Технологическая карта урока
Организационная информация |
||||||||||
Ф.И.О. педагога |
Ившина Ирина Игнатьевна |
|||||||||
Профессия/специальность |
Учитель химии средней школы |
|||||||||
Группа |
112 |
|||||||||
УД/МДК/УП |
УД Химия ЕН.01 |
|||||||||
Тема |
Основные типы используемых химических реакций |
|||||||||
Тема урока |
Реакции комплексообразования. |
|||||||||
УУД |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: умение формулировать цель урока, выполнять учебное задание в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое мнение; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать свои предложение. Коммуникативные: согласовывать и находить общее решение; использовать речевые средства и символы для предоставления результата. Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию и опыт; прогнозировать ситуацию.
|
|||||||||
Методическая информация |
||||||||||
Тип урока |
Урок формирования новых умений |
|||||||||
Дидактическая цель |
Осмысление изучаемого материала, достижение прочности знаний |
|||||||||
Цели урока |
обучающая: сформировать знания о комплексных соединениях, научить их различать и составлять; деятельностная: формирование способностей к самостоятельному построению способов действий на основе метода рефлексивной самоорганизации, создать условия для развития познавательного интереса к предмету. . |
|||||||||
Задачи урока |
методические: создать условия для формирования знаний; образовательные: изучить состав комплексных соединений и структуру, классификацию, изомерию, получение; конфигурацию развивающие: рационально использовать рабочее время, анализировать, работать самостоятельно, индивидуально; умение оценивать возможности при выборе дифференцированного задания; воспитательные: воспитывать уверенность в себе, внимательность, культуру труда. . |
|||||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
Технологии: информационно – коммуникативная, тестовая, здоровьесберегающая; исследование /демонстрация опытов/, ИКТ. методы – исследования; рассказ, беседа, дифференцированная работа приемы - самостоятельная, индивидуальная работа |
|||||||||
Время реализации урока |
90 минут. |
|||||||||
Планируемые результаты (знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретают, закрепляют студенты в ходе урока) |
Студент должен иметь самостоятельный опыт по выполнению индивидуальной работы; Студент должен уметь давать характеристику комплексному соединению, анализировать свою деятельность, делать выводы Студент должен знать способы получения комплексных соединений, их диссоциацию, определять типы.
|
|||||||||
Необходимое оборудование и материалы |
Реактивы, пробирка, индикатор |
|||||||||
Дидактическое обеспечение урока |
карточки – задания |
|||||||||
В помощь педагогу |
||||||||||
Список учебной и дополнительной литературы |
1.Барсукова З,А. Аналитическая химия. М. 2021 2.Глубоков Ю.М. под редакцией Ищенко А.А. Аналитическая химия. Учебник для студентов СПО. М. 2021. 3.Гринберг А.А. Введение в химию комплексных соединений. Изд.м.Л. «Химия». 1966.(переиздано 2018) |
|||||||||
Ссылки на использование Интернет-ресурсов |
|
|||||||||
Структура и содержание урока, деятельность педагога и студентов
|
||||||||||
Фаза урока |
Этап урока |
Время, продолжительность этапа |
Деятельность студента |
Деятельность педагога |
||||||
Начало образовательного мероприятия |
Инициация (приветствие, знакомство) |
. 4 мин. |
Приветствие, информация об отсутствующих. Проверка рабочего места. |
Приветствие: пусть вам сопутствует хорошее настроение и удача на уроке; отметка отсутствующих , уточнить причины отсутствия. |
||||||
Целеполагание (погружение в тему, определение целей) |
5 мин.
|
Индивидуально определяют цели, которые желают достичь в ходе занятия и с помощью преподавателя их формулируют. |
Формулировка темы урока. Цель – сформировать знания о комплексных соединениях, научить их различать и составлять, работать самостоятельно |
|||||||
|
|
|
|
|
||||||
Работа над темой |
Актуализация знаний
|
10 мин. |
Ответы на вопросы, используя знания неорганической и органической химии
|
Беседа: = какие знаете химические соединения? = назовите классы неорганических и органических соединений. = как называются соединения металлов? Что для них характерно? Как образуются? = что образуется, если соединить между собой основания?
|
||||||
Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом нового материала) |
5 мин.
10 мин.
2 5мин. |
1.Демонстрация опыта Cu(OH)2 +NaOH Что за соединение образовалось? Cu(OH)2 + 2NaOH =Na2[Cu(OH)4] – записать уравнение реакции студентами Ответ. Комплексное соединение – это результат реакции, в которых образуются комплексные молекулы или ионы. 2.Запись уравнений 1-ый- какой вы наблюдали? (взаимодействие оснований между собой),
3.Краткая запись конспекта. Рассмотреть строение на примере К2[РtС16] К2 – внешняя сфера [РtС16] – внутренняя сфера Рt – комплексообразователь С1 –лиганды 6 – координационное число. Самостоятельно. Определить строение комплексного соединения. [Ag (NH3)2]Cl K3[Fe(CN)6] Определить заряд комплексного иона [Fe(CN)6]3- , [Ag(NH3)2] +,
Как определить заряд внутренней сферы соединения? /Студенты, основываясь на знаниях неорганической химии доказывают, как определить заряд иона/. Самостоятельно определяют заряд комплексного иона, если центральный атом соответственно имеет заряд [Zn2+(NH3)6], [Fe2+(SCN)3], [Pt4+ Cl6]
Определяют конфигурацию и дают название комплексному соединению Pt(NH3)4Cl2]Cl2 и [Cr(H2O)3F3]
Работа у доски (показ диссоциации):
[Pt (NH3)6]
Самостоятельно показать диссоциацию по вариантам: 1 вариант [Cu(NH3)4]SO4 2 вариант [Co(NH3)6]Cl4
|
2.Указать способ получения комплексных соединений.
