Реализация принципа наглядности
в обучении музыканта-исполнителя
Автор: Кузнецова Надежда Александровна
преподаватель по классу домры
МБУ ДО «Детская школа искусств»
В педагогике одним из важнейших принципов дидактики является принцип наглядности, предполагающий учет закономерных связей между чувственным и рациональным (логическим) познанием, между познанием и практикой. Именно связь принципа наглядности с реальным опытом, чувственным ощущением и обусловило его ведущее положение в ней. Широкое применение нашел он и в музыкальной педагогике. Музыкальное творчество специфично, так как опирается на особую форму отражения действительности. Процесс художественного познания мира оперирует наглядно-образной формой мышления, где понятия, суждения выступают в эмоциональной сфере как мысль-образ. Мышление в художественной деятельности носит эмоциональный характер, здесь присутствует эмоциональная форма мышления. Специфика музыки диктует такие средства обучения, которые максимально использовали бы звуковую наглядность. Итак, рассмотрим случаи реализации принципа наглядности.
а) Самым традиционным, простым, гибким, дидактически универсальным средством наглядного воздействия в занятиях музыкой является показ педагога. Ему эквивалентны видеозаписи, концерты выдающихся исполнителей. Творческий процесс музыканта-исполнителя – это сложная, многослойная система, включающая целый комплекс задач и умений (звуковая сторона, темпо-ритм, форма, исполнительская воля). Отсюда степень наглядности может быть различной, в зависимости от той цели, на которой акцентирует свое внимание педагог на уроке. Что дает показ?
Во-первых, он служит созданию реальной звуковой картины, помогает проникнуть в суть исполняемого произведения.
Во-вторых, помогает преодолению недочетов ученического исполнения, создает эталонное звучание данной фразы, куска, всей пьесы Педагог может имитировать неправильное исполнение ученика, для того, чтобы он сам себя услышал со стороны и с помощью слуховых представлений, тщательного слухового контроля сумел оценить то, что звучит в реальности. Показ является инструментом слуховой коррекции.
В-третьих, показ воздействует на ученика зрительно, помогает ему уяснить сам процесс исполнения, какие-то его моменты приспособления к инструменту, помогает корректировке игрового аппарата. Музыкальное исполнительство сходно с другими визуальными искусствами; показ музыканта – педагога напоминает занятия режиссера с актером, балетмейстера - с танцовщиком, только у музыканта пластика - не цель, а средство общения с инструментом. Передача музыкального представления требует определенных целесообразных движений (образы раздумья выражаются в движениях сосредоточенных, пластически более строгих, нежели в пьесах более эмоциональных, подвижных, темповых). Мелкая техника требует более экономных движений, чем крупная (скачки, быстрое перемещение по грифу или клавиатуре).
В-четвертых, показ касается и нравственно-этических проблем педагогики, так как обучение, особенно в искусстве, есть один из видов познания жизни и мира и воздействия на него. Итак, показ (полный или частичный) является важнейшим средством воздействия, поэтому педагог должен владеть этой формой наглядности в совершенстве. Реальный, качественный показ – это символ профессиональной состоятельности педагога.
б) В отличие от реального показа существует показ воображаемый, где используются поэтические сравнения, метафоры, образные ассоциации, аналогии с живописью, музыкой, литературой. В некоторых случаях педагог пользуется такими сравнениями, чтобы разбудить воображение ученика, натолкнуть его на необходимое звучание, предоставить ему большую самостоятельность в поиске этого звучания, так как опыт, добытый своими усилиями, не менее ценен для ученика, а иногда и более необходим, так как пробуждает в нем творческое начало. Использование образных ассоциаций – это главное средство воздействия на ученика, с целью глубокого и всестороннего проникновения в музыкальный образ исполняемого произведения.
в) Наряду с показом, ассоциативной формой наглядности, применяется и такая форма, которая помогла бы ученику физически почувствовать то или иное игровое движение, ощутить работу мышц, почувствовать момент взятия того или иного звука. Особенно трудно передать это верное физическое ощущение начинающему инструменталисту. Говоря о том или ином приеме игры, нужно быть очень точным в словесном определении. В процессе работы с учеником педагог «лепит» его руку, ведет его пальцы, добиваясь верных ощущений в прикосновении к струне, что сразу отражается на качестве звучания. Здесь часто помогает простой показ с рук педагога.
Метод физических ощущений имеет свое продолжение в воссоздании нужных ощущений при помощи воображения. Здесь важно найти нужные ассоциации с привычными для ученика движениями. Например, при работе над тремоло на струне «вибрируй легко, не дави, тремолируй с той же частотой, как будто ты что-то стираешь ластиком на бумаге». Или – «положи правильно и удобно правую руку с медиатором на стол и теперь с тем же ощущением перенеси ее на струны».
г) В комплексе средств воздействия на учащегося несомненна роль жеста. Жестикуляция, дирижирование используются педагогом столь же часто, как и показ на инструменте. Нужно развивать у ученика мысленное дирижирование, ибо это пробуждает в нем активность, волю, организует его сознание.
д) К ассоциативной форме наглядности близка идея вокальности. Для музыканта важно уметь «петь» на инструменте. Певучесть исполнения помогает добиваться внутреннего переживания вокальной напряженности и упругости интервалов музыкального материала. Это особенно важно в исполнении кантилены. При исполнении и слушании музыки ее мелодия внутренне поется учеником, что способствует развитию его внутреннего музыкального слуха. Поэтому связь с вокальным интонированием в работе над мелодической фразой ясна и необходима.
е) К ассоциативным формам наглядности относится и «инструментовка от слуха», к которой часто обращаются опытные педагоги, где звучание того или иного эпизода сравнивается со звучанием различных инструментов (подражание звуку балалайки, контрабаса, гуслей, скрипки). Принцип оркестрового слышания - важный момент в обучении музыканта.
Итак, опыт показывает, что в обучении музыканта принцип наглядности играет решающую роль. Его выражение может быть различно: либо он реализуется в конкретно-чувственной форме, либо в ассоциативной. К первой относится полный или частичный показ, воссоздание физических или психологических ощущений исполнительского процесса, искусство жеста, движения. В роли наглядного пособия могут выступать видеозаписи, произведения искусств. Ко вторым ассоциативным формам принадлежат образные сравнения, представления, рожденные воображением, а также на основе словесных описаний. Следует подчеркнуть роль воображения, творческой фантазии в осуществлении данных форм наглядности: воображаемый показ, инструментовка, вокализация, воссоздание физических ощущений по памяти, по аналогии, внутренний слух ,мысленное «дирижирование» Если ассоциативные формы связаны с внутренним переживанием, то реальные формы наглядности могут существовать только благодаря внешнему источнику, внешнему импульсу. И здесь в качестве такого выступает педагог, артист (концерт), видеозапись, киносъемка. Но даже самые совершенные средства не могут заменить «живого» показа, педагогического вмешательства, особенно в работе с учеником в музыкальной школе. Использование форм наглядности диктуется конкретными обстоятельствами; ученик сам подсказывает, как с ним заниматься, нужно лишь внимательнее прислушиваться к нему. И лишь комплексное использование всех способов, методов, форм наглядность способно принести успех.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.