«Реализация ФГОС НОО как условие повышения мотивации учащихся к учёбе».
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности универсальных учебных действий. Именно
сформированность мотивации, как одного из видов универсальных учебных
действий даёт учащимся возможность для саморазвития и
самосовершенствования.
Формирование мотивации – это надежный путь повышения качества современного образования, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как «научить детей учиться»
Однако учителя знают, что развить необходимые качества личности школьника успешно нельзя, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к этому. К сожалению, в настоящее время, данная проблема как никогда стала актуальной. Дети не стремятся к знаниям, самоустраняются от учебной деятельности, книге предпочитают бездумное просиживание за монитором компьютера или экраном телевизора. Поэтому перед школой стоит не только задача воспитания и развития качеств личности ребёнка, а и задача по формированию и постоянному повышению положительной мотивации к учебной деятельности.
Наверное, нет такого учителя, который не сталкивался бы с ситуацией, когда одни дети охотно работают на уроке, выполняют задания, а какая-то часть учащихся выпадает из учебного процесса урока.
Хорошо, если такие дети, хоть что-то усвоили на уроке. А если нет? С подобной ситуацией столкнулась и я. Появился вопрос и цель: можно ли повысить мотивацию, вовлечь ребёнка в работу без принуждения?
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнять, а свеча, которую нужно зажечь!
Дети работают на уроках с полной отдачей тогда, когда понимают, зачем они это делают. Развивая мотивацию можно добиться улучшения учебной деятельности в любом классе с любым уровнем подготовленности детей. Проблема мотивации исследовалась и исследуется достаточно широко отечественными П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. И. Чирков и др. так и зарубежными Д. Берлайн, К. Левин, Д. Макклелланд учёными. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, данную проблему нельзя считать решённой. Пример тому, родители учащихся, которые нередко сетуют на то, что желания учиться, узнавать самостоятельно новое, просто приходить в школу, у их ребёнка нет. В этом заключается актуальность данной проблемы.
А ведь исследования учёных говорят о том, что значение мотивации для успешной учёбы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учёбе и развитии ребёнка.
Один из факторов, влияющий на мотивацию к учебной деятельности младшего школьника – организация самого процесса учения, т. е. использование учителем разнообразных форм работы на уроке и методов, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
В этом то и заключается основная идея, данной проблемы.
С чего же начала я?
Для начала, чтобы повысить интерес к предметам, воспользовалась
проблемно – поисковым методом с опорой на вопросы. На внеклассных занятиях, мною была проведена следующая работа.
Сначала дети рассказывали, кем работают их родители и в чём,
заключается работа родителей. Затем детям предлагалось, работая в
группе, ответить на вопросы: кому нужно обучение в школе? Нужно ли
обучение дворнику? Строителю? Шахтёру? Врачу? Домохозяйке? И т.д. В
результате работы в группах, дети пришли к выводу: образование нужно.
Детям предлагалось дома, вместе с родителями написать небольшую работу,
оформив её в виде проекта, о том, кем работает один из родителей и какие
умения (из школьной программы) нужны ему для работы.
Для некоторых детей это послужило мотивацией, но на этом нельзя было останавливаться, нужно постоянно развивать устойчивый интерес к учебной деятельности.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников я формирую через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:
1. Четверостишия:
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
- Давайте улыбнёмся друг другу!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
2. Отрывки из мультфильмов, музыкальные вставки, видео.
Формированию
учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других
элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования
мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в
ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает,
работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке
русского языка использую игру «Иду в гости». Её можно использовать как в
индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного
времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем
необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей
фишки красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в
гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют
выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя».
Детям эта игра нравится, кроме всего прочего она приучает их к правилам этикета
в гостях.
За время работы я заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно связываю с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Например, на уроке «окружающего мира» ставлю такое проблемное задание по теме: «Термометр»
Почему термометр иногда называют или градусник? Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром? В каком случае водный термометр покажет неверную температуру? Таким образом, дети, решая, данную проблему увлечённо работают на уроке.
Огромное внимание уделяю работе в группах и парах. Эта работа мотивирует учащихся на активную и качественную работу на уроке.
• дети учатся работать в команде
• обсуждают выдвинутые идеи
• координируют версии и приходят к правильному ответу
Дети выполняют проектные и исследовательские работы, которые заставляют ученика глубже и шире рассмотреть ту или иную проблему, таким образом проявить интерес к изучаемому предмету.
Использую синквейн, как одну из форм учебной мотивации.
Он учит осмысленно использовать полученные знания и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк:
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процессе восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному условию знаний учащихся и способствует развитию мотивации.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
На каждом уроке использую приём самооценивания, используя разные формы. Метод анализа конкретной ситуации в сочетании с дидактической игрой, при первоначальном закреплении так же является тем активным методом, который в свою очередь повышает мотивацию к учебной деятельности.
К примеру, возьмём урок русского языка в 4 классе по теме: «Виды второстепенных членов предложения». После открытия обучающимися нового знания, предлагаю классу поиграть в игру «Найди своё место». Каждый ребёнок получает карточку, на которой описан один из признаков таких второстепенных членов предложения как определение, дополнение и обстоятельство. Задача детей: объединится в группы по признакам, т. е. найти своё место. Дети, анализируя конкретную ситуацию, начинают самостоятельно действовать, безучастных не остаётся, так как каждый получил карточку и чёткое, конкретное задание. При таком виде деятельности на уроке, возникающие трудности можно решить, обращаясь за помощью к любому однокласснику, поэтому дети, испытывающие затруднения получают возможность побывать в ситуации успеха.
Деловая игра так же является методом организации активной работы с учащимися. К примеру, возьмём игру «Вертушка», которая удачно проходит на уроках обобщения пройденного по разделу. Разбившись на группы, школьники получают такое задание, которое после выполнения необходимо передать для дополнений одноклассникам другой группы. В конце концов, выполненное задание должно вернуться к тем ребятам, которые его выполняли первыми.
Результаты работы по повышению учебной мотивации не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счёту, письму. Однако, как показывает практический опыт, постепенно положительные результаты заметны и заключаются они в способности выполнять такие виды деятельности, к которым раньше ребёнок не проявлял интереса. Используя различные приёмы, для повышения мотивации учащихся заключается новизна данной проблемы.
Результативность моего опыта: это – повышение интереса к предметам, положительная динамика в качестве знаний, победы и призёрство в различных конкурсах и исследовательских работах.
В своей работе я широко использую интернет – технологии. Мои ученики с большим удовольствием участвуют в различных конкурсах всероссийского, республиканского, муниципального и школьного уровней.
Также мои дети участвуют в школьных предметных олимпиадах и конкурсах, занимая призовые места.
Вывод: таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Маркова А.К. «Формирование мотивации учения» Книга для учителя. Москва «Просвещение» 1990 год.
3. Матюхина М.В. « Мотивация младших школьников» Просвещение 1984год.
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.