РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ: ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • docx
  • 12.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 23.docx

РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ: ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Если верить статистике, с каждым годом количество разводов растет. Судите сами: в 2015 г. на 1 161 000 браков приходилось 611 000 разводов; в 2019 г. в загсах было зарегистрировано соответственно 950 000 и 620 000 заявлений; в 2021 г. — 923 000 и 644 000. Конечно, столь высокие цифры последних лет можно было бы попытаться объяснить пандемией, из-за которой большинство супружеских пар оказались вынуждены проводить много времени вместе и открывать друг друга с неожиданных сторон. На качестве отношений также мог сказаться и стресс, вызванный сменой формата работы, а то и вовсе ее потерей, экономической нестабильностью, а также общим состоянием неопределенности на фоне введенных ограничений. Однако справедливости ради следует сказать, что эта тенденция наметилась раньше. За последние 10–15 лет разводы перестали быть чем-то предосудительным. Люди все проще относятся к расставанию с партнером, который их больше не устраивает. По данным исследований зарубежных психологов для ребенка дошкольного возраста развод родителей является нарушением детско-родительских отношений, своеобразной ломкой привычной структуры семьи. Развод родителей является чертой, ломающей все представление о жизни в сознании ребенка. Ребенок понимает, что мама и папа для него — это целое, неделимое, а сам малыш часть их, родителей. И, вдруг этого нет: рушится привычная картина семьи, и дети начинают испытывать внутренний дискомфорт, и вот, уже возникает неуверенность, тревога, нарушение коммуникативных связей при общении с людьми. В период развода и после него родители заняты своими внутренними переживаниями еще больше, чем обычно, и соответственно ребенку достается еще меньше внимания, чем обычно, на самом деле ребенок не виноват в ситуации с разводом, он же любит обоих родителей. Именно родители должны оберегать ребенка и нести ответственность за случившееся. И папе, и маме важно прислушиваться к эмоциям ребенка, проявлять такт, сдержанность, стараться выслушивать своего ребенка. На ситуацию развода в разном возрасте дети реагируют по-разному. Если ребенку нет 6 месяцев, то он почти не замечает перемен, конечно же, если есть должное внимание со стороны мамы. От 18 месяцев до 3 лет с обоими родителями сильна эмоциональная связь, весь мир заключается в маме и папе, считая себя виновниками того, что родители не вместе. В возрасте от 3 до 6 лет происходит интенсивный скачок в развитии, одно из них желание быть похожими на обоих родителей. В этот период развод является сильнейшим душевным потрясением для ребенка. Дети дошкольного возраста не понимают слово «развод», они не хотят, чтобы родные люди расставались, даже если отношения взрослых далеко не идеальны, здесь проявляются и усиление страхов (темноты, одиночества), и повышение уровня тревожности, и эмоциональная нестабильность. Возникает вопрос: как же сообщить ребенку, что его родные, любимые родители больше не вместе? - нельзя скрывать неправду, важно сообщить о разводе и сказать, об этом должны оба родителя - важно дать понять, что ребенок также важен и любим ими -нежелательно ставить перед ребенком вопрос, с кем он будет жить. Бывает так, что если в семье несколько детей, то родители начинают их «делить». Каких - то правил насчет этого нет, но возможно принять во внимание следующее: - степень привязанности ребенка к родителям - планы каждого из родителей – если кто- то из них создаст новую семью, то решать вопрос, с кем останутся дети, необходимо всем вместе Важно помнить: - родители перестали быть супругами, но не родителями - постараться сохранить в себе доброе отношение друг к другу ради ребенка - развелись вы, ребенок ни с кем из вас не разводился. Вы дороги ребенку оба, именно потому важно понимать, что, даже расставшись, вы по- прежнему любите ребенка и дорожите им, заботитесь о нем, сохраняете уважение друг к другу, потому что вы родители. Список литературы: 1. Видра Д.О. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде/ Д.О. Видра. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 224с 2. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов/ А.И.Захаров. – М.: Каро, 2006.- 672с 3. Корнеева, Т.В. Психологическое сопровождение ребенка в ситуации развода родителей/ Т.В.Корнеева// Ребенок в детском саду,2006.-№1. – с. 9-14