«Развивающие технологии в логопедии»
В педагогическом сознании сформировалось устойчивое представление о развитии и социализации человека как о процессе его образования. Поэтому не прекращается поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей, которые имеют место у детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципы специального образования в коррекционно-педагогическом процессе реализуются в соответствующих методах и приёмах. В процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальная педагогика использует многообразные методы обучения и учения, воспитания, коррекции, совокупность, взаимодополняемость и комплексное использование которых и определяет его эффективность. Поэтому правомерно использование понятия «образовательная (педагогическая) технология» как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся.
Под образовательной технологией понимают последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Образовательная технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. В этом контексте можно говорить о специальных образовательных технологиях для лиц с особыми образовательными потребностями. К их числу можно отнести технологии коррекции речевых нарушений, которыми должен владеть специалист в области логопедии.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале традиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя-логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Ряд авторов (В.М.Акименко, Н.М.Борозинец, Т.С.Шеховцова и др.), анализируя имеющиеся в логопедической практике методики, научные труды, статьи по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, О.В.Правдина, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, А.В.Ястребова и др.), классифицируют их по следующим направлениям:
· этапы логопедического обследования;
· технология логопедического обследования детей раннего возраста;
· особенности логопедического обследования при различных нарушениях речи;
· нейропсихологический подход к обследованию речи.
2. Технологии развития артикуляционной моторики:
· логопедический ручной массаж;
· логопедический зондовый массаж;
· точечный массаж;
· искусственная локальная гипо- и гипертермия (ИЛГ);
· артикуляционная гимнастика.
3. Технологии развития мелкой моторики:
· кинезитерапия;
· гидрогимнастика;
· Су-Джок терапия;
· японская методика пальцевого массажа;
· игровые упражнения.
Технологии развития фонематического слуха.
Технологии коррекции звукопроизношения.
· технология формирования речевого дыхания при заикании;
· парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой;
· технология коррекции дыхания при дизартрии;
· технология коррекции дыхания при ринолалии.
· при заикании;
· при ринолалии;
· при дизартрии.
· при заикании;
· при ринолалии;
· при дизартрии.
· при заикании;
· при ринолалии;
· при дизартрии.
· традиционный лексико-грамматический подход (Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева);
· синквейн;
· лимерики;
· инсценирование;
· метод ассоциативных связей или «Образ слов»;
· типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение);
· методы дивергентного речевого развития;
· методы креативного речевого развития:
Ø креативное речевое моделирование,
Ø «мозговой штурм»,
Ø «обратная мозговая атака»,
Ø «корабельный совет»,
Ø аналогии синектика,
Ø оператор РВС,
Ø метод «маленьких человечков»,
Ø метод «хорошо-плохо»,
Ø метод каталога,
Ø морфологический анализ,
Ø метод фантограмм,
Ø цепочка противоречий.
· использование наглядных моделей при постановке звуков;
· использование моделирования для развития связной речи.
· аутогенная тренировка в коррекционно-логопедической работе.
· логопедическая ритмика;
· фитотерапия;
· ароматерапия;
· музыкотерапия;
· хромотерапия;
· литотерапия;
· имаготерапия;
· аурикулотерапия;
· його-терапия.
· компьютерная программа «Видимая речь III» (текстовое руководство - Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) (коррекция нарушений слуха и речи - звукопроизношения, голосообразования, сенсомоторных функций);
· сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» (текстовое руководство - Т.К. Королевская) (коррекция речевого дыхания, громкости и высоты голоса, ритмико-интонационной стороны, устранения назального оттенка звукопроизношения);
· логопедический тренажер «Дэльфа-142» (текстовое руководство -О.Е. Грибова) (коррекция дефектов произношения, речевого дыхания и голоса, устранение нарушений письменной речи от тренировки в узнавании начертания букв до развития лексико-грамматической стороны речи);
· «Визуальный тренажер произношения» (Белорусский государственный
педагогический университет имени Максима Танка, Республиканский учебно-методический центр) и др.
Рассмотрим некоторые из представленных технологий более подробно.
1. Синквейн.
Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
1) первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2) вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3) третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4) четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5) пятая строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Примеры синквейна:
Дождь
Грибной, летний.
Льет, капает, стучит.
Я люблю гулять под дождем.
Лужи, тучи, вода.
Ветер
Сильный, холодный.
Срывает, дует, воет.
Ветер осенью холодный.
Осень, холод, сквозняки.
Радуга
Веселая, разноцветная.
