"РЕАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ГЕОГРАФИИ" выступление на Методическом объединении кафедры ЕМЦ

  • Педсоветы
  • doc
  • 07.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания. Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. «Краеведение» – учебный интегрированный курс, который дополняет общеобразовательные учебные предметы «История Казахстана», «Казахский язык и литература», «География», «Музыка» и способствует изучению истории, природы, культуры родного края. Целью курса является формирование знаний о географических, исторических, культурных, природных и других факторах, характеризующих в комплексе формирование и развитие родного края; воспитание чувства любви к родному краю, бережного отношения к окружающей природе. Задачи:  расширение, углубление знаний и навыков, полученных на занятиях по истории Казахстана, географии, казахской литературе и музыке;  формирование знаний об основных этапах и особенностях исторического процесса на территории родного края с древности до наших дней;  расширение знаний о природных богатствах, об исторических памятниках и объектах культуры родного края;  расширение круга знаний о традиционных ремёслах, культурном и литературном наследии края и людях, являющихся гордостью региона;  воспитание чувства уважения к уникальности природы, истории и культуры родного края; ответственного отношения за её сохранность. Нормативное обеспечение Программная статья Президента РК Н.А. Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» - 2017 г.: «Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба» Специфика предметов естественного цикла (естествознание и география) позволяет широко использовать плавное внедрение регионального компонента в учебный процесс. География является единственным естественно-общественным предметом, охватывающим практически все аспекты жизни на Земле: изучает природу, хозяйство, население, регионы, страны. Наука эта так же прекрасна и разнообразна, как жизнь на планете. Я считаю, что именно с помощью географии можно сильно влиять на моральное становление растущего человека. Тем более что все более актуальным для нашей эпохи является ослабление любви к ближнему, родному краю, Родине. Множество явлений окружающей природы хорошо знакомо учащимся из повседневной жизни. Поэтому географические понятия, которые они усваивают на примере родного края, оказываются наиболее убедительными, легко запоминающимися. Связь с природным окружением придаёт практическую направленность преподаванию: у детей вырабатываются навыки поведения в природе, наблюдательность, появляется интерес к экологическим и народнохозяйственным проблемам. Внедряя в учебный процесс региональный компонент, необходимо связывать изучаемые темы с особенностями нашего региона. Природа своей местности – это та «учебная лаборатория», которая нужна географу в той же степени, как физику или химику – школьная лаборатория по их предметам. Конечно, виды деятельности школьников будут отличаться от традиционных, и направлены, в первую очередь, на развитие творческих способностей. К примеру, это составление «Визитной карточки» своего края, разработка туристских маршрутов, электронная энциклопедия «Мой край родной». Успешно можно внедрять элементы краеведения на факультативных и прикладных курсах. Например, при знакомстве с темами «Легенды и сказания родного края», «Топонимы – свидетели времён минувших (история края в названиях на географической карте)», «Одна страна – одна судьба» (этносы родного края), «Экспонаты заговорили» - посещение краеведческого музея, «Симфония родного края» - география в песнях, «Мой край родной в стихах и прозе», «Хранители культурно-исторических традиций: народные ремёсла края», «Туристские маршруты», «Флора и фауна родного края», «Визитная карточка моего края - разработка краеведческой базы данных». Изучение элементов из предложенных тем позволит учащимся узнать, что значат названия местности, городов, рек, озер, гор. Вызовет стремление уметь объяснять историю появления этих названий. Обучаемые будут не только знать легенды и сказания о родном крае, но и смогут анализировать смысл и значение легенд и сказаний, сознавать значение исторического и культурного наследия прошлых поколений. Не только познакомятся с традиционными ремёслами своего края, а также узнают имена мастеров, внёсших вклад в возрождение и развитие наследия традиционной художественной культуры