Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации в рамках ОПОП по профессиям и специальностям СПО

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 12.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации в рамках ОПОП по профессиям и специальностям СПО. В материалах представлена структура и макет ФОСОВ. представлена типология заданий, правила разработки и/или уточнения показателей и критериев,показатели и критерии для оценки освоения умений
Иконка файла материала Алгоритм формирования ФОСов.docx
Министерство образования и науки Хабаровского края КГБ ПОУ «Комсомольский – на – Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В.Орехова» ШКОЛА     ПОВЫШЕНИЯ                   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств  для  проведения текущей и промежуточной аттестации в рамках ОПОП по  профессиям и специальностям СПОГ.Комсомольск – на – Амуре, 2018 ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРУКТУРА ФОС: ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ: ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ:   Входной контроль; Контроль на практических занятиях: При выполнении лабораторных работ и т.д. ПРОМЕЖУТОЧНОЙ  АТТЕСТАЦИИ: Проводится после изучения, прохождения УДГОСУДАРСТВЕННОЙ  ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ: Проводится государственной аттестационной комиссией МАКЕТ ФОС: Основные разделы: Первый:  «Паспорт комплекта оценочных средств» ­ область применения и нормативные основания; сведения об объектах, показателях и  критериях оценивания; типах заданий; формах аттестации. Например: В   результате   освоения   учебной   дисциплины­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  обучающийся   должен   обладать   предусмотренными     ФГОС   для специальности\профессиии СПО  __________________________________________  (базовая подготовка)  следующими умениями, знаниями, общими  компетенциями: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать: У 1 У 2 воспроизводить содержание …………………. анализировать и интерпретировать ………………………………………………….выявлять ……………………; У 3 и т.д. аргументировано формулировать………….; З 1 З 2 И т.д. ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 Содержание……….; основные факты ………… основные закономерности …………. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Планировать и организовывать собственную учебную деятельность, выбирать методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для   эффективного   выполнения   учебных   задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.  Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.ОК 8 ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Формой аттестации по учебной дисциплине является……………. 2.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке  В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций: Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:Результаты обучения:  умения, знания и компетенции  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней  устойчивый интерес. Показатели оценки результата ­ демонстрация интереса к  будущей профессии; Форма контроля и оценивания ОК 2. Планировать и организовывать собственную  учебную деятельность, выбирать методы и способы  выполнения ученых задач, оценивать их  эффективность и качество. ­ рациональность  планирования и организации  деятельности по выполнению  учебных обязанностей;  демонстрация  исполнительности и  ответственного отношения к  порученному делу;ОК 3. Принимать решения в стандартных и  нестандартных ситуациях и нести за них  ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование  информации, необходимой для эффективного  выполнения учебных задач, профессионального и  личностного развития. ОК 5. Использовать информационно­ коммуникационные технологии в  профессиональной деятельности. ­ соответствие принятых  решений поставленным  задачам; рациональное  распределение времени на все  этапы решения задач ; ­ целесообразное  использование различных  источников информации при  подготовке к занятиям,  написании реферативных  сообщений, докладов,  составлении развёрнутых  конспектов и т.д. ­нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств групповые задания; защита презентаций; информационно­ коммуникативных  технологий, работа с  различными прикладными  программами.­ соответствие выбранных  методов делового общения в  коллективе их целям и  задачам; групповые задания; защита презентаций; ­ аргументированность выбора методов  работы в ситуациях с  трудными клиентами и  ситуациях стресса ­ соответствие выбранных  методов решения задач в  условиях частой смены  технологий в учебной  деятельности. монологические  высказывания, домашнее задание, составление  ; ОК 6. Работать в коллективе и в команде,  эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу  членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены  технологий в учебной  деятельности. 