РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Оценка 4.6

РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
pdf
Междисциплинарный 3
4 кл—11 кл +1
07.01.2017
РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Творческое ассоциирование: правила построения и примеры... Законы сентенций и роль глагола в них ( с памяткой для учащихся)... Составление сообщений в четыре строки... Ранжирование как приём, позволяющий ученику осознать и осмысли свои ценностные предпочтения ....и многие-многие другие примеры творческих развивающих заданий Вы найдёте в данном методическом материале. Теория подкреплена практикой:)))
РазвивающТворчЗадания.pdf

______________________________

 

РАЗВИВАЮЩИЕ

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

____________________________

 

 

Лукашенкова Жанна Васильевна,  учитель православной культуры,  русского языка и литературы 

МБОУ «СШ №34» города Смоленска

 

Организовать преподавание дисциплин духовно-нравственного цикла как активизацию и стимуляцию процесса осмысленного учения, развития различных сфер одарённости учащихся – пожалуй, одна из приоритетных задач обучения. Каждому ребёнку должно быть интересно на занятиях духовно-нравственного содержания.

У педагога есть свои хитрости и секреты преподавания, своя методика, благодаря которой обычный академический час превращается в праздник мысли, поединок позиций, интересный диалог, поиск истины. На занятиях духовно-нравственных дисциплин применимы организационные модели, в процессе которых ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых не только проявляются его интеллектуальные способности, но и формы природной одарённости.

 

 

Запоминае м т ройки с л ов

– Прочтите и постарайтесь запомнить тройки слов по теме.

Пример задания по теме «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские».

Открывается запись на доске:

Князь – проказа – лечение

Сон – помощь – крестьянка

Девушка – целительница – мудрость

Обещание – женитьба – обман

Болезнь – исцеление – свадьба

Бояре – княгиня – происхождение

Супруги – лодка – Ока

Муром – смута – возвращение

Феврония – горожане – любовь

Кончина – день – час

 

Учащиеся (группы) получают карточки с заданием

Впишите недостающие слова

Князь – __________________ – лечение

_______________ – помощь – крестьянка

Девушка – целительница – ____________

_________________ – женитьба – обман

Болезнь – исцеление – _______________

Бояре – ____________ – происхождение

Супруги – лодка – __________________

Муром – _____________ – возвращение

Феврония – горожане – ______________

_______________________ – день – час

 

 

За ке м пос л е дне е с лов о?

– Не повторяясь, назовите существительные, обозначающие элементы внутреннего строения и убранства храма. Выигрывает тот, кто за 1 минуту назовёт больше существительных.

 

Кл ас те р 

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать на какую-либо тему. Ученик записывает в центре листа КЛЮЧЕВОЕ понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, соединяющие это слово с другими словами, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее и далее.

 

«Дре во пре дс казани й»

Данный приём помогает выразить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе или повести. Правила работы с этим приёмом следующие: Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся к двум основным направлениям «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. 

 

 

                                    Чем закончится рассказ?Что будет дальше?              

                                              Как будут развиваться события после финала?

 

                                               Вариант 1              Вариант 2               Вариант 3

 

 

 

Разви ваю щие канон ы

Развивающие каноны – форма задания, целенаправленно развивающего те или иные интеллектуальные качества, необходимые для творческой работы. Задание формулируется в виде задачи, включающей элементы, организованные определенным образом и связанные между собой некоторыми л о г и ч е с к и м и , а с с о ц и а т и в н ы м и или и н ы м и

связями. На уроке можно применять в качестве контроля, и в качестве создания проблемной ситуации.

 

Пример

Задача. Даны организованные элементы. Восстановите фактический материал пустых «окошек».

