«Реализация современных образовательных технологий на уроках математики».
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

«Реализация современных образовательных технологий на уроках математики».

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
docx
14.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

фестиваль по матем.docx

Мастер-класс на тему:

«Реализация современных образовательных технологий на уроках математики»

Цель: распространение опыта работы учителя начальных классов по использованию современных образовательных технологий на уроках математики с учётом требований ФГОС второго поколения

Задачи: раскрытие значения современных образовательных технологий;

повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Тарабарина Елена Петровна. Мне приятно видеть вас в этой аудитории.

Свое выступление я хочу начать со слов  Л.Н.Толстого

 «Если ученик в школе не научился

сам ничего творить, то в жизни он будет только копировать» 

Основа федерального государственного образовательного стандарта общего образования -  развитие личности ученика.

Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.

Что же такое педагогическая технология?

·         Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

·         Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

·         Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

На ступени начального общего образования предмет математика является основой развития у учащихся познавательных универсальных действий.

Как же сделать каждый урок математики радостным и интересным?

Как активизировать деятельность учеников?

Как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

       Эти задачи наверняка, ставит перед собой каждый учитель.

А для этого необходимы два условия: творческий подход к делу со стороны учителя и интерес к изучаемому предмету со стороны учащихся.  Решению этих задач  помогает использование различных образовательных технологий. 

              Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.

Перед нами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

·         Информационно – коммуникационная технология

·         Технология развития критического мышления

·         Информационно – коммуникационная технология

·         Технология развития критического мышления

·         Проектная технология

·         Технология развивающего обучения

·         Здоровьесберегающие технологии

·         Технология проблемного обучения

·         Игровые технологии

·         Модульная технология

·         Технология мастерских

·         Кейс – технология

·         Технология интегрированного обучения

·         Педагогика сотрудничества.

·         Технологии уровневой дифференциации

·         Групповые технологии.

       Для того чтобы материал способствовал развитию у ребенка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно

мыслить, в своей практике я применяю «Игровые технологии».

С приходом ребенка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом деятельности становится учение, а не игра.

Но игра, как сказал В.А.Сухомлинский, «- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, (понятий об окружающем мире). Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Именно игра помогает ребенку пережить период адаптации. Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают мышление, фантазию. То есть, игра – это некий мостик между детским садом и школой. Но чтобы этот мостик стал помощником, научившим ребенка учиться, он должен быть ярким, интересным, увлекательным, незабываемым, как радуга.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

·         Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

·         Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

·         Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в игре позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

·         стимулируется познавательная деятельность

·         активизируется мыслительная деятельность

·         самопроизвольно запоминаются сведения

·         формируется ассоциативное запоминание

·         усиливается мотивация к изучению предмета

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

Сегодня  я поделюсь опытом использования конкретных игр на уроках математики в 1 и 2 классах. Игры, которые я использую на уроках, отобраны по разделам программы и я постаралась распределить их по характеру познавательной деятельности. С помощью игр я решаю различные образовательные задачи.

Например, в подготовительный период при изучении раздела «Сравнение предметов по различным признакам», я использую игру «Составим букет». Учащиеся учатся различать понятия «большой-маленький», «выше-ниже»; умения различать предметы по цвету, форме, расположению. Эту игру я провожу со всем классом, каждый ученик принимает активное участие в ней.

«Составим букет»

Дидактическая цель: выявление простейших числовых представлений у учащихся, умения различать предметы по цвету, форме, расположению и размеру.

 «Построим аквариум для рыбок»

Дидактическая цель: формирование числовых и пространственных представлений, понятий «столько же», «сколько».

 «Геометрическая мозаика»

Дидактическая цель: уточнить представление о простейших геометрических фигурах, усвоить понятия «вверху», «слева», «справа», «между», «рядом»; учить классифицировать фигуры по одному или нескольким признакам.

 «По грибы – по ягоды»

При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка», я использую прежде всего такие игры, с помощью которых учащиеся осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяю игру «Составим поезд» (1 вариант).

С помощью этой игры, ребята понимают, что каждое следующее число образуется путём прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее число получается путём вычитания единицы из предыдущего. Эту игру можно использовать на этапе объяснения нового материала.

«Составим поезд»

Дидактическая цель: познакомить ребят с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

 «Домино»

Дидактическая цель: учить устанавливать соответствие между числом и цифрой.

 «Составим поезд»

 «Звёздное небо»

На доске изображение звёздного неба. Учитель предлагает посчитать звёзды на небе. Налетела тучка и закрыла звёзды. Затем тучку отодвигает и спрашивает: «А сколько теперь звёзд» и т.д.

