Реализация Адаптированной
Основной Общеобразовательной Программы образования обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
1 этап обучения
1 слайд
В нашей школе уже 4 года реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт, согласно которому школа осуществляет обучение учащихся начальных классов по Адаптированной Основной Общеобразовательной Программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1).
2 слайд
Она составлена на основе Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”, конкретизируется в учебном плане, составленного на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
3 слайд
Адаптированная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью создана с учетом их особых образовательных потребностей, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
1. 1 выделение пропедевтического периода в образовании; 2. введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
2. 3.овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации;
4.психологическое, логопедическое и медицинское сопровождение; 5.постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
4 слайд
Программа включает учебный план, который состоит из двух частей — обязательной части (составляет не менее 70%) и части, формируемой участниками образовательных отношений ( составляет не более 30% от общего объема)
Наша школа работает по программе уже 4 года, и из опыта можно сказат, что лучше часть часов, формируемую участниками образовательных отношений направить на овладение учащимися основных предметов (математики и русского языка, чтения). Так как по программе значительно уменьшилось количество часов по данным предметам, а учащиеся поступают с более сложными проблемами в развитии речи, моторики, со множественными сопутствующими заболеваниями, и часов на овладения основными предметами не хватает.
5 слайд
Учебный план разбит на образовательные области, каждая область включает в себя 1 и более предметов или занятий. Из обязательных учебных предметов изучаются: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд.
6 слайд
По всем предметам составлены рабочие программы ориентированные на определенный рекомендованный УМК. (это учебник, рабочая тетрадь в 1 или 2 частях и методические рекомендации, которые можно найти на сайте издательского дома просвещения.
7 слайд
Освоение обучающимися адаптированной программы, созданной на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения программы образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
8 слайд
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
В первом дополнительном и в первом классе оценки учащимся не выставляются. Результат продвижения учащихся в обучении определяется на основе мониторинга их продуктивной деятельности (в 2 раза в год).
Для оценивание детей 1 и 1 доп классов можно использовать следующий мониторинг.
9 слайд Критерии оценивания мы берем из программы, раздел планируемые результаты.
Оцениваем каждого учащегося по шкале от 1 до 3, на начало года и на конец, результаты заносим в таблицу, которые составляем по всем предметам.
Ø 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
Ø 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
Ø 2 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
Ø 3 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
10 слайд
Суммируем все результаты и записываем их в сводную таблицу, в которой мы можем проследить динамику обучения учащихся или ее отсутствие.
Кроме предметной области в учебном плане выделяется место коррекционно-развивающей области. С целью компенсации дефектов проводятся занятия по ритмике, психомоторике. Коррекционные занятия обеспечивают организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии.
Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочной деятельности.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся, организации их свободного времени.
11 слайд
Внеурочная деятельность обучающихся 1-4 классов в соответствии с АООП представлена основными направлениями: спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное. Программа по внеурочной деятельности может быть разработана как на 1 год , так и реализоваться в течении 4 лет.(мною написаны программы по 4 направлениям дорога добра, здоровейка, мастерская чудес, школа добрых дел, каждая реализуется в течении 4 лет)
Уроки в нашей школе - это уроки с использованием специальных коррекционных воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития. В работе мы чаще всего используем комбинированные уроки, совмещающие в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Это объясняется тем, что умственно отсталые дети не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся, делать акцент на связь с жизнью: так им легче, интереснее, доступнее изучать материал, особенно, если он связан с личными впечатлениями.
Образование детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения – это очень бережный процесс, который учитывает индивидуальные особенности и опирается на сильные стороны ребенка. Всегда нужно помнить, что каждый ребенок обладает уникальными способностями, интересами и учебными потребностями.
Задача учителя не только обеспечивать получение качественного образования, гармонизировать отношения между его семьей и школой, но и учить детей жить в обществе людей с разными способностями.
12 слайд
Необходимо убеждать родителей – что не нужно опускать руки, если ребенку показано обучение в коррекционной школе. Главное, сделать все возможное, чтобы ему комфортно и интересно было учиться, чтобы он не потерял уверенности в себе, смог радоваться и гордиться своими успехами. А это возможно только при наличии специальных условий , которые наша школа готова предоставить каждому обучающемуся!
13 слайд
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.