3. Рассказ с элементами беседы и самостоятельной работы. Рассмотрим координационную теорию Вернера, объясняющую свойства и строение комплексных соединений открытую в 1893 году. связь в соединениях: ковалентная, образованная по донорно – акцепторному механизму между лигандами и центральным атомом. Лиганда- донор электронных пар. Центральный атом- акцептор. Как определить заряд комплексного иона? K2[Hg I4-]2-пояснение Какой заряд имеет ион Fe, Ag, Hg, CN, NH3, I
4 – плоская
тетраэдрическая
6 – октаэдрическая название соединения начинается с координационного числа: 1-моно 2-ди 3-три 4-тетра 5-пента 6- гекса Затем называем лиганды к латинскому названию которой прибавляется окончание «о»: CL-хлоро, СN - циано, ОН- гидроксо, нейтральные лиганды–Н2О аква, NН3 –амин. Центральный атом – имеет русское название Внешняя сфера - латинское название с добавлением «ат». типы комплексных соединений. неорганические лиганды: аммиакаты-NH3, аква –H20, циано- CN, ацидокомплексы –Cl-, SCN- ,I- Органические лиганды: хелатные /клешня/ - металл и активная группировка (-OH, –SH, -COOH, -NH2) образуют циклическое строение. диссоциация. Что такое диссоциация? Как диссоциируют комплексные соединения? изомерия А) геометрическая, если группы лиганд разные-[Pt(NH3)4Cl2]
В) ионизационная – различное распределение ионов между сферами-
Г) координационная – переход лиганд от одного kомплексообразователя к другому-
|
|||||||
Эмоциональная разрядка (релаксация, разминка) |
2-3 мин. |
Выполняют разминку сидя за партами. Выполнение физических упражнений под музыку (проводит физорг – 1 минута). |
Знаете ли вы, что для получения чистой платины, самородную платину и ее лом обрабатывают царской водкой (HNO3+3HCl-концентрированные) и нагревают. В раствор переходит платина и частично образуется комплексное соединение Н2[PtCl6]. |
|||||||
Проработка содержания темы (самостоятельная работа на уроке) |
.
15 мин.
|
На «3» - дать характеристику соединений Na2[Cu(OH)4] ; [Cr(H2O)6]Cl3 по параметрам, данным на уроке. На «4» -выбрать один вариант правильного ответа. А) комплексное соединение – это 1.сложное соединение, состоящее из положительных и отрицательных ионов. 2.результат реакции с образованием комплексных ионов или ионов. 3.сплавы металлов Б) комплексное соединение состоит из 1.лиганд и сферы 2.центрального атома и координационного числа 3.внутренней и внешней сфер. В) центральный атом представлен 1.металлом 2.положительным ионом 3.молекулой Г) химический вид связи лиганды с центральным атомом 1.ионный 2.ковалентной полярной 3.водородной Д) заряд внутренней сферы может быть 1.положительным 2.отрицательным 3.положительным, отрицательным Е) комплексное соединение 1.непостоянны 2.постоянны 3.переходят из одного состояния в другое. Ж) координационное число 1.число комплексообразователя 2.число лиганд, координированных комплексообразователем 3.заряд комплексного иона. На «5» -задание на соответствие. 1.комплексное соединение заряд центрального атома А) [Zn(NH3)4]Cl2 1) 4+ Б) K3[Na(OH)4] 2) 2+ В) [PtCl6]. 3)3+ 4)1+ 2.типы комплексных соединений лиганды А) циано 1) SCN- Б) аква 2) NH3 В) аммиакаты 3) OH- 4) H2O 5) CN- 3. комплексное соединение название А) K3[Fe(CN)6] 1) тетрахлородигидроксо платинат аммония Б)(NH2)[ Pt(OH)2Cl4] 2)триаммин-динитрохлоро кобальтат В) [Co(NO2)2Cl(NH3)3] 3) тетрааквохлоро аммония 4) гексациано феррат калия 5) динитро-хлоро-триаммин кобальт 4.комплексное соединение диссоциация A) [Ag (NH3)2]Cl 1) 2Na+ + [Zn(OH)4] 2- Б) Na2[Zn(OH)4] 2) [Cr(NH3)4] 2++CO32- B) [Cr(NH3)4CO3] 3) [Ag (NH3)2]+ +Cl- 4) нет ответа 5.комплексообразователи их ионы A) Bi 1)1+ Б) Hg 2) 4+ B)Au 3)3+ 4)2+ 5)2- 6.лиганды назначение А) С2О4 1)электронная пара Б) СО 2) ионы 1- В) NО 3) ионы 2- 4) ионы 2+ 5) ионы (-) и (+) 7.изомерия типы изомеров А) К2[РtС16] 1) линейная Б) [Pt(NH3)4Cl2] 2) квадратная В) K3[Co(NO2)6] 3) октаэдрическая 4)тетраэдрическая
|
Проверка знаний (дифференцированные задания)- выбирают индивидуальный маршрут. Цель - выявить уровень усвоения материала по комплексным соединениям.
|
|||||||
Подведение итогов |
8 мин. |
Самоанализ своей работы на уроке, выставляют объективно оценку. |
Алгоритм оценивания своей деятельности |
|||||||
Рефлексия |
5 мин.
|
Выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой. Оценивают результаты своей деятельности на уроке (изобразите настроение в виде смайлика тема сложная, возникли трудности, тема понятна)., поставьте себе оценку за урок и друг другу).
|
Создает условия для рефлексии: «Мишень» - круг, в котором отмечают наибольшую активность на уроке:. · Моя деятельность · Деятельность группы · Деятельность преподавателя
|
|||||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.