 

 

Имя подвижника

 

 

 

Мученик Меркурий

Смоленский

 

Благоверный

Андрей, переяславский чудотворец

Лука Смолянин

 

Социальное положение

 

 

 

Воин

Архимандрит

 

 

Семья

 

 

Возможно, родом был из Риги

Скорее всего, семья достаточно

обеспеченная и благочестивая

 

(информации нет)

Место духовного подвига

 

Монгольские земли Долгомостье Троице-Сергиева 

Золотой Орды Лавра

Онежский Крестный монастырь

Подвижническое делание (подвиг)

 

 

Разгромил отряд монголо-татар

 

 

 

Иконописные изображения/реликвии

 

В иконописном

«Подлиннике» записано: «Князь

подобием сед, брада подоле Сергиевы, в

схиме…; дети же его

возрастом под пазуху ему стоят, млады…»

Железные сандалии

 

 

Псалтырь хранится в Государственном

Историческом музее

Ответы

 

Имя подвижника

 

Святой Фёдор

Смоленский и

Ярославский

Мученик Меркурий

Смоленский

Преподобный

Симон

Благоверный

Андрей, переяславский чудотворец

Лука Смолянин

 

Социальное положение

 

Князь

Воин

Архимандрит

Князь

Художник

 

Семья

 

Княжеская семья

Возможно, родом был из Риги

Скорее всего, семья достаточно

обеспеченная и благочестивая

Семья смоленских князей

(информации нет)

 

Место духовного подвига

 

Монгольские земли Золотой Орды

Долгомостье

Троице-Сергиева

Лавра

Переяславль-

Залесский

Онежский Крестный монастырь

 

Подвижническое делание (подвиг)

 

Приобрёл большое влияние в Орде,

которое использовал во

благо Церкви и Русской земли: его трудами

создана в монгольских землях Православная епархия, строились

храмы, велась широкая миссионерская деятельность

Разгромил отряд монголо-татар

Всё своё имущество пожертвовал на

устроение Лавры

(перестроен храм обители, расширены

стены монастыря); ближайший соратник и помощник преподобного

30 лет прослужил простым пономарём

в храме Святителя

Николая

Создал жемчужину русского книжного искусства, 1395 г.

(Псалтырь Онежского

Крестного монастыря (=Архангельская, =Смоленская).

Украсил 22 красочными

заставками, 4

 

 

Сергия

 

миниатюрами, 150

красивейшими инициалами

 

иконописные изображения/реликвии

 

В иконописном

«Подлиннике» записано: «Князь

подобием сед, брада подоле Сергиевы, в

схиме…; дети же его

возрастом под пазуху ему стоят, млады…»

Железные сандалии

Иконописное изображение на

иконе «Собора

Смоленских святых»

Местные жители написали его образ;

изображение на

иконе «Собора

Смоленских святых»

Псалтырь хранится в Государственном

Историческом музее

 

 

Большое значение имеют разнообразные приемы постановки вопросов и заданий на этапе актуализации знаний, необходимых для усвоения новой темы. Например, интересен опрос в виде интеллектуальной разминки при повторении пройденного и при первичном закреплении материала, когда учитель использует различные виды не только репродуктивных, но и частично-поисковых и творческих заданий. Их нестандартность и разнообразие могут заинтересовать детей, настроить на рациональную и продуктивную работу, позволят создать ситуацию успеха на уроке.

Приведем некоторые примеры развивающих творческих заданий.

 

С ос тавл е ние с л ова

Учащимся предлагаются слова, где буквы записаны в алфавитном порядке. Необходимо переставить буквы так, чтобы можно было прочесть имена первых святых подвижников Киево-Печерского монастыря, выходцев из Смоленской земли, объяснив, чем они прославились в свое время:

* ААИИЙКС, ООПРРХ-БДЕЕИКЛН, ААДИЙКР ВЕЗИЙКМСЯ

Ответ: Исаакий, Прохор-Лебедник, Аркадий Вяземский.

 

Инте грати вный оп р ос

Учащимся предлагается ряд вопросов, ответы на которые помогут составить новое слово, значение которого требуется объяснить. Приказ дрессировщика  (Ап);

Последняя нота звукоряда  (Си);

Слово-утверждение в русском языке (Да)

Ответ: Апсида – выступ в виде полукружия в восточной стороне храма. На середине апсиды алтаря, напротив престола, сооружается возвышение, где ставится кресло для епископа. Это место называется горним местом.

 

Задания анал и тиче с кого и с инте тиче с кого характе ра

Примеры заданий:

1.                 Раскройте взаимосвязь понятий: прелесть – гордость – раскол.

2.                 Объясните, почему православные христиане называют Христа Спасителем.

