Развивающее занятие
Оценка 5

Развивающее занятие

Оценка 5
Работа в классе
doc
психологическая работа +1
9 кл
26.07.2019
Развивающее занятие
Данное развивающее занятие составлено в помощь школьному психологу, классному руководителю, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение учащихся в ходе подготовки к экзаменам. В разработке приведен сценарий апробированного в школе занятия, с помощью которого выпускники смогут повысить свою самоорганизацию, уверенности в себе, эмоциональную устойчивость.
Развивающее занятие «Понять, чтобы узнать»..doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 Работа с выпускниками по психологической подготовки к ГИА. Развивающее занятие: «Понять, чтобы узнать».                                                                                          Педагог – психолог                                                                     МКОУ СОШ № 6 г. Минеральные Воды                                                                     Баширова Ирина Петровна                                             г. Минеральные Воды                                                          2019 г. Аннотация      Данное развивающее занятие составлено в помощь школьному психологу,  классному руководителю, осуществляющим психолого­педагогическое  сопровождение учащихся в ходе подготовки к ГИА.      В разработке приведен сценарий апробированного в школе занятия, с  помощью которого выпускники смогут повысить свою самоорганизацию,  уверенности в себе, эмоциональную устойчивость. 2                                                            Введение      Сдача ГИА радикально отличается от привычной формы проверки знаний,  поэтому проблема психологической подготовки выпускников к экзамену  приобретает особую актуальность. Изменить предэкзаменационную и  экзаменационную ситуацию невозможно, однако возможно воздействовать на  самый важный аспект — личность выпускника.       От учащегося требуется ответственность, самоорганизация, уверенности в  себе, эмоциональная устойчивость.  Все это актуализировало необходимость в  организации психологического сопровождения обучающихся при подготовке к  экзаменам.       Данная разработка относиться к нивелированию   личностных трудностей,  которые приводят к дезорганизации деятельности, снижению концентрации  внимания и работоспособности.  Не каждый обучающийся может  самостоятельно распределить время для подготовки, подобрать правильное  питание, суметь снять предэкзаменационный стресс, отрицательные  переживания. Волнение и неуверенность мешают подросткам достичь успеха.        Такие педагогические технологии, как здоровье сберегающие технологии,  технология использования в обучении игровых методов с моей точки зрения  более интересны и универсальны. С выпускниками в течении учебного года  проводиться цикл занятий, позволяющих систематизировать и применять умения на практике.       Трудоемкость подготовки к занятию, состоит в том, что необходимо  написать сценарий, а если использовать уже готовый, то из­за разно уровневой  подготовки выпускников, всё равно что­то меняешь, вносишь свое.       Данную разработку можно использовать в рамках классных часов, или взять  отдельные части, например, аутотренинг или дыхательную релаксацию, для  повторного закрепления на других занятиях. 3  Основная часть       Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к  экзамену; обучение навыкам саморегуляции, релаксации, самоконтроля,  повышение уверенности в себе, в своих силах.      Задачи:   научить управлять стрессом путем приобретения навыков дыхательной и  мышечной релаксации;  расширить представление выпускников о психологическом здоровье;  побуждать к самопознанию, саморазвитию;  принимать грамотные решения в обстановке ограниченного времени.       Планируемые результаты:  снижение тревожности;   развитие навыков саморегуляции;  формирование положительного эмоционального фона.      Методы работы: мини лекция, дискуссия, игра, аутотренинг, рефлексия.      Условия проведения: класс.      Материально­техническое обеспечение: стулья, доска и мел, песочные часы,  белые листы бумаги А4, фломастеры и цветные карандаши, таблички с  надписями. «Приложение 1».      Продолжительность занятия: 40 минут.                                                                                                                 Ход занятия      Психолог. Добрый день дорогие ребята. Тема нашей встречи очень актуальна  для вас.  Перед вами стоит важная цель – сдать ГИА и выбрать свой дальнейший  путь.  Проанализировав ваши анкеты можно сделать вывод, что успех в жизни  для вас это: хорошее образование, достижения в профессиональной сфере,  творческая реализация. Конечно, вы все понимает, что успех на экзамене  зависит от серьезной подготовки.      Мы сегодня с вами выясним, что же необходимо сделать, чтобы выдержать  экзаменационный марафон до конца?      Сегодня на наш классный час я принесла песочные часы. Как вы думаете  зачем?      Ответ: На экзаменах придётся соблюдать временной промежуток.      