Появляется, радует, играет.
На небе, после дождя, большая радуга.
Дождь, тепло, лето, детство.
2. Лимерики.
Лимерик — абсурдное стихотворение: стихотворение состоящее из слов и фраз, единственно используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы; комическое стихотворение, также известное как лимерик.
В лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со второй и пятой, а третья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: первая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.
Примеры лимерика:
В соседнем дворе живет собака Дружок.
Однажды Дружок под дождем промок.
Дети построили Дружку домишко.
Дружок в непогоду виляет хвостишком.
В соседнем дворе живет собака Дружок.
3. Метод ассоциативных связей, или «Образ слов».
Осознание богатства русской речи начинается с воспитания в ребенке бережного, вдумчивого отношения к слову, с познания скрытых внутренних ресурсов, заложенных в каждом из них. Современные технологии развития детей с речевыми нарушениями предлагают большой арсенал методов и приемов работы со словом, позволяющих оценить его красоту, неповторимость. К таким методам относится метод ассоциативных связей.
При создании образа слова методом ассоциативных связей ребенок исследует его в рамках тех или иных разделов русского языка: фонетики, словообразования, лексики, грамматики и т. д., вкладывает в него личностный смысл, задумывается над привычным словом, сталкивается с его неповторимостью и уникальностью.
Последовательность работы при создании образа слова с применением метода ассоциативных связей может быть следующая:
1. Каждое слово имеет вполне определенное звуковое наполнение, разное написание, смысл и разное употребление. Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги). Если не удалось на какой-то звук подобрать слово, этот факт тоже анализируется, чтобы ребенок при написании не пропустил соответствующую букву.
2. К каждому звуку или слогу подбираем слова, ассоциативно связанные с представлением о слове. Наиболее эффективна групповая или подгрупповая формы работы. Не все дети одинаково быстро начнут работать и подбирать слова не просто на заданные звуки, слоги, но и ассоциативно связанные с исходным словом. При такой форме работы интересно то, что все равно несколько детей начнут предлагать удачные варианты слов, а вполне возможно, что ребенок за всю игру предложит всего одно слово, которое хорошо вписалось в общий ассоциативный ряд. И это педагогу нужно отметить. В работе важен общий позитивный настрой. Полного бездействия не будет. У некоторых детей, конечно, будет затруднена актуализация слов, но большинство детей активно включаются в творческий процесс. Ассоциации должны идти сплошным потоком, удачные и не удачные, педагог выбирает наиболее подходящие слова. То есть работа идет быстро, фиксируются все «выплывшие» слова, проводится их анализ, и выбираются те из них, которые раскрывают понимание этого слова.
3. Общий смысл выражения и создает образ слова.
Рабочую цепочку можно представить следующим образом.
Слово —> звуки —> слова —> образ слова.
Например, некоторые индивидуальные образы слов:
ПЛЯЖ —> песок — летом — ярко-желтый;
МОРОЗ —> мерцающий образ румяной зимы;
ЗИМА —> затрещал — мороз;
ЛЕТО —> лучезарное — тепло;
ОСЕНЬ —> облачное — серое — небо;
ВЕСНА —> веселое — сверкающее — небо;
ДОРОГА —> дом — разыщут — гости;
НОЧЬ —> небо — очень — черное;
ДЕНЬ —> дающий — надежду.
4. Методы дивергентного речевого развития.
Дивергентное мышление — творческое, оригинальное мышление. Характеризуется отсутствием стереотипов, выходом за рамки привычного, поиском нового. При таком мышлении при одной поставленной задаче или проблеме возникает множество решений. Противоположность такого мышления — конвергентное мышление. Оно направлено на поиск одного-единственного верного решения. В этом случае используется некая последовательность действий, усвоенная ранее. Дивергентное мышление является основой творчества.
Дивергентное речевое развитие — это развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления.
Дети при традиционном обучении в дошкольном учреждении, школе имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала детей. Это можно осуществить на лексико-грамматических занятиях, не отходя от традиционных программ, используя на обычных занятиях упражнения, направленные как на развитие дивергентного.
Основными требованиями, на которые нужно опереться при составлении и применении упражнений на развитие дивергентного мышления, являются следующие:
1) найти для детей проблему, которая имеет множество правильных решений;
2) поощрять детей в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются «дикими», непрактичными и сумасшедшими;
3) ценить не качество ответов, а их количество (устроить, например, соревнование, где выигрывает ребенок, предложивший больше способов решения проблемы);
4) воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.
