Реализация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

  • Педсоветы
  • docx
  • 26.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одна из целей ФГОС - это развитие личности школьника и его творческих способ-ностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно. В условиях реализации ФГОС актуальными становятся и задачи воспитания личности, ко-торые помогут адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира и находить решения в любых ситуациях. Одним из средств решения этих задач и является проектная деятельность. Успех нас и наших детей в современном мире во многом зависит от способностей организовать свою жизнь как проект.
Иконка файла материала выступление.docx

Слайд1.Реализация проектной деятельности школьников на уроках технологии

в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

      Особая сфера воспитательной работы –

  ограждение детей, подростков, юношества

                                                                           от одной из самых больших бед – пустоты 

                                                   души, бездуховности…

                                                                      Настоящий человек начинается там,

                                                     где есть святыни души….

 В. Сухомлинский

Вступление

 

Слайд 2. Одна из целей ФГОС  - это развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно.

В условиях реализации ФГОС актуальными становятся и задачи воспитания личности, которые  помогут  адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира и находить решения в любых ситуациях.

Слайд 3. Одним из средств решения этих задач и является  проектная деятельность. Успех нас и наших детей в современном мире во многом зависит от способностей организовать свою жизнь как проект, то есть

v поставить цель,

v наметить план действий,

v задействовать нужные ресурсы

v и в результате провести анализ собственных действий.

            Сегодня в школе есть все возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка с помощью именно проектной технологии.

             Все знают, что   проектная деятельность это такое средство, когда сотрудничают, творят вместе дети и взрослые. При этом учитель выступает в роли организатора детской продуктивной деятельности, источником информации, консультантом и экспертом.

 Ребёнок видит свои результаты и результаты  коллективных действий группы, если это коллективный проект. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, интерес к познанию.

Слайд 4. Это  позволяет педагогу «помогать школьнику  учиться», направлять его познавательную деятельность. Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у них целого комплекса качеств творческой личности:

·        умственной активности;

·        смекалки и изобретательности;

·        стремление и способности добывать новые знания.

Результатом формирования такого комплекса качеств и будет самостоятельно созданный творческий проект.

Основная часть

1. Работа над темой проекта

Я начала применять проектную деятельность с 2010 года.

Занимаясь проектной деятельностью на протяжении уже более 10 лет,  считаю, что самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого консультанта. У учащихся при выполнении проекта возникают свои сложности. В основе проектирования лежит получение новой информации, и это тоже  нужно  организовывать, моделировать.

слайд 5. Из опыта работы по подготовке учащимися проектов пришла к выводу, что учащимся трудно подобрать тему,  намечать цели и задачи;

·        искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;

·        осуществлять и аргументировать выбор проекта;

·        предусмотреть последствия выбора;

·        действовать самостоятельно (без подсказки);

·        сравнивать полученное с требуемым;

·        корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

·        объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат  проектирования  (модель или само изделие и проектную папку)

Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной мной. Самостоятельность определения темы, конечно же,  заслуживает поощрения, но я смотрю, чтобы выбор был обоснованным, продуманным, учитывающим возможности самого школьника, и материально-технической базы. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проектОпыт подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее предпочтителен. Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. Поэтому я с каждым учеником работаю индивидуально, советую сделать то, что ему по душе, что ему хорошо удается. Но это справедливо при двух условиях:

·        если педагог хорошо знает своих учеников

·        и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное, с учетом наличия оборудования, инструментов и материалов, свои возможности как руководителя, консультанта, сроков работы.

Сделала вывод, что разработать проект лучше всего на основе личного опыта и умений учащихся, такая тема будет близка, понятна и интересна.

            Часто ребята задают вопрос, что такое введение в проекте, как написать введение в творческом проекте? Поэтому рассматриваем, что это такое, что сюда входит. В главе Введение творческого проекта обосновывается актуальность выбранной темы проекта, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна.

            Актуальность или обоснование актуальности творческого проекта обязательно и включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов.

 

2. Работа над целью проекта.

Слайд 6. Выбрав тему проекта, рассмотрев актуальность, начинаю работать над целью, т.к. четкая и грамотная формулировка цели творческого проекта очень важна.

Цель творческого проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).

Предлагаю простой план составления цели проекта

1.Выберите одно из слов типа: изготовить, разработать, создать, усовершенствовать, выполнить, научиться выполнять, сшить, нарисовать, вышить, освоить ремесло и др.

