Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!
Результаты работы учителей в рамках реализации задач по формированию функциональной грамотности
АктуальностьНа современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом происходит переосмысление педагогической парадигмы образования, формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности (ФГ).
Термин «функциональная грамотность»
был введен в 1957 г. ЮНЕСКО
Это умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре
Все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одна из основных задач школьного образования сегодня —
подготовить обучающегося к адаптации в современном мире.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы:
что конкретно школьник будет знать,
чем овладеет
и что освоит.
п.34.2 «… должны создаваться условия, обеспечивающие возможность
формирования функциональной грамотности обучающихся
(способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМО от 17 сентября 2021 года N 03-1526О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
В рамках проекта Минпросвещения России "Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся" (далее - проект), экспертами ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" разработаны и апробированы дидактические подходы к созданию заданий для оценки уровня функциональной грамотности обучающихся. Результатом проекта стало формирование банка открытых заданий (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/), а также выпуск печатных учебных пособий эталонных заданий по шести направлениям функциональной грамотности (серия "Функциональная грамотность. Учимся для жизни").
Департамент просит провести организационно-методическую работу по включению указанных учебно-методических и дидактических материалов в практику реализации основных образовательных программ образовательных организаций региона; организовать работу по обеспечению образовательных организаций региона необходимыми учебно-методическими материалами в соответствии с требованиями статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Функциональная грамотность включает:
читательскую грамотность;
естественно-научную грамотность;
математическую грамотность;
финансовую грамотность;
глобальные компетенции;
креативное мышление.
Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности обучающихся: 1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);2) формы и методы обучения;3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;4) программы внешкольного, дополнительного образования;5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.