Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4 2
Словарная работа.
– Догадайтесь, о каком слове пойдёт речь:
1. В нём 3 буквы и 3 звука, второй – гласный, ударный, обозначен буквой ё.
2. Обозначает действие – передвижение с помощью ног.
3. Первый звук – шипящий, твёрдый.
Это слово… шёл.
Работа со словом шёл на основе упр. 117, «Дидактический материал».
– Запишите слово шёл с приставками. Подчеркните букву гласного под ударением (в слове вышел – букву безударного гласного е).
– Запишите предложение под диктовку.
Шёл медведь, косматый мех, нёс в мешке весёлый смех. (М. Вайнилайтис.)
–Добавьте нужные предлоги. Запишите любые 2 сочетания слова с предлогом.
Русский язык
ПРИСТАВКА
Урок 77 (61).
Тема: Развитие умения различать приставки и предлоги.
Цель:
– овладение умениями слитного и раздельного написания сходных приставок и предлогов со словами.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4 2
Словарная работа.
– Догадайтесь, о каком слове пойдёт речь:
1. В нём 3 буквы и 3 звука, второй – гласный, ударный, обозначен буквой ё.
2. Обозначает действие – передвижение с помощью ног.
3. Первый звук – шипящий, твёрдый.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
© ООО «Баласс», 2012
1Это слово… шёл.
Работа со словом шёл на основе упр. 117, «Дидактический материал».
– Запишите слово шёл с приставками. Подчеркните букву гласного под
ударением (в слове вышел – букву безударного гласного е).
– Запишите предложение под диктовку.
Шёл медведь, косматый мех, нёс в мешке весёлый смех. (М.
Вайнилайтис.)
–Добавьте нужные предлоги. Запишите любые 2 сочетания слова с
предлогом.
– Подчеркните опасные места между этими словами.
Словарный диктант.
Упр. 142 – учитель диктует слова, затем происходит самопроверка.
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие
нового знания.
1 3 3
– Откройте учебник, как вы думаете, какая будет сегодня тема урока?
– Это новая тема? Что мы будем повторять?
– Составим план урока.
1. Повторяем правописание приставок.
2. Повторяем правописание предлогов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012
2ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
3 4 5 3 1 4
Работа по учебнику (по группам).
Упр. 139 – развивается умение правильно писать похожие приставки и
предлоги со словами.
Коллективно вырабатывается алгоритм на примере 1го
предложения.
Алгоритм выполнения:
1) Читаю предложение.
(С)крыши (с)бросили снег.
Чтобы правильно раскрыть скобки, надо определить, где приставка, а где
предлог.
2) (С)крыши – пробую поставить между с и словом другое слово: с
(высокой) крыши. Значит с – предлог, пишу раздельно, пробел
подчёркиваю.
3) Сбросили – что сделали? Это словоназвание действия (глагол).
С названиями действий предлоги не употребляются, значит, это приставка.
Другое слово подставить нельзя. Пишу слитно. Приставку выделяю.
Далее работают в группах на специально розданных листочках с
номерами 1, 2, 3, 4 (по количеству команд). После работы
обмениваются листочками.
Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
3Упр. 140 – развивается умение различать сходные приставки и
предлоги, затем писать под диктовку.
Выполняется в группах. Один из команды – капитан – диктует
остальным, затем коллективная проверка.
После выполнения учитель может попросить представителя от групп
назвать (написать) слова с приставками, с предлогами.
«Игра в учителя»
Упр. 141 – совершенствуется умение разделять пробелом слова,
содержащие сходные приставки и предлоги.
Каждая группа записывает по одному предложению на листочке и
передаёт для проверки другой группе или учителю, которые оценивают
правильность выполнения.
Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
Учитель подводит итоги работы групп: организацию внутри группы,
включённость всех участников в деятельность, отмечает, кто быстро
© ООО «Баласс», 2012
4и без ошибок справлялся с заданиями, даёт общую оценку: отлично,
хорошо, надо ещё поработать. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
«Это ты знаешь и умеешь», № 1 – устно, № 2 – письменно; № 5 –
письменно.
Примечание. Если недостаточно отработано умение различать приставку
и предлог, то на следующих уроках можно использовать упр. 119 и 120 из
«Дидактического материала».
Деятельность учеников:
– Выделять приставку в доступных словах.
– Характеризовать роль приставки в слове.
– Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
– Правильно писать приставки и предлоги.
© ООО «Баласс», 2012
5