3. Оценка освоения учебной дисциплины 3.1. Формы и методы оценивания Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ……..,  направленные на формирование общих  компетенций.Второй раздел «Комплект оценочных средств», структура которого позволяет разрабатывать и комплектовать разные типы заданий для  обучающихся и пакет экзаменатора в соответствии с указанными в паспорте областью применения и результатами (объектами оценивания) Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам) Элемент учебной дисциплины Формы и методы контроля  Текущий контроль Промежуточная аттестация Раздел 1………. Входной контроль Форма контроля Устный опрос фронтальный опрос составление глоссария Тема 1.1  …………….. Раздел 2 ………………. Тема 2.1…………………. Проверяемые  ОК, У, З У 5, У 7 З 1, З 2 ОК 2, ОК 3, ОК 4 У2, У4, У5 З1, З4, З5 ОК 2, ОК 3, ОК 6 3.2. Задания для оценки освоения учебной дисциплины 3.2.1. Задания для входного контроля. 3.2.2. Задания для текущего и рубежного контроля 3.2.2.1. Задания тематических тестов носят дифференцированный характер. Форма контроля Проверяемые  ОК, У, З Семинар Тест № 1 У1, У2, У3, У4, У5, У7 З2, З3, З4, З5 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6,  ОК 7, ОК 8 У1, У2, У3, У5, У7 З2, З3, З4, З5 ОК 2, ОК 3, ОК 9(Тексты заданий, критерии и эталоны ответов) 4. Контрольно­оценочные материалы для проведения промежуточной  аттестации по учебной дисциплине Назначение: КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ………………..по специальности \профессии  ………………………. (код, наименование, профиль) среднего профессионального образования базовой подготовки ; Умения У 1 У 2 У 3 У 4 У 5 У 6 У 7 У 8 Знания З 1 З 2 З 3 З 4 З 5 Перечень вопросов к дифференцированному зачёту по дисциплине….. (обязательно указываются критерии  и эталоны ответов)ТИПОЛОГИЯ ЗАДАНИЙ № Типы заданий Краткая характеристика Возможности использования Такие задания могут использоваться при проведении всех форм промежуточной аттестации: экзаменов и дифференцированных зачетов  по  дисциплинам, междисциплинарным курсам, зачетов и дифференцированных зачетов по практике, экзамена по профессиональному модулю.  Задания для проведения промежуточной аттестации по принципу «здесь и сейчас»  Один и тот же тип задания (теоретическое задание, практическое задание) может использоваться для оценивания разных результатов  обучения (объектов оценки), при этом могут меняться условия его выполнения (включая необходимые временные параметры) и степень  сложности задания. 1 Аттестация  по  учебной  дисциплине  или  междисциплинарному  курсу Теоретическое  задание,  направленное на:  ­ проверку усвоения  теоретических   понятий,  понимания научных основ  профессиональной  деятельности;  ­  проверку готовности  обучающегося  применять  теоретические  и знания  и  профессионально значимую  информацию, а также  на проверку сформированности  когнитивных умений; проверку освоения умений. Задания на усвоение теоретических понятий  предполагают решение в одно или два действия,  например: • тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме,  на установление соответствие в закрытой форме или на  установление правильной последовательности в закрытой  форме;  • простые вопросы с коротким ответом;  несложные задания по воспроизведению текста и др.  При проверке когнитивных умений (знаний) задания  могут потребовать  от аттестуемого проведения интеллектуальных действий:   • по разделению информации на взаимозависимые части,  выявлению взаимосвязей между ними, осознанию и  объяснению принципов  организации целого и т.п. (анализ);  • по интерпретации результатов, творческому  преобразованию информации из разных источников,  созданию гипотезы, системного  структурирования новой информации, объясняющейявление или событие  (синтез);  • по оценке значения объекта/явления для конкретной  цели, определению и высказыванию суждения о  целостности идеи/метода/теории  на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п. (оценка);  • по привлечению информации и  и интеллектуальных  инструментов  одной дисциплины для решения проблемы,  поставленной в рамках другой (комплексное, в том числе  междисциплинарное задание).   