края, смогут гордиться своими земляками. Изучая тему «Население Земли», и усвоив программный материал по предмету (знать особенности формирования населения), расширят и углубят свои знания в данной области с учётом краеведческого компонента, научатся с уважением воспринимать обычаи и традиции народов края, что немаловажно для формирования социальной культуры. Экскурсия – это основная форма изучения своего родного края. Именно во время экскурсий учащиеся получают образные и содержательные представления, необходимые для создания многих географических понятий. Например, экскурсия по родному краю с целью изучения ландшафта местности поможет учащимся составить представление о том, что такое туристские маршруты, приобрести первоначальные навыки разработки туристских маршрутов. Изучая флору и фауну, необходимо обратить внимание на растительный мир нашего региона, характерных представителей животного мира, не только знать, что такое Красная книга, но и какие животные, обитающие в регионе, попали в Красную книгу. Учебно-познавательные работы в природе в целом направлены на формирование экологических знаний учащихся. Школьники должны твёрдо усвоить, что все типы местных природных комплексов с естественной взаимосвязью – это, прежде всего системы со сложившимся природным равновесием, что интенсивное использование ресурсов природы должно сочетаться с охраной её защитных механизмов. В своих записях школьники фиксируют случаи необдуманного вмешательства человека в природу, гибельного для неё (сброс отходов в речку, гибель растений от фабричных дымов, застройка берегов чистых водоёмов и др.). В заключении хотелось бы сказать, что изучение природы района воспитывает у детей ответственное отношение за сохранение природы, патриотическое чувство, гордость за свою землю.
Иконка файла материала Обухова Н.В.doc
Заседание ШМК РЕАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ  НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ГЕОГРАФИИ Обухова Н.В., учитель географии Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания. Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. «Краеведение»  – учебный интегрированный  курс, который дополняет общеобразовательные учебные предметы «История Казахстана», «Казахский язык   и   литература»,   «География»,   «Музыка»   и   способствует   изучению истории, природы, культуры родного края.  Целью   курса  является   формирование   знаний   о   географических, исторических, культурных, природных и других факторах, характеризующих в   комплексе   формирование   и   развитие   родного   края;   воспитание   чувства любви к родному краю, бережного отношения к окружающей природе. Задачи:  расширение,   углубление   знаний   и   навыков,   полученных   на   занятиях   по истории Казахстана, географии, казахской литературе и музыке;  формирование   знаний   об   основных   этапах   и   особенностях   исторического процесса на  территории родного края с древности до наших дней;   расширение знаний о природных богатствах, об исторических памятниках и объектах культуры родного края;  расширение   круга   знаний   о   традиционных   ремёслах,   культурном   и литературном наследии края и людях, являющихся гордостью региона;  воспитание чувства  уважения к уникальности природы, истории и культуры родного края; ответственного отношения за её сохранность. Нормативное обеспечение Программная   статья   Президента   РК   Н.А.   Назарбаева   «Болашаққа бағдар:   рухани   жаңғыру»   ­   2017   г.:  «Первое:   необходимо   организовать серьезную   краеведческую   работу   в   сфере   образования,   экологии   и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно­ исторических памятников и культурных объектов местного масштаба» Специфика   предметов   естественного   цикла   (естествознание   и география) позволяет широко использовать плавное внедрение регионального компонента   в   учебный   процесс.  География   является   единственным естественно­общественным   предметом,   охватывающим   практически   все аспекты   жизни   на   Земле:   изучает   природу,   хозяйство,   население,   регионы,Заседание ШМК страны. Наука эта так же прекрасна и разнообразна, как жизнь на планете. Я считаю, что именно с помощью географии можно сильно влиять на моральное становление растущего человека. Тем более что все более актуальным для нашей эпохи является ослабление любви к ближнему, родному краю, Родине. Множество явлений окружающей природы хорошо знакомо учащимся из повседневной   жизни.   