2.  Добавьте название проекта

3 Добавьте одну из фраз
- в какой технике будет выполнено, из чего? (например, "изготовление в технике ручной вышивки", "из дерева")
- каково применение изделия? (например, "для украшения интерьера")
- для кого будет предназначено? (например, "для мамы")
- из чего изделие? (например, "из полимерной глины")
- полезность изделия? (например, "которое поможет в борьбе с насекомыми")
- чему или кому посвящено изделие? (например, "посвященное Дню Победы")

·        Изготовить украшение в технике макраме

·        Разработать и изготовить подставку для горячей посуды.

·        Научиться выполнять композицию в технике «Квилинга»

 

3. Работа над задачами  проекта.

 

От указания цели проекта переходим к формулировке конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней в процессе работы над индивидуальным творческим проектом. Цели и задачи проекта идут одним блоком в творческом проекте школьника. Задачи творческого проекта - это все последовательные этапы организации и изготовления изделия с начало до конца.

Слайд 7.Простой план составления задач проекта.
Для того, чтобы определить задачи творческого проекта, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь цели проекта?»

            Обычно, задачи творческой работы перечисляются (научиться..., разработать..., усовершенствовать..., ознакомиться..., освоить..., определить..., выбрать..., подобрать..., провести..., изучить..., развить..., соблюдать..., проанализировать..., закрепить... и т.п.).

Слайд 8 1. Замените ниже слово "Изделие" на название Вашего изделия, слово "Материалы" - на название Ваших материалов.

Изучить историю технологии изготовления изделия;

Изучить технологию моделирования изделия;

Ознакомиться с основным приемом изготовления изделия, деталей изделия;

Ознакомиться с историей создания такого рода изделий.

Разработать план изготовления изделия;

Разработать технологическую карту изготовления изделия (детского развивающего коврика).

Выбрать оригинальную технику изготовления изделия;

Научиться правильно работать с материалами

Освоить технику изготовления изделия

Подобрать необходимые материалы и инструменты;

Произвести экономический расчёт стоимости изделия;

Закрепить знания и умения в технике (вязания) в выполнении изделия;

Составить банк идей по созданию изделия.

 

Работая над основной частью проекта, даю план, который ребёнок старается сначала заполнить самостоятельно, а уже потом корректируем совместно.

Слайд 9 . При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости своей работы, проявляют уровень творчества и оригинальность подходов. Такая защита помогает 

·        выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя,

·        стимулирует формирование  чувства ответственности,

·         вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности,

·        позволяет  делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку,

·        но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.

 Моя задача – объяснить уч-ся основные правила ведения дискуссий и делового общения, признавать право на существование различных точек зрения.

О дате защиты проектов я сообщаю заранее. Также заранее до учеников довожу критерии оценки и порядок проведения защиты.

Оценивание результатов творчества всегда «драматично» и противоречиво, поэтому ближе к объективной оценке будет рейтинговая оценка, включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и оценку учителя.

Но самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию “неуспеха”. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку и самооценку окружающего мира и себя.

Слайд10. Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.

1.      Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта.

2.      Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).

3.      Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.

4.      Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.

Лучшие работы использую как пособия на урокахорганизую выставки технического и  декоративно-прикладного творчества или учащиеся могут использовать свои изделия в личных целях: для украшения дома, подарка родителям и т. д.

Убеждена, что проектная деятельность - дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является затрата учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректной.

             Стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.

      Слайд 11-13

Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалели ни времени, ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий.

            Работы моих учеников стали завоевывать дипломы и грамоты на различных конкурсах и выставках детского творчества. Безусловно, меня радует большое количество дипломов и грамот, полученных детьми за их творчество. Но больше всего меня радуют слова родителей, которые не ожидали, что их дети смогли превратить простой лист бумаги, ткани, клубок ниток  в настоящее произведение искусства. Многие ребята делают полезные для дома вещи. И это радует и самих ребят, и их родителей.

В новом стандарте говорится о том,  что мы должны повышать качество образования через  формирование УУД, а активное включение учащихся в создание проекта  дает нам эту возможность , как никогда. Формировать УУД можно на разных этапах работы над  проектом. Например:

1.При выборе темы проекта, её обоснования  мы формируем регулятивные УУД - это  постановка  цели и учебной задач,  коммуникативные УУД  как обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора.

2. При определении конечного результата,  тоже идёт форимирование регулятивных УУД

прогнозирование результата.

3.Когда идёт обсуждение и составление плана проекта -  коммуникативные УУД   консультация с учителем, обсуждение, Личностные УУД   самоопределение   смыслообразование.

4.  При сборе информации - познавательные УУД:   поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

            Итак, подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен не только для развития обучающихся, но и для повышения их качества образования. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление.

 Слайд 14

 "У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка", - отмечал В.А. Сухомлинский.

 


 

Посмотрите также