3.                 Приведите обоснование утверждений:

а) православие является традиционной религией в России;

б) православие является культурообразующей религией в России;

в) традиционные религии обладают характерными признаками,

отличающими их от нетрадиционных религий.

4.                 Согласны ли вы с утверждением: «христианство сформировало мировоззренческие условия для появления науки, которых не было в эпоху язычества». Если да, то объясните, в чем заключаются эти условия?

5.                 Обоснуйте утверждение: «Знание православной культуры помогает в изучении других учебных предметов в школе: русского языка и литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания».

 

Приё м « Живая л и ни я»

Прием «Живая линия» используется для высказывания своей точки зрения по какому-либо вопросу. Обучающиеся выстраиваются вдоль воображаемой линии и в зависимости от своей точки зрения занимают место относительно данной линии. С одной стороны линии – учащиеся, которые имеют одну точку зрения на проблему, с другой – противоположную. По центру линии располагаются сомневающиеся. Участникам предлагается высказаться по проблеме, аргументируя свой выбор, и имеется возможность перемещения относительно линии, если мнение меняется. После такой работы необходимо провести обсуждение состояния, особенностей поведения, чувств участников, обобщить полученный опыт.

 

Приё м «А кв ариу м»

Для обсуждения глобальных проблем в Православной культуре (например, возникновение жизни на Земле, др.) используется прием «Аквариум», который в условиях групповой работы позволяет каждому ученику не только стать активным участником обсуждения проблемы, но и быть наблюдателем. В начале работы для обсуждения проблемы учащиеся разделяются на группы, в ней распределяются роли и функции: ведущий – организатор обсуждения вопроса, вовлекает членов группы в разговор; протоколист – ученик, который фиксирует все, что относится к решению проблемы; критик задает вопросы участникам по ходу обсуждения, подвергает сомнению высказанные мысли; аналитик обобщает, подводит итоги. После группового обсуждения проблемы учитель составляет группу, в которую приглашаются представители из каждой группы, и организуется публичная дискуссия. Остальные участники работы являются наблюдателями, они могут помогать своему представителю. Дискуссия заканчивается после достижения решения. Затем проводим критический анализ процесса работы, таким образом, происходит обучение ведению дискуссии.

 

Не законче нное пре дл оже ние

Детям даются предложения, закончить которые они должны сами. Лучше всего формулировать предложения от первого лица – в этом случае ребенок должен определить свои действия, мысли, чувства в описываемой ситуации.

Пример 

Для того, чтобы привести детей к осознанию того, что в основе доброго, заботливого отношения к людям лежит способность понимать их состояния и проявлять сочувствие, можно предложить ученикам следующие предложения:

                     Когда я пришел домой, мама только что вернулась с работы. Ужин был еще не готов. Я спросил...

                     Маленькая сестренка пожаловалась, что с ней детишки не играют. Я пошел во двор и...

                     В классе был мальчик, которого почему-то не любили, мне...

                     У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь ей. Я...

Возможна и несколько иная форма проведения подобной работы. Можно опираться на действительные поступки детей. Тогда предложения будут иметь такую форму:

                     Я показываю своей маме, что люблю ее...

                     Я забочусь о папе, когда я...

                     Я хочу, чтобы мой друг знал, что он мне дорог. Поэтому я... – Я отношусь к незнакомым людям с уважением. Я...

 

Контрар гу ме нты

Прием, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм. С помощью этого приема можно начать беседу, дискуссию, ответ на проблемный вопрос.

Например, при обсуждении вопроса «Нужен ли человеку идеал?» можно предложить старшеклассникам взять лист бумаги, разделить его пополам, слева записать все аргументы против необходимости идеала, а затем справа – контраргументы, подтверждающие необходимость идеала.

Очень важно начинать с негативной позиции, а потом ее опровергать.

 

Ран жи рование

Этот прием позволяет ребятам осознать и осмыслить свои ценностные предпочтения, обсудить в групповой работе ценности индивидуальные и общие. Ранжировать, то есть распределять предметы и явления по степени их значимости для личности, можно двумя способами.

Первый – список ценностей предлагается учащимся в готовом виде, они должны лишь выстроить ранговый ряд, расположив их от наиболее значимого до наименее значимого.

Второй – ученикам предлагается сначала самим определить содержание ранжируемых понятий, а уже затем распределить их по степени значимости для себя.