Поэтому   географические   понятия,   которые   они усваивают на примере родного края, оказываются наиболее убедительными, легко   запоминающимися.   Связь   с   природным   окружением   придаёт практическую направленность преподаванию: у детей вырабатываются навыки поведения в природе, наблюдательность, появляется интерес к экологическим и   народнохозяйственным   проблемам.  Внедряя   в   учебный   процесс региональный   компонент,   необходимо   связывать   изучаемые   темы   с особенностями нашего региона. Природа своей местности – это та «учебная лаборатория», которая нужна географу в той же степени, как физику или химику – школьная лаборатория по их предметам. Конечно,   виды   деятельности   школьников   будут   отличаться   от традиционных,   и   направлены,   в   первую   очередь,   на   развитие   творческих способностей. К примеру, это составление «Визитной  карточки» своего края, разработка   туристских   маршрутов,   электронная   энциклопедия   «Мой   край родной».  Успешно можно внедрять элементы краеведения на факультативных и прикладных курсах. Например, при знакомстве с темами «Легенды и сказания родного края», «Топонимы – свидетели времён минувших (история края в названиях на географической карте)», «Одна страна – одна судьба» (этносы родного края), «Экспонаты   заговорили» ­ посещение краеведческого музея, «Симфония родного края» ­ география в песнях, «Мой край родной в стихах и прозе»,  «Хранители культурно­исторических традиций: народные ремёсла края», «Туристские маршруты», «Флора и фауна родного края», «Визитная карточка моего края ­  разработка краеведческой базы данных». Изучение элементов из предложенных тем позволит учащимся узнать, что значат названия местности, городов, рек, озер, гор. Вызовет стремление уметь   объяснять   историю   появления   этих   названий.   Обучаемые   будут   не только  знать легенды и сказания о родном крае, но и смогут анализировать смысл   и   значение   легенд   и   сказаний,   сознавать   значение   исторического   и культурного   наследия   прошлых   поколений.   Не   только   познакомятся   с традиционными   ремёслами   своего   края,   а   также   узнают   имена   мастеров, внёсших   вклад   в   возрождение   и   развитие   наследия   традиционной художественной культуры края, смогут гордиться своими земляками. Изучая тему «Население Земли», и усвоив программный материал по предмету (знать особенности  формирования  населения), расширят  и  углубят  свои  знания  в данной области с учётом краеведческого компонента, научатся с уважением воспринимать   обычаи  и   традиции   народов   края,   что   немаловажно   для формирования социальной культуры.Заседание ШМК Экскурсия – это основная форма изучения своего родного края. Именно во   время   экскурсий   учащиеся   получают   образные   и   содержательные представления, необходимые для создания многих географических понятий. Например,   экскурсия   по   родному   краю   с   целью   изучения   ландшафта местности   поможет   учащимся   составить   представление   о   том,   что   такое туристские   маршруты,   приобрести   первоначальные   навыки   разработки туристских   маршрутов.  Изучая   флору   и   фауну,   необходимо   обратить внимание на растительный мир нашего региона, характерных представителей животного   мира,   не   только   знать,   что   такое   Красная   книга,   но   и     какие животные,   обитающие   в   регионе,   попали   в   Красную   книгу.  Учебно­ познавательные   работы   в   природе   в   целом   направлены   на   формирование экологических знаний учащихся. Школьники должны твёрдо усвоить, что все типы   местных   природных   комплексов   с   естественной   взаимосвязью   –   это, прежде   всего   системы   со   сложившимся   природным   равновесием,   что интенсивное использование ресурсов природы должно сочетаться с охраной её защитных   механизмов.   В   своих   записях   школьники   фиксируют   случаи необдуманного вмешательства человека в природу, гибельного для неё (сброс отходов в речку, гибель растений от фабричных дымов, застройка берегов чистых водоёмов и др.). В   заключении   хотелось   бы   сказать,   что   изучение   природы   района воспитывает   у   детей   ответственное   отношение   за   сохранение   природы, патриотическое чувство, гордость за свою землю.

Посмотрите также