Реализация проектной деятельности в начальной школе
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, методов обучения, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.
Одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Зачем это? Какое это? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Метод проектов в настоящее время рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Готовы ли мы, педагоги, использовать весь потенциал проектной технологии? Является ли метод проектов основой повышения качества образовательного процесса? Ответом на эти вопросы стал проект МО учителей начальных классов – «Шесть П». Мы обозначили Проблему, это первое П проекта.
Цель: определить комплекс педагогических условий развития творческих способностей и учебной активности учащихся начальных классов посредством проектной деятельности.
Объект исследования: учебная проектная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: организация проектной деятельности учащихся начальных классов, обеспечивающей развитие творческих способностей и учебной активности школьников.
Гипотеза исследования: рациональное использование проектной деятельности в процессе обучения способствует развитию творческих способностей и учебной активности учащихся начальных классов.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
· определить теоретические предпосылки формирования проектной деятельности учащихся;
· охарактеризовать современную практику формирования проектной деятельности в образовательном процессе;
· обобщить практический опыт использования проектной деятельности в процессе обучения как условие развития творческих способностей и учебной активности младших школьников.
Планирование предстоящей работы – это второе П проекта.
Поиск информации – третье П проекта.
Метод проектов был предложен и разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учениками. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.
Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством Станислава Теофиловича Шацкого работала по проблеме внедрения «Метода проектов» в практику обучения уже начиная с 1905 г. Личный интерес учащегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблему следовало взять из реальной жизни, и она должна быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения требовались как ранее полученные знания, так и те, которые предстояло еще приобрести. Учитель-консультант руководил проектной работой, направляя поиск учеников, подсказывая источники информации.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Чтобы ребёнок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребёнка, а её решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
В педагогике Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Что такое проект для учителя? Проект — это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
Что такое проект для родителей? Поддержание мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности, помощь советом, информацией, проявление заинтересованности. Знание сути проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.
Поэтому только совместная деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.
Существуют различные виды проектов
1. По доминирующему методу или виду деятельности:
Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования).
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видео- фильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.
В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ' и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Практико-ориентированные проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности. Как правило, результат ориентирован на социальные интересы участников проекта (например создание программы действий, направленных на решение выявленных экологических проблем в природе, обществе, разработка справочного материала или словаря, проект зимнего сада ДОУ и т. д.). Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
2. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
3. По продолжительности:
§краткосрочными (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одного предмета или междисциплинарные);
§ средней продолжительности (один-два мес);
§ долгосрочные (до одного года).
При работе над проектом используются следующие этапы:
Погружение в проект.
На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.
Организационный этап.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), распределяются роли: главный редактор, авторы статей, художники.
Информационно-операционный этап.
Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию.
Рефлексивно-оценочный этап.
На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
При выполнении проекта у учащихся формируются
1. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
ü Навыки коллективного планирования.
ü Умение взаимодействовать с любым партнером.
ü Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.
ü Навыки делового партнерского общения.
ü Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
2. Менеджерские умения и навыки:
ü Умение проектировать процесс (изделие).
ü Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
ü Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
ü Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов
3. Коммуникативные умения:
ü Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы.
ü Умение вести дискуссию.
ü Умение отстаивать свою точку зрения.
ü Умение находить компромисс.
ü Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
4. Презентационные умения и навыки:
ü Навыки монологической речи.
ü Умение уверенно держать себя во время выступления.
ü Артистические умения.
ü Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
ü Умение отвечать на незапланированные вопросы.
5. Рефлексивные умения:
ü Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.
ü Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
6. Поисковые (исследовательские) умения:
ü Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
ü Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
ü Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста).
ü Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
ü Умение выдвигать гипотезы.
ü Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт. Это четвертое П проекта.
Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Это пятое П проекта.
Критерии успеха работы над проектом:
— Достигнут конечный результат.
— Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
— Сформирована уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.
— Получено полное и глубокое удовлетворение от сделанного.
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования. Гипотеза, выдвинутая нами, нашла свое подтверждение.
Рефлексия
Составление сиквейна на тему «Метод проектов»
Синквейн – это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Правила построения синквейна
Пример сиквейна на тему «Метод проектов»:
1. Технология
2. Развивающая. Обучающая.
