Развивающая предметно-пространственная среда средней группы
В группе создана содержательная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда, представленная в таблице:
Микро-зона, центр
Оборудование и наименование
Цели
Раздевал-ка
1.Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности (фотографиями детей в картинках), скамейки, «алгоритм» процесса одевания.
2.Стенды для взрослых: «Мы художники» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей); « Советы доктора» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе и детском саду); «Давайте поиграем», «Игротека» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий); « Вот какой красивый дом, все мы дружно в нем живем!» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, рекомендации специалистов, объявления); мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома .
1.Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться.
2.Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом.
3.Привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.
Уголок «Малень-кие строители»
(можно соединить с уголком по правилам дорожного движения)
«Конструкторская»
1.Крупный строительный конструктор.
2.Средний строительный конструктор.
3.Мелкий пластмассовый конструктор.
4.Нетрадиционный материал: подборка из бросового материала – бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.
5.Тематический строительный набор: город, замок (крепость), ферма (зоопарк).
6.Конструкторы типа «Лего».
7.Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.
8. «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный. Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты, ракета-робот (трансформер).
9.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.)
1.Развитие пространственных представлений, конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения.
Уголок по правилам дорожного движения
«Красный, желтый, зеленый»,
(наклеить светофор, жезл для обозначения уголка).
1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать).
2.Мелкий транспорт.
3.Макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор.
5.Небольшие игрушки (фигурки людей).
1.Формирование знаний о правилах дорожного движения в игре и повседневной жизни.
Музыкаль-ный уголок
«Музыкальный салон»,
1.Инструменты: металлофон, барабан, бубен, колокольчики, трещотка, треугольник.
2.Магнитофон.
3.Пластиковые прозрачные емкости с разными наполни-елями: горохом, желудями, камешками.
4.Карточки с нотами и картинками.
1.Развитие слухового восприятия и внимания.
2.Формирование исполнительских навыков.
Уголок художест-венного творчества
1.Толстые восковые мелки, цветной мел, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин, глина.
2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, самоклеящаяся пленка.
3.Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты, схемы, стеки, ножницы с тупыми концами, розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, доски, палитра, банки, салфетки из ткани.
4.Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно.
1.Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цветоразличения, творческих способностей.
Уголок дидакти-ческих игр
1.Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
2.Ковролиновое полотно, наборное полотно,
3.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов).
4.Различные мелкие фигурки и
5.Чудесный мешочек с набором нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета. объемных тел (6-8 элементов).
8.Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов).
9.Часы с круглым циферблатом и стрелками
11.Набор кубиков с цифрами.
12.Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр.
13.Наборы моделей: деление на части.
Материал по развитию речи и познавательной деятельности (наклеить буквы или придумать Познавайку).
1.Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2.Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3.Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4.Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
5.Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
6.Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
7.Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8.Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9.Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10.Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
11.Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
12.Набор кубиков с буквами.
13.Набор карточек с изображением предмета и названием.
14.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
1.Развитие мышления и пальцевой моторики. Совершенствование операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое.
2.Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование об-следовательских навыков.
3.Обучение группировке предметов по цвету, раз-меру, форме.
4.Выявление отношения групп предметов по количеству и числу.
5.Обучение определению количества путем отсчитывания и пересчитывания (до 5).
6.Развитие потребности в познании окружающего мира.
7.Формирование интереса к познавательной деятельности.
8.Совершенствование операций сравнения, анализа, классификации, сериации, обобщения.
9.Формирование потребности в обогащении словаря.
10.Развитие связной речи.
11.Формирование правильного произношения звуков речи и их дифференциая.
Книжный уголок
«Книжкин дом»
1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.
2.Детские книги по программе, любимые книжки детей.
3.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.
1.Совершенствование умения обращаться с книгой, расширение представлений об окру-жающем.
Театраль-ная зона
1.Ширма.
2.Маленькие ширмы для настольного театра.
3.Различные виды театра: плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо: семья и сказочные персонажи).
4.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.
5.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках, мелкие, 7-10 см.
6.Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие).
7.Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие).
8.Набор фигурок: семья.
9.Набор масок: животные, сказочные персонажи.
1.Развитие творчества детей на основе литературных произведений.
2.Формирование умения ставить несложные представления.
3.Развитие интереса к театрально- игровой деятельности.
Спортив-ный уголок
«Спортивный островок»
1.Мячи большие, малые, средние.
2.Обручи.
3.Толстая веревка или шнур, скакалки.
4.Флажки.
5.Гимнастические палки.
6.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания.
7.Кольцеброс.
8.Ленточки, платочки.
9.Кегли.
10.Мешочки с грузом (малый и большой).
11.Дорожки с пуговицами, ребристые дорожки.
1.Развитие ловкости, координации движений.
2.Обучение основным движениям и спортив-ным упражнениям: прыжки с места, метание предметов разными способами и т. д.
3.Совершенствование умение бросать и ловить мяч, ходить по прямой ограниченной дорожке.
Уголок сюжетно-ролевой игры
Уголок сюжетно-ролевой игры
1.Кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик, кухон-ная плита, шкафчик, набор мебели для кукол среднего размера,
2.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды.
3.Комплект кукольных постельных принадлежностей (3 шт.).
4.Куклы крупные (2 шт.) и средние (6 шт.).
5.Кукольная коляска (2 шт.).
6.Атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» «Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад», « и т.д.
7.Разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, каска, фуражка/бескозырка и др.
8.Мягкие игрушки (средние и крупные).
1.Формирование ролевых действий.
2.Стимуляция сюжетно-ролевой игры.
3.Формирование коммуникативных навыков в игре.
4.Развитие подражательности и творческих способностей.
Экологи-ческий центр
1. пластмассовые тазики, пластиковый коврик, фартуки.
2. « Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки.
3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки.
4.Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).
5.Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры.
6.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
Уголок природы: «Зеленый оазис»
1.Комнатные растения 5-7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие:
- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками);
- способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.;
- величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);
- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);
- видов одного рода – бегонии, фуксии.
Рекомендуемые растения: бегония-рекс, бегония вечно-цветущая (различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей), бальзамин, традесканция, алоэ ( фитонцидное растение) или агава, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, фикус – хороший очиститель воздуха.
2.Растения характерные для различных времен года:
- осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;
- зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна), зимний огород «Зеленый паровоз» (ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.;
3Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
Календарь природы: «Бюро погоды»
1.Картина сезона, модели года и суток.
2.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
3.Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
5.Бумажная кукла с разной одеждой.
В уголке природы устраиваются выставки: «Осенний урожай», поделок из природного материала и т.п. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, сезонные макеты (например, зимнего леса и т.д.)
1.Расширение чувственного опыта детей, стимуляция тонких движений руки.
2.Развитие умения экспериментировать с разными материалами.
3.Обогощение знаний о свойствах природных материалов.
1.Форимрование знаний о комнатных растениях.
2.Формирование представлений о потребностях растений.
3.Овладение несложными умениями: поддерживать растения в чистоте, правильно поливать его, кормить рыб.
4.Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
1.Развитие наблюдательности ,восприятия, творческих способностей.
2.Совершенствование умения определять состояние погоды.
Центр краеве-дения
1.Альбомы: «Наша семья», «Моя станица», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду»,
2.Художественная литература: стихи, рассказы, загадки. .
1.Воспитание устойчивого интереса и положительного отношения к чувашской культуре.
2.Развитие познавательного интереса к родному городу, его росту и благоустройству.
Туалетная комната
«алгоритм» процесса умывания.
1.Развитие опрятности, аккуратности, навыков самообслуживания.
Уголок уединения
«Домик неприкосновенности»
Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.