Паспорт программы
1. |
Название программы |
Программа развития библиотеки техникума как информационно – библиотечного центра |
2. |
Нормативно–правовая база разработки программы |
|
3. |
Заказчик программы |
Администрация БТЖТ |
4. |
Разработчик программы |
Библиотекарь Смирнова И.В., зав. воспитательным отделом Ошарина С.А. |
5. |
Стратегическая цель программы
|
Повышение эффективности использования информационных ресурсов участниками образовательного процесса: обучающимися, педагогическими работниками, родителями (иными законными представителями) обучающихся (далее — пользователями), доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно–информационных ресурсов техникума на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях. Создание в техникуме информационно–библиотечного центра. |
6. |
Задачи
|
1. Создание современных ресурсных фондов библиотеки. 2. Пополнение библиотечного фонда художественной литературой; информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях, Интернет – ресурсами. 3. Расширение и укрепление материально–технической базы библиотеки: дооснащение средствами, которые позволят внедрить информационные технологии, обеспечивающие свободный и равный доступ участников образовательного процесса к информации. 4. Формирование информационной культуры обучающихся. 6. Автоматизация библиотечных процессов. 7. Расширение партнерских связей и сотрудничества со всеми заинтересованными лицами и организациями в поддержке и продвижении чтения. |
7. |
Основные направления программы
|
1. Создание единого информационного пространства. 2. Кооперация и интеграция деятельности техникумовской библиотеки с различными партнёрами. |
8. |
Ожидаемые результаты реализации программы
|
1. Оснащение библиотеки современным оборудованием. 2. Повышение уровня ИКТ–компетентности сотрудника библиотеки. 3. Улучшение комплектования библиотечных фондов. 4. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей библиотеки · на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно; · на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры; · на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях; · на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования; · на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей; · на организацию совместной работы учащихся и учителей. 5. Увеличение читательской активности. 6. Повышение качества научных работ обучающихся и инженерно – педагогических работников. |
9. |
Источники финансирования программы |
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. |
10. |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа рассчитана на 2020–2025 гг., в дальнейшем продолжится.
|
11. |
Система контроля за исполнением проекта |
Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки. |
Цель Программы развития библиотеки
– повышение эффективности использования информационных ресурсов техникума участниками образовательного процесса.
Задачи:
1) обеспечение участникам образовательного процесса, обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
2) повышение квалификации сотрудников библиотеки;
3) привлечение в библиотеку новых читателей из числа учащихся путем проведения в библиотеке массовых мероприятий и конкурсов;
4) создание сайта библиотеки;
5) развитие страницы библиотеки на сайте техникума;
6) приобретение и апробация демо–версий программ по автоматизации библиотеки и внедрение их в ее деятельность.
Решить эти задачи возможно за счет создания информационно–библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции:
1. Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности обучающихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.
2. Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием как своих ресурсов, так и ресурсов других библиотек.
3. Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.
4. Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.
Создание в техникуме информационно–библиотечного центра позволит обеспечить обучающихся, учителей и родителей качественными информационными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.
Основные направления Программы развития библиотеки
Создание единого информационного пространства
Создание единого информационного образовательного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать самое активное участие в управлении всеми информационными потоками в техникуме, направленными на образование.
Библиотека должна активно использовать новые информационные технологии, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников разного возраста, обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально–техническое оснащение библиотеки.
Программные мероприятия по развитию библиотеки
№ |
Мероприятие |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
I. |
Подготовительный этап |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. |
Основной этап |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Материально–техническое оснащение: – приобретение проектора, экрана, колонок; – приобретение компьютерных столов и парт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Активное внедрение в воспитательный процесс информационно–коммуникационных технологий, создание электронного каталога |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Создание и пополнение электронного каталога учебных пособий, а также художественной литературы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Информационное сопровождение одарённых студентов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Повышение эффективности работы странички библиотеки на сайте техникума |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. |
Заключительный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Мониторинг осуществления проекта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кооперация и интеграция деятельности библиотеки с различными партнёрами
№ |
Мероприятие |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
I. |
Подготовительный этап |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. |
Основной этап |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы, на ознакомление с новыми УМК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Заключение договоров о партнёрском сотрудничестве с технической библиотекой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Сотрудничество с городской библиотекой, с библиотеками других техникумов в насыщении информационных потоков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Участие в семинарах библиотекарей с целью обмена опытом работы и повышения эффективности работы педагога - библиотекаря |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. |
Заключительный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Мониторинг осуществления проекта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расширение возможности библиотеки для организации духовно–нравственного воспитания и сотрудничества с педагогическими работниками в реализации воспитательных программ
№ |
Мероприятие |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
I. |
Подготовительный этап |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. |
Основной этап |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Проведение общетехникумовских мероприятий, классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно–нравственное, гражданско–патриотическое воспитание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Создание и ведение библиотечного инфостенда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. |
Заключительный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Мониторинг осуществления проекта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Текущий контроль и оценка результатов
В ходе решения задач Программы развития библиотеки как информационного центра руководство БТЖТ должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:
– выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели программы развития библиотеки, учебного плана школы в целом;
– удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;
– существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;
– достаточно ли ресурсное обеспечение;
– рентабельны ли эти направления.
Возможные трудности и риски
1. Недостаточное финансирование деятельности библиотеки
2. Некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне свободного доступа) и, как следствие, – частые поломки, постоянные проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса при их неумелом использовании;
3. Несоответствие площади помещений библиотеки ее возрастающим функциям.
Ожидаемые результаты от реализации программы развития библиотеки.
1. Оснащение библиотеки современным оборудованием.
2. Повышение уровня ИКТ–компетентности сотрудника библиотеки.
3. Улучшение комплектования библиотечных фондов.
4. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей библиотеки
· на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;
· на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
· на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования;
· на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;
· на организацию совместной работы обучающихся и инженерно-педагогических работников
5. Увеличение читательской активности.
6. Развитие творческих способностей обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.