Реакции комплексообразования

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Указаны методы, приемы занятия при объяснении координационной теории Вернера. Задания дифференцированы по уровню усвоения материала
Иконка файла материала технологическая карта урока Ившиной (4).docx

Технологическая карта урока

 

 

Организационная информация

Ф.И.О. педагога

Ившина Ирина Игнатьевна

Профессия/специальность

Учитель  химии средней школы

Группа

112

УД/МДК/УП

УД Химия ЕН.01

Тема

Основные типы используемых химических реакций

Тема урока

Реакции комплексообразования.

УУД

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: умение формулировать цель урока, выполнять учебное задание в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое мнение; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать свои предложение.

Коммуникативные: согласовывать и находить общее решение;

использовать речевые средства и символы для предоставления результата.

Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию и опыт; прогнозировать ситуацию.

 

Методическая информация

Тип урока

Урок формирования новых  умений

Дидактическая цель

Осмысление изучаемого материала, достижение прочности знаний

Цели урока

обучающая: сформировать знания о комплексных соединениях, научить  их различать и составлять;

деятельностная: формирование способностей к самостоятельному построению способов действий на основе метода рефлексивной самоорганизации, создать условия для развития познавательного интереса к предмету.

.

Задачи урока

 методические: создать условия для формирования знаний;

образовательные: изучить состав комплексных соединений и структуру, классификацию, изомерию, получение; конфигурацию

развивающие:  рационально использовать рабочее время, анализировать, работать самостоятельно, индивидуально; умение  оценивать возможности при выборе дифференцированного задания;

воспитательные: воспитывать уверенность в себе, внимательность, культуру труда.

.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

 Технологии:

  информационно – коммуникативная, тестовая, здоровьесберегающая;  исследование /демонстрация опытов/, ИКТ.

  методы – исследования; рассказ, беседа, дифференцированная работа

  приемы -  самостоятельная, индивидуальная  работа

Время реализации урока

90 минут.

Планируемые результаты (знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретают, закрепляют студенты в ходе урока)

Студент должен иметь самостоятельный  опыт по выполнению индивидуальной работы;

Студент должен уметь давать характеристику комплексному соединению, анализировать свою деятельность, делать выводы

Студент должен знать способы получения комплексных соединений, их диссоциацию, определять типы.

 

Необходимое оборудование и материалы

Реактивы, пробирка, индикатор

Дидактическое обеспечение урока

 карточки – задания

В помощь педагогу

Список учебной и дополнительной литературы

1.Барсукова З,А. Аналитическая химия. М. 2021

2.Глубоков Ю.М. под редакцией Ищенко А.А. Аналитическая химия. Учебник для студентов СПО. М. 2021.

3.Гринберг А.А. Введение в химию комплексных соединений. Изд.м.Л. «Химия». 1966.(переиздано 2018)

Ссылки на использование

Интернет-ресурсов

 

Структура и содержание урока, деятельность педагога и студентов

 

Фаза урока

Этап урока

Время, продолжительность

этапа

Деятельность

студента

Деятельность

педагога

Начало образовательного мероприятия

Инициация

(приветствие, знакомство)

.

4 мин.

Приветствие, информация об отсутствующих. Проверка рабочего места.

Приветствие: пусть вам сопутствует хорошее настроение и удача на уроке;

отметка отсутствующих , уточнить причины отсутствия.

Целеполагание

(погружение в тему, определение целей)

5 мин.

 

Индивидуально определяют  цели, которые желают достичь в ходе занятия и с помощью преподавателя их формулируют.

 Формулировка темы урока. Цель – сформировать знания о комплексных соединениях, научить  их различать и составлять, работать самостоятельно

 

 

 

 

 

Работа над темой

Актуализация знаний

 

 

 

10 мин.

Ответы на вопросы, используя знания неорганической и органической химии

 

 

 

 

 

Беседа:

 = какие знаете  химические соединения?

= назовите классы неорганических и органических соединений.

= как называются соединения металлов? Что для них характерно? Как образуются?

= что образуется, если соединить между собой основания?

 

Интерактивная лекция

(передача и объяснение педагогом нового материала)

 

 

5 мин.

 

 

 

 

 

10 мин.

 

 

 

2 5мин.

1.Демонстрация опыта Cu(OH)2 +NaOH

Что за соединение образовалось?