Задание на проверку умений1 предполагает решение  типовых учебных,  ситуационных, учебно­ профессиональных задач, не требующих особых условий  проведения аттестации Задание предполагает решение локальной  профессиональной задачи, для  которой могут  предусматриваться особые условия  (оборудование,   материально­техническая база, инвентарь и др.).  Задание также может носить комплексный характер и  формироваться в соответствии с принципами,  изложенными в п. 3 данной таблицы, если экзамен по  профессиональному  модулю проводится поэтапно, накопительно, т.к. объем  модуля велик, профессиональные компетенции требуют  оценивания с использованием специального  оборудования,  полигона и т.д Задание носит комплексный характер, требует  многоходовых решений как  в известной, так и в  нестандартной ситуациях. Следует помнить, что  компетенция проявляется в готовности применять знания, Аттестация  по  практике  Аттестация  по профессиональному  модулю  в целом  (экзамен квалификационный Аттестация  по  профессиональному  модулю в  2 Практическое  задание,  направленное на  проверку  приобретенного практического  опыта или компетенций 3 Задание  для проверки  компетенций (может быть и  теоретическим, и практическим)целом экзамен  квалификационный) умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в  которых они формировались. Это означает  направленность заданий на решение не учебных, а   профессиональных задач. Содержание заданий должно  быть  максимально приближено к ситуациям  профессиональной деятельности.  При проведении экзамена квалификационного  по ПМ задание предполагает выполнение  соответствующего вида профессиональной  деятельности в реальных или модельных условиях. В этом случае оно представляет собой показательную работу  (аналог   демонстрационного  экзамена в зарубежных странах).   Формулировка заданий для экзамена квалификационного  по ПМ должна  включать требования к условиям их выполнения (место  выполнения – учебная \ производственная практика или  непосредственно экзамен  (квалификационный); время, отводимое на  выполнение задания, необходимость наблюдения за  процессом выполнения задания, источники,  которыми можно пользоваться и др.) Задания для проведения промежуточной аттестации с использованием накопительной системы (поэтапно)  Чаще всего такие задания используются при проведении экзамена по профессиональному модулю, если объем модуля велик,   профессиональные компетенции требуют оценивания с использованием специального оборудования, полигона и т.д. Возможно использовать  эти задания для аттестации по междисциплинарным курсам в составе модуля, по учебным дисциплинам, особенно, если обучение по ним  длится не один семестр.  Экзамен по профессиональному модулю может проводиться:  ­  в форме экзамена по принципу «здесь и сейчас»;  ­  в форме анализа и/или защиты портфолио;  ­ в форме защиты проекта; ­ путем комбинирования перечисленных выше форм.Условием допуска к экзамену является успешное, документально подтвержденное освоение обучающимися всех элементов программы  профессионального модуля: междисциплинарного (ых) курса (ов) и практик.   Таким образом, при выборе любой формы проведения экзамена по профессиональному модулю необходимо использовать портфолио (см.  ниже), состав которого может меняться в зависимости от целей его использования – допуск к экзамену по модулю или форма проведения  экзамена. 4 Аттестация  Портфолио по  профессиональному  модулю в целом  (экзамен  квалификационный)  Аттестация  по учебной дисциплине  или междисциплинарному  курсу Портфолио  может использоваться в процедурах промежуточной аттестации по учебной дисциплине или  междисциплинарному курсу (МДК) в составе ПМ. При этом портфолио будет  содержать документы,  подтверждающие результаты  текущего контроля результатов освоения дисциплины, МДК и/или результаты предшествующих  промежуточных аттестаций, если дисциплина или МДК изучаются не один  семестр. Принципы использования портфолио будут аналогичны  изложенным далее в связи с экзаменом по ПМ. Портфолио является оптимальным типом задания для  экзамена по ПМ в тех случаях, когда выполнение проекта (см. п. 5 данной  таблицы) по ПМ  нецелесообразно или невозможно выполнение всех требований, предъявляемых к нему, а объем ПМ велик и оценить его  освоение на экзамене квалификационном в режиме «здесь  и сейчас» невозможно. В этом случае экзамен  квалификационный может проводиться поэтапно, с  публичной защите портфолио студентом (обучающимся).  