Развлечение для детей старшей группы "По просторам тундры"

  • docx
  • 28.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала По просторам тундры.docx

            ГБДОУ НАО «Центр развития ребенка – детский сад «Умка»

 

 

 

«По просторам тундры»сев сияние.jpg

 

                        Развлечение в старшей группе «Рябинушка»

 

 

                   

 

 

  Воспитатель:  Несговорова Галина Юрьевна

Задачи:

1.     Расширять знания детей о культуре и традициях родного края.

2.     Развивать связную речь, навыки межличностного общения.

3.     Активизировать словарь детей (полярная ночь, северное сияние, ясавэй, падко, хорей, нарты, пуночки).

4.     Продолжать формировать умения в оформлении основы – заготовки при помощи трафаретов.

5.     Воспитывать у детей чувство любви к Родине, родному краю.

6.     Воспитывать уважение к людям других национальностей.

 

 

Материал к занятию:

1.     Иллюстрации и фото о Родине, ненецком крае.

2.     Карта России.

3.     Иллюстрация северного сияния.

4.     Маски птичек.

5.     Письмо от Сэвне.

6.     «Кочки», «холм», «болото», «река», «дощечки».

7.     Трафареты орнамента.

8.     Конверт с основами – заготовками сумочек-падко.

9.     Цветные и простые карандаши.

10.«Мелодии Севера».

 

Используемая литература:

1.     «Ребенок в детском саду» №1-2009, №5-2008, №6-2007.

2.     «Пунушка», детский журнал на ненецком и русском языках №1-2,2007.

3.     «Слово тундры» №3(4)-2009, №1-2008.

4.     «Моя Родина-Россия», учебник для детей. В.Степанов.

5.     Альбомы «Традиции ненецкого костюма», «Красота земли ненецкой», «Тундра».

6.     России Север – дальний край земли./сост.: И.И.Шашлова, А.Н.Владимирова.- Нарьян-Мар: НО ИУУ.-2000.-76с. (серия «Педагогам Заполярья»).

- Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине.

-Что мы называем Родиной? (Место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы и папы, друзья.)

Верно.

Послушайте стихотворение «Родина» В.Степанова.

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги, По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем».

Ребенок:    

Родина наша – это страна

Очень и очень большая она.

Родина наша – это наш дом

Где мы все вместе дружно живем.

-В стихотворении говорится, что Родина наша – это страна. А как называется страна в которой мы с вами живем?

Верно, Россия.

Показать на карте Россию.

Всю Россию можно разделить на части: южную, восточную, западную и северную. (показ на карте)

А в какой части страны мы живем?

-Да, мы живем на Севере большой страны, в Ненецком Автономном округе. Наш Север – особый край. Здесь долгая полярная ночь, нередко можно наблюдать необыкновенное явление – Северное сияние. (показ)

Посмотрите, как оно красиво переливается разными красками.

-Нас не пугает темная длинная  зима с трескучими морозами и метелями, радует солнышко, которое летом светит почти круглые сутки.

-Наш северный край красивый и лучше его нет.

Ребенок:

«Мы в родной сторонке русской

Хорошо живем.

Вдоль реки тропинкой узкой

В детский сад идем.

А когда пора настанет

И мы подрастем.

Землю Севера украсим

Мы своим трудом».

Стук в дверь. Принесли письмо. Воспитатель читает письмо.

-Нам пришло письмо от Сэвне. Я читала вам ненецкую сказку о старике и трех его дочерях. У Сэвне случилась беда. Она сидела и шила сумочку для хранения ниток и иголок. Как называется ненецкая сумочка для хранения ниток и иголок? (Падко)

Но тут налетел сильный ветер и разнес кусочки меха по всей тундре. Поможем Сэвне найти кусочки?

Тогда нам придется отложить нашу беседу о Родине и отправиться в путешествие по бескрайним просторам тундры, где много озер, рек. Холмов, болот.

Путь наш будет нелегким, на пути нам может встретиться множество препятствий. Но я думаю, что мы с ними справимся. И так в путь!