«Угадай»

Учащиеся угадывают, какое число стоит между двумя другими. Например: «Мой сосед справа . . ., мой сосед слева . . .». Кто живёт в домике справ, слева?

«Лыжная эстафета»

На доске изображена лыжня (плакат с прорезями), отдельно набор пронумерованных зверей. Они проводят лыжную эстафету. Надо расставит зверей по порядку номеров, назвать, кто едет последним, первым, между, перед, после и т.д.

«Помоги числам занять свои места»

1 вариант

Учитель расставляет числа от 0 до 9 в беспорядке и обращается к учащимся: «Цифры заблудились, помогите им занять свои места». Учащиеся расставляют числа по порядку.

2 вариант

Учитель раздаёт учащимся карточки с числами первого десятка. По сигналу: «Числа, стройся по порядку!». Учащиеся строятся по порядку, начиная с наименьшего числа или с наибольшего числа.

В разделе «Сложение и вычитание в пределах 10» я использую сюжетно-ролевые игры и игры-упражнения. Это обусловлено задачей формирования навыков сложения и вычитания в пределах 10. На этапе объяснения нового материала применяла игру «Составим поезд». Учащиеся осмысливают приёмы сложения и вычитания 1,2,3,4 . . . После изучения при1мов сложения в пределах 10, на уроках закрепления мы играем в игры «Зоопарк» и «Неуклюжий медвежонок».

«Зоопарк»

Каждый ученик получает конверт, где находятся клетки и примеры, написанные на фигурках животных. Учащиеся решают примеры и распределяют животных по клеткам. (номер клетки-ответ примера).

 «Посади бабочку на цветок»

Дидактическая цель: закреплять приёмы сложения и вычитания в пределах 20.
На доске цветы, на лепестках записаны числа. У учащихся бабочки с примерами. Надо прикрепить бабочку на нужный цветок. Можно играть по командам.

Сложение и вычитание в пределах 100 наиболее сложный раздел программы, поэтому с целью формирования вычислительных навыков мы играем в такие игры как «Зоопарк», «Математический футбол», «Точно по курсу» и многие другие.

«Математический футбол»

На доске слева и справа размещаются рисунки ворот, ниже карточки с примерами и между воротами карточки с числами. Ученик должен взять мяч, ударить по воротам (решить пример) и перенести мяч к числу, т.е. к ответу.

В игре поочерёдно участвуют игроки каждой команды. Выигрывает та команда, которая не допустила ни одной ошибки и забила     в ворота голы.

«Точно по курсу»

Для развития пространственного представления, воображения, конструктивного мышления, комбинаторных способностей, сообразительности, смекалки, находчивости, целенаправленности в решении практических и интеллектуальных задач, я использую в работе такие игры, как «Танграмм», «Колумбово яйцо» и другие.

А сейчас я предлагаю вам  поиграть в одну из игр, которую я применяю на уроках математики. Игра «Построим аквариум для рыбок».

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, для достижения положительных результатов необходима системная работа по использованию современных педагогических технологий и их элементов.

Закончить свое выступление я хотела словами Конфуция 

 «Учитель и ученики растут вместе».

Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Благодарю Вас за внимание.

 

 

 

 

Используемая литература.

1. А.А.Столяр «Давай поиграем» Москва «Просвещение» 1991 г.

2. В.Волина «Праздник числа. Занимательная математика».

3. О.М.Дьяченко «Чего на свете не бывает» Москва «Просвещение».

4. Т.К.Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике» 1-2 класс. Москва «Просвещение, 1996 г.

5. Е.В.Сербина «Математика для малышей» Москва «Просвещение».

6. М.И.Моро, Н.Ф.Вапняр «Карточки с математическими заданиями и играми», 1–3 классы. Москва «Просвещение».

7. Журналы «Начальная школа».

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

«Построим аквариум для рыбок»

Дидактическая цель: формирование числовых и пространственных представлений, понятий «столько же», «сколько».

Учащимся (педагогам) предлагается выложить из полосок бумаги аквариум. Опустить в аквариум сначала большие рыбки, затем маленькие. Учащиеся (педагоги) должны сосчитать сколько больших рыбок, сколько маленьких, сколько красных, сколько жёлтых. Одна рыбка (большая) плывёт слева направо, справа налево, снизу вверх. сверху вниз .

(У каждой команды есть золотая рыбка, на ней они пишут свои пожелания коллегам).

 

скачать по прямой ссылке