В этом случае этот тип задания будет близок к защите проекта. В  зависимости от выбранной процедуры, необходимо  разработать требования к оформлению и (или) защите5 Проект Аттестация  по  профессиональному  модулю  в целом  (экзамен  квалификационный)  Аттестация  по учебной дисциплине  или междисциплинарному  курсу портфолио. В качестве примерного минимального переченя  документов портфолио можно использовать содержание в п. 8.5 ФГОС НПО,  Проект также может использоваться в процедурах  промежуточной  аттестации по учебной дисциплине или  междисциплинарному курсу (МДК) в составе ПМ. При  этом темы могут выбираться более простые по  сравнению с темами для экзамена по ПМ в целом. Проект  может обеспечить оценку всех или большинства  компетенций,  относящихся к ПМ. Выбирая защиту проекта, следует  помнить, что его содержание должно быть связано с  целевым заказом работодателей,  опираться на опыт работы на практике, отражать уровень  освоения закрепленных за модулем компетенций.  Тематика проекта должна быть  актуальной, учитывающей современное состояние и  перспективы развития  бизнес­процесса. Если при таком варианте проведения  экзамена возникает необходимость дополнительной  проверки сформированности отдельных компетенций,  нужно предусмотреть практические задания, которые  студент может выполнить под непосредственным  наблюдением экспертов. Поскольку проект всегда  предусматривает публичную защиту, необходимо  сформулировать требования не только к его оформлению, но и к защите.  Это позволит проверить сформированность общих  компетенций студента. 2. Правила разработки и/или уточнения показателей и критериев2.1 Показатели и критерии для оценки усвоения знаний  Показатели усвоения знаний должны содержать описание действий,  отражающих работу с информацией, выполнение различных  мыслительных операций: воспроизведение, понимание, анализ, сравнение, оценка и др. Показатели освоения знаний можно формулировать,  используя таксономию Б. Блума, в частности те требования, которые в этой таксономии  соответствуют уровням: «знание», «понимание», «анализ», «синтез», «оценка». Ниже приведены примеры глагольных форм, предлагаемых  Б.Блумом. Формулируя показатели, глаголы следует заменять отглагольными существительными, например: перечислять – перечисление;  описывать – описание и т.п. Уровни в  таксономии Б.Блума Знание Понимание Анализ Синтез Оценка Глаголы для формулировки показателей Систематизировать, собирать, определить, описать, воспроизвести, перечислить, назвать, представить,  сформулировать, сообщить, перечислить, изложить Сопоставить, установить различия, объяснить, обобщить, переформулировать,  сделать обзор, выбирать, перефразировать переводить, дать примеры Анализировать, дифференцировать, распознавать, разъединять, выявлять, иллюстрировать, намечать, указывать,  устанавливать (связь), отобрать, отделять, подразделять, классифицировать, сравнивать атегоризировать, соединять, составлять, собирать, создавать, разрабатывать, изобретать,  переписывать, подытоживать, рассказывать, сочинять, систематизировать, изготавливать,  управлять, формализовать, формулировать, находить решение, описывать, делать вывод ценить, сравнить, сделать вывод, противопоставить, критиковать, проводить, различать, объяснять,  обосновывать, истолковывать, устанавливать связь, подытоживать, поддерживать Критерии оценки усвоения знаний представляют собой правила  определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов  действий, демонстрируемых (полученных) аттестуемым, с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки  результата.  Критерии могут содержать указание на требуемую полноту информации,   точность ее воспроизведения, аргументированность и  обоснованность  анализа и оценки, а также на допустимые отклонения от эталона.НАПРИМЕР: объект оценки – знание методов обучения; показатели: изложение существующих подходов к классификации методов  обучения; перечисление методов обучения в составе указанной группы; описание  метода обучения; распознание метода обучения по его характеристике и др.; критерии: названо не менее трех подходов к классификации  методов обучения; перечислены все методы обучения в составе указанной группы; метод обучения описан точно и полно; установлено  соответствие между характеристикой метода и его названием.   2.2. Показатели и критерии для оценки освоения умений  Показатели освоения умений обычно содержат требования к выполнению отдельных действий и/или операций. Для формулировки  показателей освоения умений можно использовать образцы: расчет, разработка, вычисление, построение, показ, решение, подготовка, поиск и  выбор и т.п.   Критерии оценки освоения умений будут представлять собой, как и в случае оценки усвоения знаний, правила определения численной и/или  вербальной оценки при сравнении результатов действий, демонстрируемых  (полученных) аттестуемым, с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата.    