- А вот и первое препятствие.

Что это такое? (Холм или сопка, их много в тундре)

На холме задание:

Какое животное является помощником для людей, живущих в тундре? (Олень)

-Правильно. Сейчас мы послушаем стихотворение А.Пичкова «Олень»

Ребенок:

«Олень на Севере помощник

Живущим в тундре пастухам.

Траву он ест в зеленых рощах,

И ягель белый – по буграм.

Он здесь

Как транспортное средство

И очень сытная еда.

И женщинам в паницах светлых-

Мороз крепчайший не беда».

-Давайте с Вами выполним упражнение «Олени».

(Под музыку дети выполняют упражнение «Олени»)

С первым заданием справились. А вот за холмом я вижу кусочек от сумочки Сэвне.

Отправляемся дальше.

-Впереди вижу болото. Чтобы через него пройти, нам нужны кочки. А чтобы взять кочки надо отгадать загадки:

1) Олень от них убегает, а они отстают. (Нарты)

2) Две собаки в небо воют. (Носы у нарт или головки)

3) Не догонишь, не поймаешь. (Ветер)

За каждую отгадку получаем кочку. К последней кочке прикреплен кусочек сумочки Сэвне.

Ну, что продолжим наше путешествие?

На пути глубокая река, чтобы ее преодолеть, нам нужен мост. А вот и дощечки. Но на них что-то написано.

1)     Как называют коренных жителей Севера? (ненцы)

2)     Как называется длинный шест, с помощью которого управляют оленьей упряжкой? (хорей)

3)     Как называют опытного проводника в тундре? (Ясавэй)

- А может быть, кто-то из вас знает стихотворение Прокопия Явтысого про ясавэя?

Ребенок:

«Он – ясавэй. Тундры ненецкой сын.

Опытный в отчих краях проводник.

Летом, зимой – не заблудишься с ним.

Сопки, леса и озерная синь –

Вехи, к которым он с детства привык».

Перевернем дощечку, а там кусочек сумочки. Из дощечек строим мостик и переходим через реку.

Звучит музыка «Птички». Выбегают птички – пуночки и выполняют движения под музыку.

Птички: Угадайте, кто мы?

Дети: Птички – пуночки. Мы даже знаем про Вас стихотворение.

Ребенок:

«В тундре снег темнеет тая

Пуночек промчалась стая.

Вот проталинка, как блюдце,

Пуночки над блюдцем вьются.

Сядут и воды напьются.

Но друг с другом не дерутся,

Потому что птички знают,

Скоро льдинки все растают,

И растает в тундре снег –

Хватит блюдечек на всех».

Пуночки: Мы знаем, что Вы хотите помочь Сэвне. Вы рассказали хорошее стихотворение про нас и за это мы дарим Вам конверт, а открыть его можно только в конце путешествия.

-Ой, ребята, а что там вдалеке? (Чум)

- А что такое чум? (Это жилище ненцев)

- В это чуме и живет Сэвне. Много препятствий нам встретилось на пути и за их преодоление мы получили кусочки от сумочки. Давайте отремонтируем сумочку Сэвне.

Д/игра «Собери сумочку – падко».

-Какая красивая получилась сумочка. (Рассмотреть цвета, месторасположение ненецкого орнамента).

Давайте оставим ее здесь, а Сэвне пойдет за водой к речке и увидит свою сумочку.

- Ну, вот наше путешествие по тундре закончилось и нам можно открыть конверт.

В конверте сумочки – падко, вырезанные из белого картона, трафареты ненецкого орнамента.

-Красивая сумочка у Сэвне. А вы хотите себе такие же? Тогда давайте вернемся в группу и попробуем сделать сумочки – падко.

Дети садятся за столы, переводят орнамент на основу сумочки, а затем его раскрашивают.

- Ребята, а вам понравилось путешествие?

- Сегодня мы с Вами поговорили о Родине, помогли Сэвне, читали стихи и путешествовали по просторам нашего родного края, лучше которого для нас нет. Вы все молодцы! Наша дружба и помощь друг другу помогли нам и у нас все получилось!