Развиваем познавательные способности

  • docx
  • 09.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие познавательных способностей младших школьников.docx

 

Для начальной  школы одной из главных является проблема развития познавательных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако работа в этом направлении ещё не достаточно изучена. Особенности развития познавательных способностей  младших школьников  часто служат причиной трудностей в школьном  обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя как обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

К понятию способности обращаемся, когда пытаемся объяснить и понять такой факт, как - почему разные люди, поставленные в одни и те же жизненные условия, достигают разных успехов и результатов, в силу чего одни быстрее и лучше других усваивают знания, умения, навыки. Термин "способности", несмотря на его давнее и широкое применение в психологии и педагогике, в литературе толкуется неодинаково. Р.С. Немов предлагает следующую компактную классификацию определений данного понятия:

1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось,  и было принято в психологии 18-19 веков, отчасти является употребляемым  и в настоящее время.

3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено.

Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей, В понятии "способности", по Б.М. Теплову, заключены три идеи.

"Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека".

Способности человека можно представить в виде дерева, где

  • корни — природные задатки человека,
  • ствол — общие способности,
  • ветви — специальные способности, в том числе и творческие.

Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона.

http://stranamasterov.ru/files/u1/slide0002_image001.jpg

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников  начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, мышление, память.      Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

http://festival.1september.ru:8080/articles/516109/img1.gif

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах. Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность  интерес  мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.

          Как известно, мотивация ребенка развивается на протяжении всей жизни. Это происходит благодаря тому, что расширяется и обогащается его жизненный мир, осваиваемый в предметной деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои познавательные и другие способности.

  Развитие познавательного интереса и познавательной активности имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Формирование у школьников пространственного воображения и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда.

Содержательно–логические задания развивающего характера включаются в каждый урок  в течение всего учебного года. Это:

*    Задания на развитие и совершенствование внимания. В этот раздел включены содержательно–логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные  предметы и виды деятельности. В своей работе я использую  задания на отыскивание ходов в обычных и комбинированных лабиринтах, пересчет предметов, различные дидактические игры с целевой установкой на внимание, таблицы Шульте.

1.«Найди карточку». Игра развивает точность восприятия и степень внимательности.

Для игры понадобится два набора карточек, на которых написаны слова: кот, ток, тот, дом, шар, дым. Один набор карточек раскладывается перед ребенком, второй у ведущего. Ведущий поочередно показывает ребенку одну из своих карточек и предлагает найти такую же среди его карточек.

2. «Курочка и цыплята».

Игра помогает закрепить умение ребенка считать до 10.

Игроки выбирают «курочку», остальные – «цыплятки». Ведущий  читает стихи: Вышла курочка гулять,

 Свежей травки пощипать.

 А за ней ребятки-

 Желтые цыплятки.

Курочка: Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко-ко,

                 Не ходите далеко.

Курочка клюет (стучит карандашом по столу), а детки должны откликнуться – пропищать столько же раз.

3. «Стук – стук»

4. «Слушай хлопки»

5. «Съедобное – несъедобное»

*    Задания на развитие восприятия и воображения – отыскание пар одинаковых фигур, преобразование фигур и объектов, выложенных из счетных палочек.

1. Упражнение «Чуткий слух»

Для выполнения задания нужна небольшая прозрачная коробка с крышкой, а также штук 7-9 предметов, легко помещающихся в эту коробку.

Задание ребенку:

-Определи на слух количество предметов в коробке.

Ребенок прежде чем назвать число, может подержать коробку в руках и потрясти над ухом.

2. Данное задание направлено на развитие понятий «вне» и «внутри».

Задание:

Отметь синим карандашом точку, которая расположена вне круга, но внутри треугольника.

Отметь красным карандашом точку, которая расположена вне круга и вне треугольника.

Отметь зеленым карандашом точку, которая расположена внутри круга, но вне треугольника.

Отметь жёлтым карандашом точку, которая расположена и внутри круга, и внутри треугольника.

 

 

 

 

 

3. Графический диктант Эльконина.

4. Геометрическое лото

*    Задания на развитие памяти – дидактические  игры «Запомни изученные слова», «Цепочка слов», зрительные диктанты и т.д.

1.«Пары картинок». Подбери 708 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется с изображением леса, а изображение чайника – рядом с изображением чашки. Возможны любые взаимосвязи предметов.

Задание: - Внимательно рассмотри все рисунки и постарайся запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд.

2. «10 слов».

*    Задания на развитие мышления включают в себя систему содержательно–логических заданий, направленных на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации.

1.     «Определение последовательности событий»

2.     «Поиск закономерностей»

3.     «Разноцветные мячи»

*    Игры на комбинирование: тан/рам, игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. — предусматривают умение создавать новые комби­нации из имеющихся элементов, деталей предметов.

*    Игры на планирование: лабиринты, го­ловоломки, магические квадраты, игры ее спичками — направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.

*    Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы — предусматривают умение объединять  отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает». Активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр являете одной из важнейших задач учителя начальной школы.

Приведенные примеры заданий и игровых упражнений способствуют развитию познавательных способностей, расширению кругозора, а также успешному овладению программным материалом, что создает условия для успешного продолжения обучения в средней школе.

Активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр, на мой взгляд, является одной из важнейших задач учителя начальной школы.

Курс «Развитие познавательных способностей»

Учебная исследовательская деятель­ность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответству­ющая научной деятельности, характеризую­щаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и соз­нательностью, результатом которой являет­ся формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, развития логического мышления и навыков исследовательского труда в компоненте учебного плана 2-4 класса на проведение курса выделен час.  Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа обеспечивается:

-   О. Холодова Юным умникам и умницам : Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 1-4 классы.– М.: Росткнига, 2008

-   О. Холодова Юным умникам и умницам : задания по развитию познавательных способностей / Рабочая  тетрадь для 1-4 классов в 2-х ч. – М.: Росткнига, 2009

Курс направлен на развитие познавательных спо­собностей учащихся, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок на заня­тиях снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специаль­ных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются за­нимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, во­просы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что весьма привлекательно для младших школьников. Это побуждает учащихся к активной мыслительной дея­тельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. По­этому основное внимание на занятиях обращено на такие качества учащихся, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полно­ценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, вооб­ражение, различные виды памяти, мышление и речь. Идет формирование и раз­витие общеучебных умений и навыков. Развиваются способности учащихся ис­кать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой проблемы.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в те­чение одного урока. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насы­щенной и менее утомляемой.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но да­ются с усложнением материала и решаемых задач.

Диагностика уровня познавательных способностей учащихся класса.

 Развитие познавательных способностей – это длительный процесс и поэтому время от времени необходимо поводить диагностику познавательных процессов. Для этого можно использовать следующие показатели:

                   поведение учащихся на занятиях;

                   повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам;

                   с каким интересом решают задачи контрольной работы;

                   уровень самостоятельности при выполнении заданий.

 

Проводимая диагностика уровня познавательных способностей учащихся даёт возможность учителю увидеть уровень класса и наметить дальнейшие пути в работе.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.      Иващенко Т.И. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. Мн., 1980. 299 с.

2.       Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. - № 4. - с.63-68.

3.      Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988, с.38-48.

4.     Тарабарина Т. И.50 развивающих игр. - Ярославль: Академия, 2003. - с.12-43.

5.      Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977. 224 с.

6.      Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988, с.38-48.

7.      Тарабарина Т. И.50 развивающих игр. - Ярославль: Академия, 2003. - с.12-43.

8.      Табакова Г.Н. Интеллектуально-творческие игры // Начальная школа. 2005. - № 5. - с.121-122.

9.      Незнайка // Газета. 2006 №4,10,13,14,15,16,21

10.    Неугомонные детки // Журнал. 2007 №27

11.    Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997. 192 с.