НАПРИМЕР: объект оценки – умение использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для  грамотной интерпретации нотного и литературного текстов; показатели: воспроизведение нотного и литературного текста; соблюдение  требований к качеству звука; передача художественного содержания произведения;  критерии: нотный и литературный текст воспроизведены в соответствии с оригиналом; продемонстрирована правильная атака звука, пение на  дыхании с опорой на диафрагму; чёткая артикуляция; эмоциональное исполнение музыкального произведения.  2.3. Показатели и критерии для оценки освоения практического опыта  Показатели освоения практического опыта содержат характеристику видов работ, выполненных обучающимся во время практики, критерии –  указание на их объем и (или) качество выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила  практика. Возможно не заполнять отдельно макет комплекта оценочных средств  для проведения промежуточной аттестации по практике ивключить в состав фонда оценочных средств задания, которые выдаются обучающимся перед прохождением практики. При этом эти задания  должны быть подготовлены в соответствии с указанными требованиями.   2.4. Показатели и критерии для оценки освоения профессиональных и общих компетенций  Выбор показателей при подготовке материалов для аттестации по профессиональному модулю осуществляется на основе раздела 5  программы профессионального модуля (ПМ). Особое внимание необходимо обратить на корректность формулировки показателей. Следует  помнить, что показателем освоения компетенции может быть продукт практической деятельности или процесс практической деятельности.  Оптимальное число показателей по  каждому объекту оценки 3­5.  Перечень показателей для профессиональных компетенций целесообразно составлять с учетом имеющихся в  программе профессионального модуля умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности. Однако следует помнить, что  компетенция несводима к отдельному умению или знанию, значит, и показатели ее сформированности  должны носить комплексный характер. Недопустимо, чтобы:  А) показатели просто дублировали формулировку компетенции;  НАПРИМЕР Результаты (освоенные ПК) Проверка внеурочного занятия Основные показатели оценки результатов Проведение внеурочного занятия  Некорректная  формулировка. Какие показатели свидетельствуют о том, что  внеурочное занятие проведено  в соответствии с требованиями к такой форме  занятия? Б) в формулировке показателей использовалось слово «умение», «навык»,поскольку умение и навык  не могут быть показателями самого себя  НАПРИМЕР: Результаты (освоенные ПК) Проводить внеурочные занятия Основные показатели оценки результатов Уметь проводить внеурочные занятия.  Некорректная формулировка: что значить  уметь проводить такие занятия? В)  в формулировке показателей использовались слова «знание», «изложение», поскольку знание и изложение еще не означает овладение  компетенцией: можно знать, но не быть способным применить это знание во внеучебной,  нетипичной ситуации Результаты (освоенные ПК) Проводить внеурочные занятия Основные показатели оценки результатов Знать основные методы обучения.  Некорректная формулировка: можно знать, но  не применять знания. Знание – только один из  инструментов компетенции. Критерии для показателей должны содержать указание на соответствие  выполненного студентом процесса (полученного продукта) эталону  процесса или результата деятельности: ГОСТу, техническому регламенту,  технологической карте, правилам,  другим документам, устанавливающим требования к качеству процесса или результата деятельности, а  также к скорости выполнения процесса, к допустимому объему затрат на выполнение  процесса (получение результата).  Если отсутствует нормативно закрепленный эталон продукта или процесса  (например, ГОСТ), можно использовать качественные характеристики продукта или процесса (правильность, точность и т.