Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы (для выступления на семинаре)
Оценка 4.9

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы (для выступления на семинаре)

Оценка 4.9
Семинары
docx
русский язык
17.06.2020
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы (для выступления на семинаре)
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы (для выступления на семинаре)
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы (для выступления на семинаре).docx

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы

      Современная жизнь предъявляет сегодня человеку следующие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе.

      Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Появились новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым и современным!

      Почему обращаются к новым методикам и технологиям? Скорее всего, накапливается недовольство результатами работы, а значит -  теми технологиями, которые не позволяют достичь желаемого результата.

      Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов занимает уникальное место, ведь главная задача этого предмета – обеспечить речевое развитие учащихся. Вот и нам, учителям русского языка, кроме преподавания правил, обучения письму, необходимо помнить о той роли, которую нам необходимо выполнить, - повышать общую языковую культуру обучающихся, воспитывать осознанный интерес и уважение к языку и культуре, с ним связанной.

      Современный темп жизни привел к тому, что утрачена культура монологической речи, речь стала более разговорной, а в жизни детей ещё и агрессивной. Утрачена и культура речевого этикета. Введение ФГОС ООО даёт возможность так организовать продуктивную деятельность обучающихся на уроке, чтобы их речь вновь изменилась в сторону литературных норм.

      Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно - деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

      Задача учителя заключается в том, чтобы воспитать творческую личность, способную делать собственный поиск, собственные открытия, решать проблемы и принимать решения. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.

      Существует шесть основных этапов современного урока русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

         мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

         целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);

         осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для её решения недостаточно);

         коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);

         взаимопроверка, взаимоконтроль;

         рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

      Сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не  только в том, чтобы дать ученику знания. Главное сегодня – научить применять эти знания на практике. 

Основными целями инновационного обучения являются:

·        развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

·        формирование личностных качеств учащихся;

·        выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

·        развитие различных типов мышления;

·        формирование качественных знаний, умений и навыков.

      С целью формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы можно применять новые различные педагогические технологии: технологию перспективно-проблемное обучение; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления.

      Применение инновационных методик обучения на уроках русского языка и литературы включает обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность; а также формирует такие качества высокоразвитой языковой личности, как способность исследовать текст в различных аспектах, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать устные и письменные высказывания.

      Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. Смысл заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. Проблемные вопросы дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из них совпадает с авторской.

 

 

 

Что я применяю в своей практике:

      Например, начинаем урок со словарной работы. Определяем, какой частью речи являются все слова, записанные на доске. Допустим, имена существительные. Называем морфологические признаки. Вывод: тема урока «Имя существительное».

1.     «Верные - неверные утверждения». Предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме либо по той теме, которая нам уже знакома. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственные знания или просто угадывая. На стадии рефлексии мы можем вернуться к  этому приёму, чтобы выяснить, какие же всё-таки  из данных утверждений были верными.

 

 

 

 

 

2.     «Прогнозирование»

      Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации.

      Такие приёмы, как «Прогнозирование» и «Верные - неверные утверждения» Данные приёмы повышают мотивацию к изучению материала.

 

3.     Дискуссия «Совместный поиск»

       Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является не читательская реакция, а именно обмен мнениями. Т.е. читатель извлекает из соприкосновения с текстом не только информацию, но и проблему. Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут не заметить. Именно в этом случае может помочь дискуссия "совместный поиск", когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Желательно, чтобы проблемный вопрос для совместного поиска был подготовлен заранее.

      Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это даёт возможность не только чётко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу большую часть класса.

4.      «Ситуация яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.     

5.     «Лови ошибку»

         Объясняя  материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

 

6.     «Кроссворд»

      Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.

 

 

 

7.     «Реставратор»

      Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «повреждённый» преподавателем.

 

8.     «Дерево предсказаний»

      Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

 

9.     «Пословица – поговорка»

      Начинаю урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока. Например:

Вставьте в пословицы пропущенные слова.

… раз отмерь - … отрежь.

Не имей … рублей, а имей … друзей.

… ум хорошо, а … ума лучше.

      Подумайте, на какой вопрос они отвечают и что обозначают. После чего определяем тему урока.

10. «Опрос по цепочке»

      Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся. Приём применим в случае, когда предполагается развёрнутый, логически связный ответ.

11.  «Тройка»

      К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

12.  «Инсерт» (чтение с пометами)

      Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

13. «Кластер»

      Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

14. «Синквейн» (нерифмованный стих)

      Один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке.

В каждой строке задаётся набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

 

15. «Подари доброе словечко»

16.  «Рефлексия»

      Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. Однако, большинство ученых-психологов и педагогов, отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия. Например, Эссе – это произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему и имеющее субъективную трактовку.

 

 

17.  Домашнее задание

      Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания: творческая работа; подготовка иллюстраций к литературным произведениям; продолжение неоконченных произведений; составление вопросника к зачёту по теме; составление опорных таблиц; презентации (обзор героев произведения, биография писателя).

      Такие домашние задания помогают избегать однообразия. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя.  Такая деятельность даёт возможность каждому ребёнку проявить заложенное в нём   от природы творческое начало.

      На уроках литературы с помощью фонотеки слушаем живой голос поэтов и писателей, фрагменты из некоторых произведений, звучание музыкальных инструментов.

      Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объём школьного учебника

      Я считаю, чтобы учащийся овладел всеми необходимыми коммуникативными навыками, что очень важно по программе ФГОС, прежде всего ребёнку нужно привить любовь к чтению. К.Д.Ушинский говорил: «Без развития интереса к чтению нельзя добиться высокой культуры». В любые времена учитель был, есть и будет ключевой фигурой, активным участником всех инновационных начинаний, ведущих к успеху и знаниям.

 

     

 


 

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы

Сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания

Сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания

Что я применяю в своей практике:

Что я применяю в своей практике:

Прогнозирование» Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации

Прогнозирование» Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации

Реставратор» Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «повреждённый» преподавателем

Реставратор» Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «повреждённый» преподавателем

Вопрос. 1. «Кластер»

Вопрос. 1. «Кластер»

Подари доброе словечко» 2

Подари доброе словечко» 2

Домашнее задание Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания: творческая работа; подготовка иллюстраций к литературным произведениям; продолжение неоконченных произведений;…

Домашнее задание Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания: творческая работа; подготовка иллюстраций к литературным произведениям; продолжение неоконченных произведений;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2020