Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 4 3 Работа по учебнику. – Прочитайте тему раздела. – Посмотрите на центральный кадр киноплёнки. – Как наши друзья его понимают? (Ребята взялись за руки, они дружат, значит, и слова в предложении «дружат», они связаны между собой.) – Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках? (Определять, как могут быть связаны слова, находить, какие слова связаны.) – Есть ли у нас знания и умения для решения этих задач? (Да, мы знаем, что связаны слова-названия предметов и признаков, предметов и действий – грамматическая основа.) – Но о связях слов мы будем узнавать и что-то новое. – Составим план урока.
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur51.doc
Русский язык СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Урок 51 (40). Тема: Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении. Цель:   – дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;   –  развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».     4   3 Работа по учебнику. – Прочитайте тему раздела. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. © ООО «Баласс», 2012 1– Посмотрите на центральный кадр киноплёнки. –  Как наши друзья его понимают? (Ребята взялись за руки, они дружат, значит, и слова в предложении «дружат», они связаны между собой.) –  Как   думаете,   чем   будем   заниматься   на   последующих   уроках? (Определять,   как   могут   быть   связаны   слова,   находить,   какие   слова связаны.) – Есть ли у нас знания и умения для решения этих задач? (Да, мы знаем, что связаны слова­названия предметов и признаков, предметов и действий – грамматическая основа.) – Но о связях слов мы будем узнавать и что­то новое. – Составим план урока. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы  в иллюстрации. План (примерный). 1. Учиться устанавливать связь между словами по вопросам. 2. Изображать графически связь между словами. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.  Поиск решения  (открытие  нового знания),  1   3   3 Создание проблемной ситуации. Можно   использовать   проблемную   ситуацию,   которая   задана   в учебнике, а можно воспользоваться следующей. На слайде (доске) два набора слов. – Прочитайте. 1. Кузнечик порхать трава. 2. Бабочка прыгать цветы. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. © ООО «Баласс», 2012 23. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. формулирование правила  (определения). – Составьте из каждого набора слов предложения. – Удалось это сделать? Почему? (Не получается составить предложения, потому что так не бывает, слова не сочетаются между собой.) Открытие новых знаний с элементами актуализации. – Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение? а) Поменять местами слова порхать и прыгать. б) Подобрать другие слова – стрекотать, летать… и соединить их. – Составьте свои предложения. Кузнечик прыгает в траве. / Кузнечик стрекочет в траве. Бабочка порхает над цветами./ Бабочка летает над цветами. – Что же мы сделали, чтобы предложение «ожило»? (Связали, соединили слова по смыслу.) –  А   с   самими   словами   что­то   произошло?   (Они   тоже   изменились, появились новые слова, между ними появилась связь.) – Как можно проверить, что слова связаны между собой? (Подсказка. Как мы уже делали это? Задать вопросы от одного слова к другому.) – Попробуйте установить связь между словами. –  С каких слов нужно начать? (С главных – с грамматической основы. Поставить вопрос кто? и что делает?) – Выполняйте (можно делать по вариантам). Дети записывают вопросы и слова, которые на них отвечают: (Кто?) Кузнечик (что делает?) прыгает. (Кто?) Бабочка (что делает?) порхает. – Попробуйте задать вопрос к следующим словам. (Если дети затрудня­ ются с вопросом, учитель может помочь.) (Прыгает (где?) в траве. / Порхает (где?) над цветами.) © ООО «Баласс», 2012 3ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  – От какого слова задавали вопрос? (От слова­названия действия.) –  А теперь попробуйте добавить слово­признак. Где оно должно будет находиться? (Рядом со словом­предметом – кузнечик и бабочка.) –  Выполните это задание устно. (Кузнечик  (какой?)  зелёный.  /  Бабочка (какая?) красивая.) –  Сделайте   вывод:   как   слова   связаны   в   предложении?   Сравните   его   с авторским в учебнике.  Делают вывод и читают текст учебника в рамке. 1  3  5  3  1   1. Работа по учебнику. Упр. 92 – развивается умение устанавливать связь между словами по вопросам и изображать графически. Методическая   рекомендация:   на   материале   этого   упражнения отрабатывается навык графического обозначения зависимости между словами в предложении. Учителю следует обратить внимание на то, что связь между главными членами предложения взаимная, которая показана стрелками к каждому компоненту грамматической основы. Образец рассуждения (алгоритм) после чтения предложения. Тихий дождик моросит. 1) В предложении говорится о дождике. (Что?) Дождик. Дождик (что делает?)  моросит.  Дождик   моросит  –   это   грамматическая   основа предложения. Связь показываем двумя стрелками. 2) Поставлю вопрос к оставшемуся слову. Дождик (какой?) тихий. Связь покажу стрелкой к тому слову, к которому ставился вопрос. 3) Составлю схему предложения. В нём три слова, вместо слова напишу вопрос, на который отвечает это слово. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. © ООО «Баласс», 2012 4Примечание.  Можно  дать  творческое   задание  на  применение   нового знания   –   обогащения   смысла   предложения   новыми   словами, отвечающими   на   вопрос  где?,  или  как?  Например, достроить предложение Тихий дождик моросит (где?) за окном / (когда?) с утра. Старые часы тикают (где?) за стеной /(как?) тихо.  или  когда?, 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. 2. Проверка выполненного дома в Рабочей тетради задания № 10, тема 6. Дети,   которые   выполняли   дома,   читают   начало   сказки   Л. Петрушевской «Пуськи Бятые», остальные слушают. – Вам что­нибудь понятно? (Нет.) А почему? (Незнакомые слова.) –  А   в   этих   «незнакомых»   словах   можно   угадать   знакомые   вопросы? Например, какой вопрос можно задать к слову  Калуша? Кто бы это мог быть? Что ещё можно сказать об этом слове? (Имя, так как пишется с большой буквы.) – Прочитайте другие слова, которые отвечают на вопрос кто? Далее по вопросам в задании. 3. Дополнительный материал.  Упр. 77 («Дидактический материал»). Устно. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Задайте вопросы по теме урока. – Как связаны слова в предложении? (По смыслу.) © ООО «Баласс», 2012 5– Как показать эту связь? (С помощью вопроса и стрелками.)  4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? ТОУУ V. Домашнее  задание. Упр. 78 («Дидактический материал»). Деятельность учеников: – Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. – Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. – Группировать слова по вопросам. – Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также