Cu(OH)2 + 2NaOH =Na2[Cu(OH)4] – записать уравнение реакции студентами

Ответ. Комплексное соединение – это результат реакции, в которых образуются комплексные молекулы или ионы.

2.Запись уравнений

1-ый- какой вы наблюдали? (взаимодействие оснований между собой),

2-ой- 4Au + 8NaCN + 2H2O + O2                [Au(CN)2] + 4NaOH

3.Краткая запись конспекта. Рассмотреть строение на примере К2tС16]

К2 – внешняя сфера

tС16] – внутренняя сфера

Рt – комплексообразователь

С1 –лиганды

6 – координационное число.

Самостоятельно. Определить строение комплексного соединения. [Ag (NH3)2]Cl              K3[Fe(CN)6]

Определить заряд комплексного иона [Fe(CN)6]3- ,  [Ag(NH3)2] +,

 

 

 

 

Как определить заряд внутренней сферы соединения? /Студенты, основываясь на знаниях неорганической химии доказывают, как определить заряд иона/.

Самостоятельно определяют заряд комплексного иона, если центральный атом соответственно имеет заряд

[Zn2+(NH3)6],  [Fe2+(SCN)3],  [Pt4+ Cl6]

 

 

 

Определяют конфигурацию и дают название комплексному соединению

Pt(NH3)4Cl2]Cl2     и     [Cr(H2O)3F3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа у доски (показ диссоциации):

 [Zn(NH3)4]Cl2            [Zn(NH3)4]2- +2Cl-

[Pt (NH3)6]

 

Самостоятельно показать диссоциацию по вариантам:

1 вариант    [Cu(NH3)4]SO4                                                                                                                                       2 вариант   [Co(NH3)6]Cl4

 

 

 

 

 

1.Дать определение комплексному соединению, исходя из наблюдения за опытом и используя учебник.

 

 

 

 

 

2.Указать способ получения комплексных соединений.

 

3. Рассказ с элементами беседы и самостоятельной работы.

Рассмотрим координационную теорию Вернера, объясняющую свойства и строение комплексных соединений открытую в 1893 году.

 связь в соединениях: ковалентная, образованная по донорно – акцепторному механизму между лигандами и центральным атомом.

Лиганда- донор электронных пар.

Центральный атом- акцептор. Как определить заряд комплексного иона? K2[Hg I4-]2-пояснение  

Какой заряд имеет ион Fe, Ag, Hg, CN, NH3, I   

 

 

 

 


конфигурация:

 в пространстве имеется конфигурация по количеству координационных чисел:

2 – линейная   

 


4 – плоская

 

   тетраэдрическая

 

6 – октаэдрическая

 название соединения

начинается с координационного числа:

1-моно      2-ди         3-три          4-тетра         5-пента        6- гекса

Затем называем лиганды                                 

к латинскому названию которой прибавляется окончание «о»:

CL-хлоро, СN - циано, ОН- гидроксо,

нейтральные  лиганды–Н2О аква, NН3 –амин.

Центральный атом – имеет русское название

Внешняя сфера - латинское название с добавлением «ат».

 типы комплексных соединений.

неорганические лиганды: аммиакаты-NH3,  аква –H20, циано- CN,                                   ацидокомплексы –Cl-, SCN- ,I-

Органические лиганды: хелатные /клешня/ - металл и активная группировка (-OH, –SH,  -COOH,  -NH2) образуют циклическое строение.

 диссоциация.

 Что такое диссоциация? Как диссоциируют комплексные соединения?

 изомерия

А) геометрическая, если группы лиганд разные-[Pt(NH3)4Cl2]

Б) гидратная – переход Н2О из одной сферы в другую-

[Cr(H2O)6]Cl3           [Cr(H2O)5Cl] Cl2 H2 O

В) ионизационная – различное распределение ионов между сферами-

[Co(NH3)5Br]SO4            [Co(NH3)5SO4] Br

Г) координационная – переход лиганд от одного kомплексообразователя к другому-

[Co(NH3)6] [Cr(CN)6]        [Co(CN)6] [Cr(NH3)6 ]        

 

 

Эмоциональная разрядка

(релаксация, разминка)

 

2-3 мин.

Выполняют разминку сидя за партами.

