РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МБОУ Новомеловатская СОШ
учитель начальных классов, ВКК
Каплина Любовь Павловна
Обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования. Широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно ориентированного обучения в школе?
Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.
Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей.
В-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.
Признание ученика главной действующей фигурой составляет, по-моему, суть личностно ориентированной педагогики.
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Не случайно в современное время использование элементов личностно ориентированного обучения становится наиболее актуальным (значимым).
Уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию. Размываются стандартные части урока: опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.
Л.В. Занков в книге «Обучение и развитие» идею оптимального развития школьников связал с дидактическими принципами. Основные принципы:
- высокий уровень трудности.
- ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ;
- продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях;
- осознание школьниками хода умственных действий;
- воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы;
- гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе. (Учебный процесс строится в доверительной атмосфере сотворчества ученика и учителя.)
- развитие каждого учащегося класса.
В основе занятий в школе, по Занкову, должно быть непринужденное общение учителя с учащимися. А, между прочим, этот совет использовали ещё в афинских школах в V веке до нашей эры.
В 60-80 гг. была разработана концепция развивающего обучения школьников под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. В.В.Давыдов в книге «Проблемы развивающего обучения» изложил психолого-педагогические основания развивающего обучения и отметил, что «задачам школьной реформы соответствует лишь такая теория, которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности ребенка».
Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на развитии теоретического мышления школьников.
Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия. Основные принципы мышления:
- дедукция на основе содержательных обобщений;
- содержательный анализ;
- содержательное абстрагирование;
- теоретическое содержательное обобщение;
- восхождение от абстрактного к конкретному;
- содержательная рефлексия.
Цель учителя - вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании. Благодаря творчеству учителей-новаторов к началу 90-х годов прошлого столетия стали популярными технологии В.Ф. Шаталова, Н.П. Гузика, И.М. Чередова, С.Н. Лысенковой и другие. Особенно мне понравились две технологии, в которых развитие творческих способностей, самостоятельного мышления является целью, это: технология выявления и развития творческих способностей И.П. Волкова; технология развития технического творчества (ТРИЗ - теория решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера.
Волков Игорь Павлович - педагог-новатор из города Реутова Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству.
Игорь Павлович убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспособляемость к делу. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Если создать благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня.
Игорь Павлович Волков ставил две важные цели:
- выявить, учесть и развить творческие способности;
- фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Альтшуллер Генрих Саулович - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Основные цели, которые ставит Генрих Саулович Альтшуллер:
- обучить творческой деятельности;
- ознакомить с приемами творческого воображения;
- научить решать изобретательские задачи.
В методике по Альтшуллеру имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.
К коллективным приемам относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.
Мозговая атака, как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи, был предложен А.В. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода - категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.
Я думаю, что за технологией ТРИЗ Г.С. Альтшуллера - будущее.
Сколько существует школа вообще, столько лучшие умы решают проблему - как учить, чему учить, что развивать. Мне понравились многие мысли, высказанные выдающимися людьми, жившими в разные эпохи. Что объединяет этих великих педагогов, это идея развивающего обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды: “Опыты” Монтеня, “Великая дидактика” Коменского, “Эмиль, или О воспитании” Руссо, «Лебединая песня» Песталоцци и другие.
Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит в основном теоретический характер, то, например, Коменский и Руссо в своих трудах дают уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и когда преподавать и чему учить.
Литература
1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.
2. Левитес Д.Г. Практика обучения современным образовательным технологиям. - М., 1998.
3. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография / В.В. Сериков - Волгоград: Перемена. 1994. – 152 с.
4. Степанов Е.Н. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.