3. Организовать. Взаимодействовать. Реализовать.
4. Вместе – мы сила.
5. Процесс!
Таблица 1. Типы проектов по целевой установке
Тип проекта |
Сущность проекта |
Исследовательский |
Цель: доказательство или опровержение гипотезы проекта. Тип деятельности учащегося - деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями. Формируемая компетентность - мыслительная. Этот вид проекта способствует развитию аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. В ходе проекта потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Продукт: результат исследования, оформленный установленным способом (научные статьи, брошюры, модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации) |
Ролево-игровой |
Цель: вовлечение публики в решение проблемы проекта. Тип деятельности учащегося - деятельность, связанная с групповой коммуникацией. Формируемая компетентность – коммуникативная. Чтобы добиться цели проекта, придётся не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать её интересной для всех. Продукт - разработка сценария и проведение мероприятий (игры, состязания, викторины, экскурсии) |
Информационный |
Цель: сбор, оформление и представление информации. Тип деятельности учащегося - деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников, общение с людьми, как источниками информации. Формируемая компетентность - информационная. Данный проект требует навыков работы с информацией. Конечно, в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. Продукт: брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, опубликованные на бумажных или электронных носителях, размещённые в сети Интернет. |
Творческий |
Цель: развитие творческих способностей, привлечение интереса публики к проблеме проекта Тип деятельности учащегося - творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики. Формируемая компетентность - коммуникативная. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями). Продукт: создание произведений искусства различных жанров (литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства) или проведение творческих мероприятий. |
Практико- ориентированный |
Цель: совершенствование практических предметных умений и навыков, решение практических задач. Тип деятельности учащегося - практическая деятельность в определённой учебно-предметной области. Формируемая компетентность - деятельностная. Продукт: материальный (учебные пособия, макеты, модели, раздаточный материал, тексты проверочных и тестовых работ, словарь терминов, исторический атлас, инструкции, памятки, рекомендации). |
Таблица 2. Типы проектов по комплексности
Тип проекта |
Сущность проекта |
Монопредметный |
Проект в рамках одного учебного предмета |
Межпредметный |
Проект по двум и более предметам |
Надпредметный |
Проект, выходящий за рамки школьных предметов, носит характер исследования и используется как дополнение к урочной деятельности |
Таблица 3. Типы проектов по срокам реализации
Тип проекта |
Сущность проекта |
Минипроекты |
Укладываются в один урок или даже его часть |
Краткосрочные |
В рамках 4-6 уроков |
Средней продолжительности |
Недельные, требующие 30-40 часов, предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы
|
Долгосрочные |
Выполняются, как правило, во внеурочное время в течение длительного времени (полгода или год) |
Таблица 4. Типы проектов по составу участников
Тип проектов |
Преимущества |
Недостатки |
Коллективные (групповые, парные) |
Формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели. Проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне. Групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удаётся. Совместная работа даёт возможность обогащаться опытом других участников. |
Даёт возможность отдельным учащимся не проявлять активность, а «выезжать» за счёт более ответственных участников группы. Нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы. У отдельных участников не в полной мере формируется ответственность за ход и результат работы группы. Труднее организовать и координировать работу. Труднее оценить вклад каждого члена группы. |
Индивидуальные |
Автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы. Развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность. Тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора. Ход работы и её результат зависят только от автора проекта. Итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора. |
Не вырабатывается опыт группового сотрудничества. Нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы. Работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта. |
Таблица 5. Этапы работы над проектом
Этапы |
Виды работ |
|
I этап Разработка проектного замысла |
Проблематизация |
Вопрос, затруднение, требующие разрешения. Определение темы. |
Целеполагание |
Ожидаемый результат (проектный продукт) |
|
Планирование |
Задачи, которые нужно решить. Способы, которыми будут решаться задачи. График – порядок и сроки выполнения поставленных задач. |
|
II этап Реализация проектного замысла |
Реализация |
Выполнение запланированной работы. Консультирование у руководителя. Подготовка к защите проекта. |
III этап Подведение итогов проекта |
Презентация |
Представление способа решения проблемы и проектного продукта. |
Рефлексия |
Самооценка. Взаимооценка. |
Обмен опытом
В ходе работы по внедрению проектной деятельности младших школьников проведён полный анализ УМК "Школа России", составлен план проектной деятельности с 1 по 4 класс с определением тем и типов проектов по каждому предмету, что позволяет проводить данную работу в системе, и дает положительную динамику.
