Реализация метапредметного подхода при формировании УУД школьников через исследовательскую деятельность
Оценка 4.9
Семинары
doc
классное руководство +1
Взрослым
30.01.2019
Данная статья раскрывает значение реализации метапредметных результатов в учебной деятельности, а также того, почему надо приобщать младших школьников к исследовательской деятельности. Учитель делится организацией индивидуальных ученических исследований из собственного опыта работы. Рассказывает в чем смысл организации исследовательской и проектной деятельности учащихся для самого учителя.
Реализация метапредметного подхода при формировании УУД младших школьников.doc
Реализация метапредметного подхода при формировании УУД
школьников через исследовательскую деятельность
О.В.Филиппова,
г.Белово, Кемеровская обл.
Современное образование должно стать средством общего интеллектуального
развития личности. Метапредметный подход обеспечивает переход от
существующей практики дробления знаний на предметы к целостному
образному восприятию мира. Учитель сегодня должен стать конструктом новых
заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и
создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Метапредметные результаты – способность принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами творческого и поискового характера. Известно, что
оригинальность мышления, способность к творчеству и одарённость школьников
наиболее ярко проявляются в научно – исследовательской деятельности.
Одно из ведущих направлений в науке – исследовательская деятельность.
Начальная школа является основой для формирования азов исследовательской
культуры. Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики
доказано, что такой вид деятельности человека в наибольшей степени развивает
его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской
деятельности сегодня является одной из главных целей образовательно
воспитательного процесса во всех школах. Младшие учащиеся проявляют
интерес к исследованиям, с большим удовольствием выполняют поисковые и
экспериментальные задания. Опыт организации ученических исследовательских
работ позволяет с уверенностью утверждать, что такие задания более
эффективны, они продуктивно влияют на ум и душу каждого ребёнка.
В своей практической деятельности я стремлюсь реализовать в процессе
обучения различные способы привлечения каждого уеника к самостоятельной
работе, в том числе использую иследовательские модели обучения.
Особое внимание уделяю анализу справочных и литературных источников. Мы
ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и
правильно оформлять результаты исследования. Основной смысл настоящего
исследования – найти знания самостоятельно. Для этого сначала надо
определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по
порядку.
В процессе осуществления исследования нарабатываются, и теоретические
знания об исследовательской деятельности и происходит формирование
соответствующих исследовательских умений. Продолжается работа по
проведению кратковременных исследований в контексте изучения материала
различных дисциплин. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых происходит знакомство с терминологией и некоторыми
понятиями о методах исследования, работа со словарями и сети Интернет.
Организация индивидуальных ученических исследований и специально
разработанные мною интегрированные уроки, предполагающие коллективное
выполнение учащимися исследовательских заданий, дают соответствующие
результаты. Повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более
глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений. Изменился уровень
сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать
учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них
информацию, а не как то, что требует учитель. Стали ярче проявляться
познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной
работе на уроках и во внеурочное время. Школьники стали активно участвовать
в творческой проектной деятельности, результатом которой стали их рисунки,
поделки, сочинения, стихотворения, в которых нашло отражение к тем или иным
явлениям и процессам окружающего мира.
Например, один из учеников моего класса на протяжении двух лет работал над
темой «Влияние температурного режима на выводимость цыплят». В ходе
исследования ему пришлось использовать искусственный инкубатор, куда были
заложены яйца будущих птенцов. Из 27 заложенных яиц вывелось 19 цыплят, за
которыми школьник ухаживал, наблюдал и всех своих подросших цыплят увёз к
бабушке, где продолжил своё исследование. Со своей исследовательской
работой ученик выступил на областной научно – практической конференции и
занял I место. Другая ученица моего класса связала свою исследовательскую
работу с выращиванием кристаллов. Работа была настолько интересной, что
многие ученики увлеклись данной темой. У ребят прошёл страх выступления
перед аудиторией, работа над исследованием помогает им лучше учиться,
показать, что они умеют делать, заинтересовать других тем, что тебе интересно,
поверить в свои силы.
Нужно отметиь значение организации исследовательской и проектной
деятельности учащихся в повышении профессиональной компетентности и
педагогического мастерства самого учителя. Эта работа стимулирует
непрерывное содержательное и методическое самообразование педагогов,
освоение ими инновационных форм и методов поиска и обработки информации,
её творческого использования и предъявления. Развивается креативность и
критичность мышления, рефлексивные умения. Деятельность учителя,
организующего исследовательскую работу детей, становится источником
передового педагогического опыта. При правильном методическом обеспечении
исследовательской деятельности можно значительно улучшить эффективность
процесса обучения в начальной школе, не только повысить уровень знаний
учащихся, но и способствовать их личностному росту, развитию их
интеллектуально – творческого потенциала. Литература
Н.Л.
Головизнина,
1. Бокарёва, Г. Исследовательская готовность как цель процесса развития
учащихся / Г.Бокарёва, Е. Кикоть // Alma – mater. – 2002. № 6. – С.52 – 54.
2.
Учебноисследовательская деятельность как
перспективное средство воспитания творческой личности / Н.Л. Головизнина //
Дополнительное образование. – 2002. № 8 – С.6 – 11.
3. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н.Землянская //
Начальная школа. – 2005. № 9.
4. Никитина, Н.Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения /
Н.Б.Никитина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru: htt: //
www
5. Орлова, Л.И. Участие младших школьников в проектно – исследовательской
работе / Л.И. Орлова // Начальная школа. – 2007. № 6.
. openclass
. ru
Реализация метапредметного подхода при формировании УУД школьников через исследовательскую деятельность
Реализация метапредметного подхода при формировании УУД школьников через исследовательскую деятельность
Реализация метапредметного подхода при формировании УУД школьников через исследовательскую деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.