Например, следующее задание: возьмите 8 листочков и запишите на каждом из них то качество, которое вы больше всего цените в людях. А теперь разложите листочки в соответствии с тем, какое качество является для вас самым важным, затем менее важным и так далее.

Потом качества зачитываются детьми, обосновывается, обсуждается их выбор.

 

С ос тавл е ние мини - сооб ще ний

( П О П С – ф о р м ул а )

 

Составление мини-сообщений (ПОПС–формула) – это алгоритм изучения конкретной проблемы. Дается проблема или вопрос, составляется сообщение из 3–4 предложений по следующей формуле:

П – позиция «Я считаю, что ...»

О – обоснование «Потому что ...»

П – пример «Я могу подтвердить это тем ...»

С – следствие «В этой связи я делаю вывод ...»

 

 

С е нте нция

 

Составить сентенцию на тему, значит к р а т к о высказаться по предмету обсуждения. Высказывание должно иметь п о у ч и т е л ь н ы й х а р а к т е р .

Предлагаем дидактические материалы, которые могут быть полезны в организации учащихся при написании сентенции.

I. Значение слова 

а ) С е н т е н ц и я – лат. sententia – мысль, мнение, изречение, приговор.

б ) С е н т е н ц и я – краткое нравоучительное изречение, а ф о р и з м .  

Понятие «сентенция» равнозначно понятию «афоризм». Это подтверждает словарная статья Толкового словаря Д.Н. Ушакова: А ф о р и з м – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (Говорить сентенциями. Изрекать сентенции).

С е н т е н ц и я обладает всеми признаками афоризма, но существенным отличием является ее назидательный, поучительный, воспитательный, дидактический характер. Сентенциями могут выступать многие пословицы, поговорки, библейские и другие изречения; ими могут также выступать цитаты из произведений художественной литературы, басен. Как правило, сентенция имеет форму императива, т. е. глаголы в этом высказывании имеют повелительное наклонение. А повелительное наклонение выражает волеизъявление (приказ, просьбу, совет, руководство к действию). Например: Не давай обещаний сгоряча. Врач, исцели себя сам и др.

В собрании библиотеки саровского монастыря имеется рукопись второй четверти XVII века, где кроме сочинений Отцов Церкви содержатся собственные сентенции саровских иноков XVII века. Одна из них гласит: «Не тот мудр, кто много умеет, тот мудр, кто много молчит».

 

II. Краткая памятка для учащихся:

Высказаться на предложенную тему.

Ваше высказывание должно иметь нравственный (поучительный)

характер (умная мысль).

Мысль формулируется кратко.

                               Получившееся    высказывание    характеризует    Ваше       умение

размышлять (уровень мышления), понимание (не знание, а понимание) темы. 

 

 

  

 

РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ____________________________

РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ____________________________

Князь – проказа – лечение Сон – помощь – крестьянка

Князь – проказа – лечение Сон – помощь – крестьянка

Кл ас те р Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия

Кл ас те р Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия

На уроке можно применять в качестве контроля, и в качестве создания проблемной ситуации

На уроке можно применять в качестве контроля, и в качестве создания проблемной ситуации

Социальное положение

Социальное положение

Приведем некоторые примеры развивающих творческих заданий

Приведем некоторые примеры развивающих творческих заданий

России; в) традиционные религии обладают характерными признаками, отличающими их от нетрадиционных религий

России; в) традиционные религии обладают характерными признаками, отличающими их от нетрадиционных религий

После группового обсуждения проблемы учитель составляет группу, в которую приглашаются представители из каждой группы, и организуется публичная дискуссия

После группового обсуждения проблемы учитель составляет группу, в которую приглашаются представители из каждой группы, и организуется публичная дискуссия

Контрар гу ме нты Прием, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм

Контрар гу ме нты Прием, позволяющий организовать самоубеждение учащихся в ценности тех или иных нравственных норм

Составление мини-сообщений (ПОПС–формула) – это алгоритм изучения конкретной проблемы

Составление мини-сообщений (ПОПС–формула) – это алгоритм изучения конкретной проблемы

Например: Не давай обещаний сгоряча

Например: Не давай обещаний сгоряча
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017