Психолог: Сейчас за 3 мин. Я предлагаю вам написать на листах бумаги свою  позицию, что важно для подготовки к экзамену. (Учащиеся пишут).      Психолог. Теперь давайте зачитаем ваши варианты и сформируем их по  группам. Учащиеся зачитывают варианты ответов. Психолог на доске размещает  заранее заготовленные таблички в хаотичном порядке. 1.Режим дня. Распределение нагрузки. 2.Правильное питание.                                                                   4 3.Физическая активность. 4.Умение снять предэкзаменационный стресс.   5. Дружба.                                                                 Психолог. Конечно, начать следует с организации благоприятных условий и здорового ритма жизни.           Психолог. Прикрепляю к доске 1 фактор ­ «Режим дня. Распределение нагрузки». Известно,   что   люди   делятся   на   «жаворонков»   и   «сов»   и   их   умственная продуктивность   различна   в   разное   время   суток.   У   нас   в   классе   14   человек «жаворонки», а остальные «совы». Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. А «совам» лучше посидеть за учебником попозже вечерком. Выберите для самостоятельной работы или подготовки к экзаменам правильное время! А каким образом мы можем распределить правильно свою учебную нагрузку и отдых в течении недели? (Ответы учащихся).        Психолог.   Прикрепляю   к   доске   следующий   фактор:   «Физическая Психолог.   Я   предлагаю   цветными   карандашами   заполнить   схему   вашей рабочей   недели   ­   красным   цветом   то   время,   которое   совпадает   с   большой нагрузкой,   желтым   —   со   средней   нагрузкой,   зеленым   —   с   отдыхом   и развлечениями.   Цвет   покажет   рациональность   распределения   сил   в   течение недели и каждого дня. Даю на выполнение этого задания 6 минут. (Участникам раздаются бланки «Моя рабочая неделя».  «Приложение 2». По окончании работы, желающие демонстрируют свои бланки.  Обьясняю, что там,   где   много   красного   цвета,   может   возникнуть   опасность   стресса.   Особо следует подчеркнуть, что, планируя, свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.   активность».      Психолог. А где взять эти силы? Некоторые из вас всё же находят время для посещения спортивных секций, тренажерного зала, занимаются танцами.       Я прошу этих ребят встать и образовать круг. Остальных, у кого нет на это времени   и   желания,   я   прошу   встать   во   внутренний   круг   лицом   к   вашим оппонентам. Сама я присоединюсь к внешнему кругу, потому что тоже по мере возможности посещаю тренажерный зал.           Участники   внешнего   круга!   Наша   с   вами   задача   убедить   участников внутреннего круга в необходимости занятий физической культурой и спортом. На это задание мы отведем 6 минут.          Психолог. Задаю вопросы. Какой аргумент для тебя звучал чаще всего? (Ответы учащихся). Уважаемые участники внутреннего круга! Если у вас появилось желание перейти от слов к делу, присоединяйтесь к нашему кругу, если кто ­ то не хочет присоединится,   то   выразить   надежду,   на   изменение   отношения   к   активному отдыху (дети садятся на места).                                                                        5      Психолог. Прикрепляю к доске следующий фактор: «Правильное питание».      Психолог. Предлагаю вам подойти к столу и взять карточки с наименованием продуктов которые вы считаете полезными для вашего организма.       Диана. Лимон, апельсин, мандарин.       Психолог. Диана выбрала цитрусовые. Действительно они освежают мысли и облегчает восприятие информации.       Лена. Бананы, клубника.            Психолог. Лена выбрала бананы, они содержат серотонин — вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы». Клубника быстро нейтрализует отрицательные эмоции.        Алексей. Морковь, капуста.       Психолог. Алексей выбрал морковь, которая облегчает заучивание чего­либо наизусть   за   счет   того,   что   стимулирует   обмен   веществ   в   мозгу,   а   капуста снимает стресс.       Наталья. Шоколад. Орехи.       Психолог. Наталья выбрала шоколад, он питает клетки мозга. А орехи, (100­ 200  г   в   день,  утром   и   вечером)   благотворно   влияют   на  работу   мозга   и   еще укрепляют нервную систему.  В   числе   натуральных   продуктов,   стимулирующих   работу   мозга   и   стимулирующих   интеллектуальную   деятельность   специалисты­диетологи называют   еще   ряд   продуктов,   которые   будут   предложены   вам   в   памятке. «Приложение 3».      Психолог.  Сейчас мы с вами поиграем. Упражнение “Дождь в джунглях”.  Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в  джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень  жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди  стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается  (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые  движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине  партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз).  Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел  ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он  стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. А теперь  повернитесь на 180 градусов и продолжим игру”.      После окончания упражнения обсуждение: Как вы себя чувствуете после  такого массажа? Приятно или нет было выполнять те или иные действия? Психолог. Прикрепляю к доске следующий фактор: «Умение снять  предэкзаменационный стресс». Фактор, провоцирующий развитие стресса ­ это  отрицательные переживания. Волнение и неуверенность мешают достичь успеха. Людям с высокой тревожностью полезно научиться управлять своим  психическим состоянием. Как ни странно, люди с низкой тревожностью в  экстремальных ситуациях тоже выглядят не лучшим образом. 6 Им также необходимо учиться управлять своим психическим состоянием, чтобы в ситуациях экзамена, которые для всех являются стрессовыми, показать все, на  что они способны.      Существуют различные способы справиться со своей тревогой, сейчас мы  познакомимся с некоторыми из них. Простой, но очень эффективный способ –  аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой,  добиться спокойствия и уверенности.       Есть 2 правила, которые нужно соблюдать при составлении формулы  аутотренинга:      1. Все утверждения должны быть составлены в утвердительной форме.  Употребление частицы «НЕ» запрещается.      2. Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени.       Нельзя употреблять слова типа «стараться», «пытаться». Например, удачной будет такая формула: Я уверен и спокоен. Я быстро  вспоминаю весь материал. Я сосредоточен. Я спокоен. Я готов. Я собран. Я  уверен в успехе.      Попытайтесь сейчас на листочках написать свою формулу аутотренинга. На  это задание я даю 3 минуты. Что у вас получилось? (Учащиеся зачитывают свои  ответы).      Психолог. Есть еще несколько замечательных способов снять стресс. Я хочу  предложить дыхательную релаксацию. Наиболее простой способ – это дыхание  на счет. Примите удобную позу, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании.  На четыре счета делается вдох, на четыре счета ­ выдох.      Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и долгий выдох. (Выполняют  упражнение на счет).      Наконец справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация –  это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние  позволяет обрести душевный покой и равновесие.      Участникам предлагается выбрать из предложенных предметов или найти  какой­либо небольшой предмет, который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно  посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все  остальное отошло на задний план...         Психолог. Чем вас заинтересовал этот предмет? Разглядите, каковы его  цвет, форма?  Каков он на ощупь? Осмотрите его со всех сторон, во всех  деталях... Сконцентрируйтесь на минуту­другую на этом предмете, заметьте  такие его особенности, которые не видны на первый взгляд. Что вы почувтвовали? Какие ощущения появились? (Ответы учащихся).       Психолог.  Крепит к доске слово «Дружба». А сейчас мы выстроим наши  факторы в единое целое, и выведем формулу успеха.                                                                     7      Психолог.  Успешным хочется быть каждому. А еще каждому нужна  поддержка ­ учителя, родителя, товарища. Но получить ее тоже может только  тот, кто сам поддерживает другого.  Успех =  Режим. Распределение учебной нагрузки.  Физическая активность. Правильное питание. Умение снять стресс. Умение распределить свое время. Дружеская поддержка.        Психолог: Сегодня мы с вами узнали много нового, и я предлагаю вам на листе бумаги обвести свою руку и оценить наше занятие.      Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать  своё мнение.      Большой палец – для меня важно и интересно;      Указательный палец ­ мне было трудно (не понравилось);      Средний – для меня было недостаточно;      Безымянный палец – мое настроение;      Мизинец – мои предложения.      Учащиеся выполняют задание «Пятерочка».          Психолог. Я передаю вам клубок, возьмитесь за нить клубка и пожелайте мысленно всей нашей группе что­то приятное. Я соединила нить в единое целое. Надеюсь,   что   вы   будите   дружными   и   поддержите   в   трудную   минуту   своих одноклассников.         И   в   заключение   всем   вам   вручаю   памятку   о  полезных   продуктах   и   их свойствах. «Приложение 3». 8 Заключение      Содержание элементов развивающего занятия подобрано с учетом  возрастных особенностей и психолого­педагогической характеристики класса.     Для решения поставленных задач были задействованы все каналы восприятия и  переработки информации, использованы различные формы индивидуальной,  групповой и коллективной работы.      Сочетание этих форм позволило создать атмосферу психологического  комфорта, открытости, доверия, вовлечь всех в плодотворное сотрудничество.  Поэтому, я считаю, что поставленные цели и задачи были решены.       