Выполнение физических упражнений под музыку (проводит физорг – 1 минута).

 Знаете ли вы, что для получения чистой платины, самородную платину и ее лом обрабатывают царской водкой (HNO3+3HCl-концентрированные)  и нагревают. В раствор переходит платина и частично образуется комплексное соединение Н2[PtCl6].

Проработка содержания темы

(самостоятельная работа на уроке)

 

.

 

15 мин.

 

 

 

 

 

 

На «3» - дать характеристику соединений Na2[Cu(OH)4] ;  [Cr(H2O)6]Cl3           по параметрам, данным на уроке.

На «4» -выбрать один вариант  правильного ответа.

А) комплексное соединение – это

1.сложное соединение, состоящее из положительных и отрицательных ионов.

2.результат реакции с образованием комплексных ионов или ионов.

3.сплавы металлов

Б) комплексное соединение состоит из

1.лиганд и сферы

2.центрального атома и координационного числа

3.внутренней и внешней сфер.

В) центральный атом представлен

1.металлом

2.положительным ионом

3.молекулой

Г) химический вид связи лиганды с центральным атомом

1.ионный

2.ковалентной полярной

3.водородной

Д) заряд внутренней сферы может быть

1.положительным

2.отрицательным

3.положительным, отрицательным

Е) комплексное соединение

1.непостоянны

2.постоянны

3.переходят из одного состояния в другое.

Ж) координационное число

1.число комплексообразователя

2.число лиганд, координированных комплексообразователем

3.заряд комплексного иона.

На «5» -задание на соответствие.

1.комплексное соединение                          заряд центрального атома

А)  [Zn(NH3)4]Cl2                                                                          1) 4+

Б) K3[Na(OH)4]                                                    2) 2+

В)  [PtCl6].                                                            3)3+

                                                                             4)1+

2.типы комплексных соединений                  лиганды

А) циано                                                               1) SCN-

Б) аква                                                                   2) NH3

В) аммиакаты                                                       3) OH-

                                                                               4) H2O

                                                                                5) CN-

3. комплексное соединение                        название

А) K3[Fe(CN)6]                1) тетрахлородигидроксо платинат

                                                            аммония                                                                               

Б)(NH2)[ Pt(OH)2Cl4]      2)триаммин-динитрохлоро кобальтат

В) [Co(NO2)2Cl(NH3)3]   3) тетрааквохлоро аммония

                                         4) гексациано феррат калия

                                         5) динитро-хлоро-триаммин кобальт

4.комплексное соединение                     диссоциация             

A) [Ag (NH3)2]Cl                                  1) 2Na+ + [Zn(OH)4] 2-                                 

Б)  Na2[Zn(OH)4]                                   2)  [Cr(NH3)4] 2++CO32-

B) [Cr(NH3)4CO3]                                  3) [Ag (NH3)2]+ +Cl-

                                                               4) нет ответа

5.комплексообразователи                       их ионы

A) Bi                                                         1)1+

Б) Hg                                                         2) 4+

B)Au                                                         3)3+

                                                                  4)2+

                                                                  5)2-

6.лиганды                                                       назначение

А) С2О4                                                      1)электронная пара

Б) СО                                                          2) ионы 1-

В) NО                                                         3) ионы 2-

                                                                    4) ионы 2+

                                                                     5) ионы (-) и (+)

7.изомерия                                                    типы изомеров

А) К2tС16]                                                1) линейная

Б) [Pt(NH3)4Cl2]                                           2) квадратная

В) K3[Co(NO2)6]                                          3) октаэдрическая

                                                                      4)тетраэдрическая

 

 

Проверка знаний (дифференцированные  задания)- выбирают индивидуальный маршрут.

Цель - выявить уровень усвоения материала по комплексным соединениям.

 

 

Подведение итогов

8 мин.

Самоанализ своей работы на уроке, выставляют объективно оценку.

Алгоритм оценивания своей деятельности

Рефлексия

 5 мин.

 

 

Выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке (изобразите настроение в виде смайлика тема сложная, возникли трудности, тема  понятна)., поставьте себе оценку за урок и друг другу).

 

 

Создает условия для рефлексии:

«Мишень» - круг, в котором отмечают наибольшую активность на уроке:.

·         Моя деятельность

·         Деятельность группы

·         Деятельность преподавателя

 

 

                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru