Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского муниципального района Новосибирской области детский сад «Золотой ключик»
Консультация для педагогов ДОУ
«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как фактор развития творческих способностей дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель
ДОУ «Золотой ключик»
Ластовская Т.М.
2020 г.
Развивающая среда способствует установлению,
утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе,
дает ему возможность испытывать и использовать
свои способности, стимулирует проявление им
самостоятельности, инициативности, творчества.
М.Н. Поляков
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.
Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка. Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности. Развитие творчества не происходит само по себе. Оно требует особого внимания. В творческой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, постоянно что-то открывает новое для себя, может ставить и решать нетиповые проблемы. В процессе творческой деятельности у дошкольников формируются исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области, анализировать новые ситуации, увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное. Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению. Кроме этого предметно-пространственная среда выступает, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.
Самое время сказать о месте педагога в организации предметно – пространственной среды. Он — автор, он — компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент потому, что определяет свое место в ней относительно каждого ребенка. Так как ребенок в интеллектуальном развитии — он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.
Насыщенность среды. Предусматривает соответствие возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы детского сада. Оснащение средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами и оборудованием, обеспечивающим игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
· Трансформируемость. Возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
· Полифункциональность. Предметно-пространственная среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса;
· Вариативность. Предметно-пространственную среду можно дополнять, конкретизировать и разрабатывать, Вариативность среды обеспечивает свободный выбор детьми разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную, творческую и исследовательскую активность детей.
· Доступность. Предметно – пространственная среда доступна для воспитанников (в том числе с ОВЗ и детей – инвалидов). Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
· Безопасность. Соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и - что важно – для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия.
Например, в «Центре творчества» любой ребенок может разместить
свои работы, выполненные в детском саду или дома. Многие
работы можно подарить сотрудникам детского сада. Дети видят
практическое применение своим работам, это повышает их самооценку
и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности. Предметно-пространственная
среда должна стать насыщенной, неординарной, разнообразной,
меняющейся. Педагоги должны стараться оформить игровые
центры так, чтоб у каждого ребенка
было желание чем-либо заняться, что-то смастерить, построить, создать
своими руками и не только одному, но и совместно со сверстниками.
Например, в нашей группе при построении предметно –
пространственной среды мы старались соблюдать принцип зонирования.
В группе есть такие центры как: центр
экспериментирования, центр творчества, центр для театрализованных
игр, центр книг, центр сюжетно-ролевых игр (дочки-матери,
кухня, магазин, прачечная, салон красоты, автомастерская,
ПДД), центр конструирования, музыкальный центр, центр
спортивных игр.
В центре сюжетно–ролевых игр дети учатся объединяться, договариваться, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Центр для сюжетно – ролевых игр предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация. Материал для сюжетно – ролевых игр в группе размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
Центр творчества организован для продуктивных видов детской деятельности. Имеется широкий спектр изобразительных материалов. Многообразие материала дает возможность продуктивно использовать его в разных видах занятий по художественному воспитанию, при этом создавая их вариативное содержание для развития творческих способностей детей, их самостоятельности. Все материалы расположены так, что дети могут свободно подходить к ним и пользоваться. В уголке творчества дети пробуют разные средства, рисуют на мольбертах, пользуются разнообразными материалами: мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов. Эстетические работы детей носят стимулирующий характер к достижению успехов в дальнейшем. Оформление уголка творчества заканчивается выставкой детских поделок.
Для оформления игровых центров и уголков активно используем различные техники и приемы изготовления игр и пособий, с активным привлечением детей и наших родителей. Преимущество обогащенной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.
Таким образом, организация предметно-развивающей среды в ДОУ – важный момент, на который необходимо обращать особое внимание. Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.