д.), но в этом случае необходимо установить для них критерии. С учетом этих рекомендаций, формулировки критериев могут приобрести вид:  ВАРИАНТЫ ФОРМУЛИРОВОК Оценка продукта деятельности,  например:  ­ оформленная витрина;  Оценка процесса деятельности, например:  ­ определение неисправностей в работе автомобиля;  осуществление банковского обслуживания;­опросная анкета;  ­ составленное объявление  ­ сформулированные цели и задачи занятия ­ использование новых технологий; Критерии Соответствие…   соответствие (оформления  витрины,  демонстрационных стендов,  эстетической выкладки товара,  цветового  решения) содержанию  и правилам  (оформления торговых предложений); ­ соответствие  (простейших  опросных анкет по сбору количественной и  качественной информации) целям и задачам (опроса);  ­ соблюдение требований к (структуре при составлении простейших  объявлений);  ­ достижение (поставленных целей и  задач занятия); Соответствие … (технологическим требованиям,  СНиП, СанПиН…);  ­ соответствие этапов (определения неисправностей и  объема работ автомобиля, его агрегатов и систем);  ­ осуществление всех форм банкетного обслуживания в  соответствии с профессиональными стандартами  обслуживания;  ­ соблюдение технологической последовательности  (маршрута, алгоритма)…;  ­ выполнение требований (инструкций и правил  техники безопасности в ходе разборки, сборки узлов,  агрегатов автомобиля и устранения неисправности);  ­ использование новых технологий (или их элементов)  при…  ­ выполнение … с применением новых (можно указать  каких) технологий (или их элементов)   Критерии Качественные характеристики Оценка процесса и продукта деятельности:  ­ точность (правильность) выбора (материалов для …, режима…);  точность (диагностики …,  определения, расчетов)   СЛОВО «ПРАВИЛЬНОСТЬ» МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ЕСЛИ КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ  ОДНОЗНАЧНЫ;  ­ точность и скорость чтения чертежей;  ­ скорость и техничность выполнения всех видов работ по обслуживанию посетителейпредприятий питания;  ­ своевременность (оказания неотложной доврачебной помощи при терминальных состояниях);  ­ результативность информационного поиска;   ­ правильность (рациональность) распределения времени на выполнение задания Выбирая формулировки показателей и критериев, предназначенных для оценки общих компетенций (ОК), следует помнить, что общие  компетенции – результат освоения целостной основной профессиональной  образовательной программы. При изучении того или иного ПМ и / или учебной дисциплины формируются общеучебные, коммуникативные,  организаторские, аналитические умения, обеспечивающие развитие общих  компетенций, следовательно, для определения показателей оценки общих компетенций в программе профессионального модуля надо: 1.  определить, какой вклад изучение ПМ вносит в формирование каждой  ОК (NB: учить может и должно не только собственно содержание, но и организация обучения, используемые  методы, формы, атмосфера).  2. Определить показатели для оценки общих умений с учетом специфики содержания ПМ и времени его изучения. НАПРИМЕР:  ОК Организовывать  собственную  деятельность,  выбирать типовые  методы и способы  выполнения   профессиональных  задач, оценивать их  эффективность и  Основные показатели оценки результата рациональность планирования и  организации деятельности по… (указать  с учетом специфики содержания ПМ),   ­ своевременность сдачи заданий,  отчетов и проч.   ­ аргументированность выбора  методов…  ­ обоснованность постановки цели,  Критерии соответствие выбранных  методов  (проведения маркетинговых исследований)  их целям и задачам;  соответствие цели, методов и  способов проведения урока  возрастным особенностям  обучающихсякачеств выбора и применения методов и  способов проведения (учебного занятия  (урока)); 3. Заполнение пакета экзаменатора На последнем этапе оформляется пакет экзаменатора. Он может быть сформирован как по всем заданиям (если  оценивание проводится единовременно и / или объем заданий невелик), так и по каждому заданию (если оценивание рассредоточено во  времени и проводится по накопительной системе и / или объем заданий велик). Общий алгоритм заполнения Макета 1. Заполнить титульный и следующий за ним листы  2. Заполнить раздел «Область применения оценочных средств»  3.  Заполнить таблицу 1 Макета в следующем порядке: Результаты (объекты оценивания) Основные  показатели оценки  результата и их критерии Тип задания; № задания 1 1 Указываются  результаты в  соответствии с  программой учебной  дисциплины (УД),  профессионального  модуля (ПМ), в том  2 2 Группируются в  соответствии с  группами  результатов  (объектов  оценивания).  Для компетенций –  3 3 Указывается  после  разработки всех  заданий с  использованием  сокращений  (ТЗ, ПЗ) и слов  Форма аттестации (в  соответствии с учебным  планом) 4 4«проект»,  «портфолио» числе, для элементов  модуля (МДК и  практик).  Близкие по смыслу  результаты  группируются уточняются на  основе раздела 5  программы ПМ, для  остальных объектов  оценивания –  разрабатываются 4. Выбрать формы­пустографы  заданий и заполнить их. Ненужные  удалить. Перенести наименования типов заданий и их номера в графу 3  таблицы 1 Макета  5. Заполнить раздел «Пакет экзаменатора»

Посмотрите также