Реализация дидактических принципов в условиях специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната как средство успешной социализации учащихся с ОВЗ

  • docx
  • 13.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад.docx

Реализация дидактических принципов в условиях специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната как средство успешной социализации учащихся с ОВЗ

 

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Учащиеся школы испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессиональном и личностном самоопределении, установлении эмоциональных связей с другими людьми.

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями требует специального подхода со стороны взрослых.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования.

Планомерная коррекционная работа направлена на практическую подготовку oбучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития детей с ОВЗ является труд. Коррекционное значение занятия трудом заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Посредством предмета «швейное дело» учащиеся готовятся к самостоятельной жизни в обществе. Основные задачи обучения: дать учащимся необходимый объём знаний, умений, помочь овладеть навыками будущей профессии. Развить стремление у учащихся к овладению промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды. Корригировать и развивать у учащихся мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики. Формировать эстетические представления и творческое воображение. Способствовать развитию навыков социальной адаптации и самостоятельности в быту.

Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако, основная задача трудового обучения – вооружить школьников доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности. Знания, полученные учащимися на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой стороны, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.

Назначением системы коррекционного образования становится не передача знаний и учебных умений, а формирование умений построить свою жизнь на основе полученных знаний.

При организации и проведении занятий мы руководствуемся основными дидактическими принципами. Это связь теории с практикой; научность, систематичность и последовательность; доступность и посильность труда для учащихся; сознательность и активность учащихся; прочность усвоения школьниками знаний, умений и навыков; наглядность; воспитание учащихся в процессе трудового обучения. Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом.

На занятиях по трудовому обучению учащиеся используют современное и новейшее оборудование, рабочие инструменты и приспособления. Учащиеся знакомятся с новыми материалами, изучают их свойства и способы применения. В процессе обучения пользуемся научной терминологией, символами. Таким образом реализуется принцип научности.

Средством реализации принципа связи теории с практикой в обучении является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются.

Воспитание учащихся является важнейшей учебной задачей. Особенная роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит урокам трудового обучения. Это объясняется характером деятельности учащихся на занятиях в мастерских, что дает особые возможности для комплексного решения задач нравственного, трудового, физического, умственного и эстетического воспитания учащихся. Именно на занятиях по технологии осуществляется психологическая и практическая подготовка к труду. При правильной организации занятий у учащихся крепнет чувство коллективизма. На уроках мы прививаем общие правила культуры труда (уход за рабочей одеждой, содержание в порядке рабочего места, работа исправным инструментом).

Принцип развивающего обучения заключается в том, что обучение нацелено не только на образовательные результаты, но и на развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Одним из основных принципов обучения на занятиях трудового обучения является наглядность и доступность. Для одного урока обычно требуется много разнообразной наглядности, которая дает возможность учащимся с умственной отсталость более детально представлять изучаемый объект, создается целостная картина представления.

Принцип реализуется через:

- систематическое использование различных видов наглядности;

- сочетание показа с разъяснением;

- рациональное сочетание реальной наглядности с условно – символической (естественные объекты и схемы, чертежи, эскизы).

Основная педагогическая задача – организация процесса обучения в соответствии с умственными и физическими возможностями учеников, то есть мы говорим о доступности обучения. Учащиеся коррекционных школ нуждаются в особом подходе и дифференциации учебно-трудовых заданий.  Необходимо постепенное усложнение заданий. Благодаря этому, у школьников развиваются физические силы и познавательные возможности, расширяются границы доступности знаний и умений.

Весь материал, который учитель даёт учащимся, должен быть для них посилен и доступен. Только в этом случае он может, быть усвоен сознательно и будет иметь развивающий характер, а, следовательно, оказывать корригирующее влияние.