между предлогом и
словом подчеркните.
а) Смерть у него была в яйце. (Кощей Бессмертный.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
© ООО «Баласс», 2012
42. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
б) Была очень красивой, умной. (Елена Прекрасная или Василиса
Премудрая.)
в) Этот мальчик был так мал, что умещался в кармане. (Мальчикс
пальчик.)
г) Он был в шляпе, с пером и при шпаге. (Кот в сапогах.)
Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Задание № 5, тема 11 в Рабочей тетради.
– Какие «подсказки» вы использовали, чтобы найти нужный вариант?
(Если пишется раздельно, то это предлог, он не бывает со словами
названиями действий, можно подставить другое слово (любимую), значит,
правильный ответ: про собаку.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Что нового узнали о приставках и предлогах? (Бывают одинаковые, но
пишутся поразному со словом.)
– Как отличить предлог от приставки? (Между словом и предлогом можно
поставить другое слово, предлог не употребляется со словаминазваниями
действий.) 4 4
© ООО «Баласс», 2012
5– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Задание № 6, тема 11 в Рабочей тетради.
2. Упр. 116 («Дидактический материал»).
3. Упр. 142 (устно) – подготовка к словарному диктанту.
Деятельность учеников:
– Выделять приставку в доступных словах.
– Характеризовать роль приставки в слове.
– Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
– Уметь отличать приставку от предлога.
© ООО «Баласс», 2012
6