Можно рекомендовать следующие упражнения, направленные на развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления.
1. Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия весны и зимы (тепла и холода, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов:
Весна — теплая, солнечная, веселая;
солнце — ...
почки — ...
листочки — ...
подснежник — ...
Зима — холодная, морозная, снежная;
мороз — ...
снег — ...
метель — ...
2. Найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов:
· колодец— ведро;
· стол — дерево;
· мороз — солнце;
· кукла — девочка.
3. Речевые упражнения на поиск причин возникновения событий.
· Маше подарили на день рождения большую куклу.
· Море было большое и теплое.
· Солнце медленно заходило за горизонт.
4. Придумать рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов, например:
· Солнце, улица, светофор.
· Самолет, дождь, горы.
· Ветер, арбуз, машина.
5. Методы креативного речевого развития.
5.1. Креативное речевое моделирование.
Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка. Креативное речевое моделирование проводится в несколько этапов.
1-й этап. Предлагаются несложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы,
Например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображениями предметов, явлений:
· лопата, сковородка;
· стол, шкаф;
· вилка, ножницы;
· книга, театр и т. д.
Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание.
Например, возможны такие ответы при анализе признаков в паре «лопата, сковородка»:
· Лопата и сковородка сделаны из железа.
· И лопатой, и сковородкой можно защищаться.
· На лопате и на сковородке можно что-нибудь перенести.
· Лопата и сковородка сделаны руками человека.
2-й этап. Ребенку называются пары слов без наглядной опоры, и он также ищет сходные признаки в данных названиях:
· самолет, чашка;
· стадион, слон;
· комар, роса и т. д.
5.2. Мозговой штурм.
Наиболее известным методом психологической активизации мышления является «мозговой штурм», предложенный А. Осборном (США) в 1940-х годах. «Мозговой штурм» — это коллективный метод поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов»», а также разделение процесса генерации и критики идей во времени.
Кроме этого «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил:
· нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются;
· приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей;
· поощряются развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей;
· идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.
Главная цель — получить как можно больше идей. Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» являются создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе.
Например, заключительное занятие по теме «Весна».
Педагог беседует с детьми о признаках весны. Дети называют. Затем педагог задает вопрос, требующий психологической активизации мышления: «А что будет, если таять начнут все снега гор, полюсов, если будут идти, не прекращаясь, дожди?» Когда дети вволю нафантазируются, можно задать другой вопрос: «Ребята, а как мы поможем людям спастись от потопа?» и т. д.
«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно на всех лексико-грамматических занятиях, в игровой деятельности.
5.3. Обратная мозговая атака.
Одной из разновидностей «мозгового штурма» является «Обратная мозговая атака». Здесь процесс поиска решений разделен на три этапа.
На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи.
Вторым и третьим этапом являются этапы обычного «мозгового штурма». Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.
Например, занятие по теме «Огород».
Педагог беседует с детьми об огороде, как за ним ухаживают, что выращивают, когда производят посадку рассады и собирают урожай и т. д. Дети отвечают на вопросы. Затем педагог предлагает найти недостатки в посадке растений, самих овощах, сборе урожая. Каждый недостаток методом мозгового штурма анализируется и совершенствуется. Например, помидор. Маленький — станет большим. Низко растет на тонких кустиках — будет расти на толстых и на уровне среднего человека. Требует постоянного ухода — вообще не надо заботиться, и т. д.
5.4.Корабельный совет.
Еще одним коллективным методом психологической активизации мышления, который можно применять на лексико-грамматических занятиях, является «Корабельный совет». В этом методе так же, как при «мозговом штурме», преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию детей, участников совещания. Однако правила проведения этого совещания несколько отличаются от правил, характерных для «мозгового штурма». Вот основные из них:
· высказываться по проблеме должны все;
· порядок и очередность выступлений устанавливает капитан — от юнги к капитану, от младшего к старшему;
· вопросы задает только капитан. Участники совещания могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана;
· все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи, отобранные капитаном, в том числе и свои собственные;
· итоги работы совета подводит капитан.
Капитаном, пока дети не усвоили правила игры, может быть педагог. Все участники совещания выбираются педагогам, и каждый может побывать и в роли юнги, и в роли кока, и в роли рулевого и т. д.
Основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех работы совещания главным образом зависит от умения педагога создать спокойную деловую и творческую обстановку, стимулирующую ребят на активный поиск решения проблемы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.