Данное развивающее занятие подскажет ребятам, как реализовать себя шаг за  шагом, что в определенный момент своей жизни они могут изменить многое,  если захотят. Главное ­ осознать, что происходит и почему.       Разработка была представлена на школьном методическом объединении для  классных руководителей выпускных классов. Список литературы 9 1.Кадашникова Н.Ю., Илларионова Т.Ф. Как подготовить ребенка к экзамену.  Тренинги, тесты, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2010. – 137 с. 2. Неделина С.В. Психологическая подготовка выпускников к Единому  государственному экзамену (для методической и психологической служб  школы, учителей, учащихся, родителей): методические рекомендации по работе  с выпускниками. – Воронеж: ВОИПК и ПРО, 2011. – 145 с. 3.Серегина Е.А. Здоровьесберегающая подготовка старшеклассников к ЕГЭ //  Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. 4.Стебенева Н.В., Королева Н.А. Комплексная программа психолого­ педагогических мероприятий для выпускников и их родителей «Путь к  успеху» // Школьный психолог. – 2003. ­ №29. 5.  Чернышова Ю. Как подготовиться к экзамену и сохранить здоровье //  Школьный психолог.­ 2002. ­ №19. 6.Чибисова М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися,  педагогами, родителями». – М.: Генезис, 2009. 7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%F2%F2%E5%F0%E0%EF%E8%FF 8.oge. sdamgia.ru 9.informik.ucoz.ru›dir/podgotovka_k_egeh_i_gia/17 10.portalobrazovaniya.ru  /Портал­Образования 10                                                      Оглавление Аннотация…………………………………………………………………….2 Введение………………………………………………………………………3 Основная часть……………………………………………………………......4 Заключение……………………………………………………………………9 Список литературы…………………………………………………….……10 Приложение 1. «Таблички» ………………………………………………...12 Приложение 2.  Бланк «Моя рабочая неделя».…………………………….13 Приложение 3. «Памятка о полезных продуктах и их свойствах» ………14 Приложение 1. 11                                                                 Таблички. Режим дня. Распределение нагрузки Физическая активность. Правильное питание. Умение снять стресс. Умение распределить свое время. Дружба.   Лимон, апельсин, мандарин. Бананы, клубника. Морковь, капуста. Шоколад                                                                  12                                                                                                     Приложение 2.           Бланк «Моя рабочая неделя». День недели Утро День Вечер Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 13                                                                                                               Приложение 3.                             Памятка о полезных продуктах и их свойствах.      Память.        Морковь ­ особенно облегчает заучивание чего­либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.          Ананас  — любимый фрукт театральных и музыкальных звезд.  Тот, кому необходимо удерживать  в памяти большой объем  текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте.   Кроме   того,   в   ананасах   очень   мало   калорий   (в   100   г   всего   56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.     Внимание.        Креветки  —   деликатес   для   мозга:   снабжает   его   важнейшими   жирными кислотами,   которые   не   дадут   вашему   вниманию   ослабнуть.   Достаточно   100 грамм   в   день.   Но   обратите   внимание:   солить   их   следует   только   после кулинарной обработки (варки или жаренья).        Репчатый лук ­ помогает при умственном переутомлении или психической усталости.  Способствует   разжижению   крови,   улучшает   снабжение   мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно. Орехи особенно хороши, если вам предстоит умственный «марафон» (доклад, конференция, концерт).Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.      Достичь творческого озарения.      Инжир ­ освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом. Лучший «корм» для журналистов и других творческих профессий.          Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей.  Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой   активности   мозга,  должен   пить   чай   из   тмина:   две   чайные   ложки измельченных семян на чашку.      Успешно грызть гранит науки.          Капуста ­ снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы.   Съешьте   салат   из   капусты   перед   экзаменами,  и   вы   спокойно   к   ним подготовитесь.      Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы   витамина   С.   Перед   занятиями   иностранным   языком   неплохо   выпить стаканчик лимонного сока.        Черника ­   способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.      Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции.                                                                          14

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие

Развивающее занятие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2019