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Русский язык |
«Жили – были буквы», «Сказочная страничка» |
«И в шутку, и всерьёз», «В словари за частями речи» |
«Рассказ о слове», «Тайна имена» |
«Говорите правильно», «Пословицы и поговорки» |
Литературное чтение |
|
«О чем может рассказать школьная библиотека», «Мой любимый писатель» |
«Сочиняем волшебную сказку», «Времена года в стихах» |
«Календарь исторических событий», «Они защищали Родину» |
Математика |
|
«Оригами», «Узоры и орнаменты на посуде» |
«Сочиняем математическую сказку», «Задачи-расчеты» |
«Числа вокруг нас», «Объемные фигуры» |
Окружающий мир |
«Моя школа», «Мои домашние питомцы» |
«Моя родословная», «Города России» |
«Кто нас защищает», «Музей путешествий» |
«Моя малая Родина», «Достопримечатель ности родного края» |
Так как проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то успех работы над проектом во многом зависит от того, как чётко будет организован первый этап работы над проектом: разработка проектного замысла и определение этапов работы над проектом: проблематизация, определение темы, целеполагание, обсуждение продукта, постановка задач, разработка плана деятельности. Поэтому перед тем, как начать работу над первым проектом, мы знакомим учащихся с понятием «проект» и этапами работы над ним, используя приём "Строим дом, в котором живёт проект".
Он помогает обучающимся в дальнейшем оперировать понятиями, используемыми в проектной деятельности и составлять план работы над проектом.
Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности,
является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе учащиеся показывают на Районном конкурсе исследовательских и творческих проектов «Росток».
Год |
Учащийся |
Класс |
Название проекта |
Место |
2019-20 |
Петров Камил |
1 |
Божественный напиток (чай) |
1 |
Буторова Любовь |
3 |
Тайна имени моей сестры |
3 |
|
2018-19 |
Буторова Любовь |
2 |
Как на грядке появился томат |
3 |
Голубев Тимофей |
2 |
ЗаМурчательный мир кошек |
участник |
|
Будаева Юлия |
2 |
Слайм |
3 |
|
Буторова Вероника |
3 |
О вершках и корешках |
участник |
|
2017-18 |
Буторова Вероника |
2 |
Поделки из подручного материала |
участник |
Петров Кирилл |
4 |
Любимое лакомство Хоттабыча |
1 |
|
Ахметов Константин |
4 |
Энциклопедия Сатурна |
3 |
|
Романова Арина |
4 |
История одной улицы моего посёлка |
3 |
Так же учащиеся начальных классов принимают участие в Районном заочном конкурсе проектов по профориентации.
Год |
Тема проектов |
Учащийся |
Класс |
Место |
2019-20 |
Кем я хочу стать в будущем |
Петров Камил |
2 |
1 |
Мамедова Арина |
2 |
участник |
||
Шарпов Михаил |
2 |
участник |
||
Голубев Тимофей |
4 |
1 |
||
2018-19 |
Профессии будущего |
Буторова Любовь |
2 |
участник |
Казакова Лиля |
4 |
3 |
||
Кустова Екатерина |
4 |
участник |
||
2017-18 |
Профессия моей бабушки |
Казакова Лиля |
2 |
1 |
Золтуева Александра |
4 |
1 |
||
Сусев Захар |
4 |
участник |
Статистика конкурса «Росток»
Статистика конкурса по профориентации
РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
1. Отметить положительный опыт учителей по применению метода проектов в учебном процессе.
2. Рекомендовать всем учителям-предметникам использовать методы проектной технологии для повышения качества знаний обучающихся.
3. Активизировать работу с учащимися по участию их в проектной деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.