«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как фактор развития творческих способностей дошкольников»
Оценка 5

«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как фактор развития творческих способностей дошкольников»

Оценка 5
docx
24.04.2024
«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как фактор развития творческих способностей дошкольников»
Консультация для педагогов РППС.docx

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского муниципального района Новосибирской области детский сад «Золотой ключик»

 

 

 

 

Консультация для педагогов ДОУ

«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как фактор развития творческих способностей дошкольников»

 

 

Подготовила:

Воспитатель

ДОУ «Золотой ключик» 

Ластовская Т.М.

 

 

 

 

2020 г.

 

Развивающая среда способствует установлению,
утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе,
дает ему возможность испытывать и использовать
свои способности, стимулирует проявление им
самостоятельности, инициативности, творчества.
М.Н. Поляков

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.

Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка. Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности. Развитие творчества не происходит само по себе. Оно требует особого внимания. В творческой деятельности  ребёнок познаёт окружающий мир, постоянно что-то открывает новое для себя, может ставить и решать нетиповые проблемы. В процессе творческой деятельности у дошкольников формируются исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области, анализировать новые ситуации, увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное. Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению.  Кроме этого предметно-пространственная среда выступает, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.

Самое время сказать о месте педагога в организации предметно – пространственной среды. Он — автор, он — компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент потому, что определяет свое место в ней относительно каждого ребенка. Так как ребенок в интеллектуальном развитии — он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Насыщенность среды. Предусматривает соответствие возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы детского сада. Оснащение средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами и оборудованием, обеспечивающим игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

·                   Трансформируемость. Возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

·                   Полифункциональность. Предметно-пространственная среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса;

·                   Вариативность. Предметно-пространственную среду можно дополнять, конкретизировать и разрабатывать, Вариативность среды обеспечивает свободный выбор детьми разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную, творческую и исследовательскую активность детей.

·                   Доступность. Предметно – пространственная среда доступна для воспитанников (в том числе с ОВЗ и детей – инвалидов). Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

·                   Безопасность. Соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и - что важно – для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия.  

Например, в «Центре творчества» любой ребенок может разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома. Многие работы можно подарить сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности. Предметно-пространственная среда должна стать насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Педагоги должны стараться оформить игровые центры так, чтоб у каждого ребенка
было желание чем-либо заняться, что-то смастерить, построить, создать своими руками и не только одному, но и совместно со сверстниками. Например, в нашей группе при построении предметно – пространственной среды мы старались соблюдать принцип зонирования. В группе есть такие центры как: центр
экспериментирования, центр творчества, центр для театрализованных игр, центр книг, центр сюжетно-ролевых игр (дочки-матери, кухня, магазин, прачечная, салон красоты, автомастерская, ПДД), центр конструирования, музыкальный центр, центр спортивных игр.

В центре сюжетно–ролевых игр дети учатся объединяться, договариваться, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Центр для сюжетно – ролевых игр предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация. Материал для сюжетно – ролевых игр в группе размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Центр творчества организован для продуктивных видов детской деятельности. Имеется широкий спектр изобразительных материалов. Многообразие материала дает возможность продуктивно использовать его в разных видах занятий по художественному воспитанию, при этом создавая их вариативное содержание для развития творческих способностей детей, их самостоятельности. Все материалы расположены так, что дети могут свободно подходить к ним и пользоваться. В уголке творчества дети пробуют разные средства, рисуют на мольбертах, пользуются разнообразными материалами: мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов. Эстетические работы детей носят стимулирующий характер к достижению успехов в дальнейшем. Оформление уголка творчества заканчивается выставкой детских поделок. 

Для оформления игровых центров и уголков активно используем различные техники и приемы изготовления игр и пособий, с активным привлечением детей и наших родителей. Преимущество обогащенной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.

Таким образом, организация предметно-развивающей среды в ДОУ – важный момент, на который необходимо обращать особое внимание. Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.


 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества

Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества

Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение…

Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение…

Педагоги должны стараться оформить игровые центры так, чтоб у каждого ребенка было желание чем-либо заняться, что-то смастерить, построить, создать своими руками и не только одному,…

Педагоги должны стараться оформить игровые центры так, чтоб у каждого ребенка было желание чем-либо заняться, что-то смастерить, построить, создать своими руками и не только одному,…

Для оформления игровых центров и уголков активно используем различные техники и приемы изготовления игр и пособий, с активным привлечением детей и наших родителей

Для оформления игровых центров и уголков активно используем различные техники и приемы изготовления игр и пособий, с активным привлечением детей и наших родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2024