Развивающее занятие (с элементами тренинга)
для детей с ОВЗ
на тему:
«Секреты общения»
Цель занятия: развивать у учащихся навыки самоанализа на основе позитивного самовосприятия.
Задачи:
1. Создание благоприятного психологического климата;
2. Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;
3. Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;
4. Развивать адекватную самооценку;
5. Способствовать формирования позитивного образа «Я».
Возраст: 10-11 лет
Состав участников: 10 человек.
Режим работы: 45 минут.
Структура тренинга:
1. Вступление
2. Разминка
3. Основная часть
4. Рефлексия
5. Заключение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступление
Добрый день ребята. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое общение и как оно влияет на нас. И предлагаю вам выполнить следующее задание:
Игра разминка
Вы видите, что каждой букве соответствует число. Расставьте числа в порядке возрастания и получите ключевое слово к теме занятия.
7 1 4 5 2 3 6
Е О Е Н Б Щ И
Какое слово получилось?
Сегодня на занятии мы с вами будем говорить про общение и правилах общения «Секреты общения».
Человек не может жить без общения. Вы общаетесь друг с другом? А что вы в первую очередь делаете, когда встречаетесь друг с другом? Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Упражнение «Веселое приветствие»
Цель: включение в работу, психологический настрой.
– Как вы приветствуете друг друга? А знаете ли вы, что у разных народов приняты свои жесты приветствия.
Варианты приветствия (два испробовать, а остальные зачитать):
1. Основная часть по теме
Что такое общение? (Ответы учащихся)
Общение - это взаимодействие людей, при котором участники общения не только передают друг другу определенную информацию, но и выражают эмоции, чувства, оценки, отношение друг к другу, к тому, о чем они говорят, к обстоятельствам общения.
Игра «Имена»
Цель: сближении участников тренинга.
Для того чтобы общение на занятии прошло успешно, нам с вами необходимо вспомнить свои полные имена. Давайте сделаем так: на счет «1-2-3» все одновременно называют свое полное имя.
Ой, какой шум и гам! Как вы думаете, услышала ли я ваши имена? А что же делать? Может быть, чтобы я услышала, вам нужно прокричать их еще громче? (Нет) Действительно, это не поможет. Давайте по очереди проговорим ваши имена (по кругу).
При знакомстве с новым человеком, повторите его имя несколько раз, и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени.
Вот наши первые секреты:
1. Обращайтесь к собеседнику, называя его по – имени. К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на «Вы».
2. Не забывайте вежливо здороваться - приветствовать, прощаться, извиняться.
Упражнение «вербально-невербально»
Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
1. Постройтесь по имени от самого короткого имени до самого длинного имени. (Молча)
2. Следующее задание немного по-сложнее: работать вы должны будете молча! Итак, внимательно посмотрите друг на друга и постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (справа) до самых светлых (слева).
3. И последнее третье задание, самое сложное. Его вы выполняете с закрытыми глазами! Постройтесь по росту – от самых низких (слева) до самых высоких (справа). При этом можно друг с другом разговаривать.
- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным, быстро и правильно!
- Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
- Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? Что важно в общении с другими? Вам понравилась эта игра? Хорошо!
Продолжение основной темы
Общаться можно не только при помощи слов. А можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все они делятся на вербальные и невербальные.
«ВЕРБАЛЬНОЕ, НЕВЕРБАЛЬНОЕ». Те способы общения, которые мы выражаем с помощью слов, речи называются вербальными, а те, которые мы выражаем с помощью мимики, позы, жестов, называются невербальными.
Упражнение «комплименты»
Цель: Расположить собеседника к себе – умение делать комплименты.
Я предлагаю Вам сыграть в игру: «Давайте говорить друг другу комплименты «Как здорово получилось, правда, ребята? А вот если бы эту игру назвали так: «Давайте говорить друг другу неприятные слова и всякие гадости».
Вам бы понравилась такая игра? Почему?
Вот наши следующие секреты общения:
3. Говорите друг другу как можно больше хороших слов, и никогда не говорите того, что было бы неприятно выслушать вам самим.
4. Старайтесь не говорить о людях дурно.
А теперь попробуем разрешить проблему, возникающую у нас во время общения.
Три подружки уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать тут же?
5. Невежливо во время разговора отводить кого – ни будь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне.
Сказка «Мудрецы и слон»
А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.
Сказка «Мудрецы и слон»
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Итак, в чем же была ошибка мудрецов?
Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)
- Молодцы, вы правы.
• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика.
• А в результате, у них возникла ссора и конфликт, которые были основан на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.
1. Рефлексия
– Что узнали нового?
– Чему научились?
– Что было главным в нашем занятии?
Упражнение «Рукопожатие»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Мы все сегодня плодотворно поработали и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить другу друга рукопожатием.
Заключение
Спасибо вам большое, что пришли на занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.