Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Оценка 5
Мероприятия +1
docx
русская литература
5 кл—11 кл
16.04.2019
В данной работе представлен опыт реализации поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе. Темы и примеры использования поликультурного образования при изучении курса литературы по УМК Г. Меркина в 5-9 классах. Данный опыт можно использовать как составную часть урока или дополнительный материал.
работа.docx
Реализация
содержания поликультурного образования
на уроках литературы и во внеклассной работе
Козлова Ирина Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая категория,
МБОУ СОШ № 16 города Хабаровска Пояснительная записка
Сейчас мировая культура выглядит многоликой панорамой
Из вышесказанного следует, что в обществе сформировался
национальных культур.
Культура 21 века видится как мировой интеграционный процесс, в
котором происходит смешение различных этносов и этнических культур.
поликультурный социум. Поликультурный социум это такое
образовательное пространство, в котором проживают и обучаются учащиеся
разной этнолингвистической, религиозной и социальноэкономической
принадлежности.
развития образования в ХХI веке подчеркивает, что образование должно
способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и
тем самым мог определить свое место в мире, и с другой привить ему
уважение к другим культурам.
поликультурный социум.
Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях
Из вышесказанного следует, что в обществе сформировался
Поликультурный социум это такое образовательное пространство, в
В последние годы в отечественной педагогике всё больше стали
котором проживают и обучаются учащиеся разной этнолингвистической,
религиозной и социальноэкономической принадлежности.
говорить о важности поликультурных аспектов в школе.
образование.
Самостоятельно оформилось такое направление как поликультурное
Поликультурное образование процесс, заключающийся в создании
условий для формирования у личности мировоззренческой установки на
конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической,
российской и мировой культурам.
Цель поликультурного образования : формирование человека,
способного к активной и эффективной жизнедеятельности в
многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и
уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных
национальностей, рас, верований.
Задачи поликультурного образования:
глубокое и всесторонне овладение учащимися культурой своего
собственного народа, что является непременным условием интеграции в
другие культуры
формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и
России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов
развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями
различных культур
воспитание учащихся в духе мира, терпимости , гуманного
межнационального общения.
«Изолированных культур не существует, они взаимосвязаны. Оставаясь
достоянием своего народа, своего творца, каждая культура, сохраняя
своеобразие, влияет на другие культуры», говорил писатель Л. Андреев.
На “ встрече” культур учащиеся более ярко и наглядно увидят
своеобразие родной культуры и то общее, что объединяет эти культуры.
На мой взгляд, литература (как предмет) активно способствует
поликультурному воспитанию, так как не только дает систему знаний по
искусству художественного слова, но и воспитывает толерантную личность,
способную участвовать в диалоге культур.
В данной работе представлены конкретные примеры (фрагменты
уроков, внеклассной работы) особенностей поликультурного воспитания
обучающихся. Они заложены в произведениях, изучаемых на уроках
литературы в 511 классах. Материал разработки может быть использован
учителями литературы на уроках и во внеклассной деятельности. Рассмотрим на конкретных примерах особенности поликультурного
воспитания на уроках литературы.
Возможности для этого содержат фольклорные произведения, с
которых начинается изучение курса литературы в средних и старших классах.
На уроках изучения устного народного творчества возможны и
необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов.
Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания,
установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре
других народов, понимания многообразия духовного и материального мира,
явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.
Тема «Сказки народов России» 5 класс
Слово учителя:
На этом занятии мы познакомимся со сказками народов мира. Сказки есть у
всех народов. Когда исследователи стали записывать фольклор разных стран,
то увидели, как едины устремления всех народов: герои сказок борются со
злом. Именно сказки показывают, какие человеческие качества ценит народ.
Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался
равнодушным к сказкам.
Сказки народов России (тексты смотреть в приложении)
1. «Падчерица» (башкирская, татарская)
2. «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь» (таджикская)
3. «Знание всего дороже» (татарская)
4. «Волшебный колодец» (цыганская сказка)
5. «Упрямые козы» (узбекская)
6. «Комар оводу не товарищ» (украинская)
Познакомившись с героями и образами сказок других народов , поняв
структуру, символику, учащиеся на деле убеждаются в справедливости
утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок.
Выводы, которые сделают обучающиеся:
все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к
счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку
люди разных народов хотят одного и того же: жить в мире и согласии. Они
ценят дружбу, не любят жадных и трусливых, защищают бедных, смеются над
богачами.
В качестве домашнего задания обучающимся предложено составить рассказ
на тему “Почему сказки разных народов похожи друг на друга?» Тема « Пословицы и поговорки других народов» 5 класс
Слово учителя:
Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший родник
народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями.
Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая
их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям,
природе, к здоровью, здоровому образу жизни… Пословиц очень много. Уже
в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и
пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и
поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества
положил М.В. Ломоносов. В. Даль, современник А. Пушкина, пятьдесят лет
собирал пословицы и поговорки.
Задание: подобрать к русским пословицам пословицы других народов
(задание есть в учебниках или дать свои пословицы)
Выводы, которые сделают обучающиеся:
все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, свои интересы, проблемы,
планы, но объединяет нас одно общее желание – все мы хотим быть
счастливыми
все народы говорят о необходимости знаний
все народы любят родину, природу
все народы одинаковые , хотя говорят на разных языках
Защита проекта ( книжкималышки) 56 класс
Этот проект обучающиеся защищают после изучения темы «Устное народное
творчество». Содержание книжек –малышек может быть разным (посвящено
одному жанру УНТ или разным жанрам), но с использованием фольклора
других народов России.
Тема природы в изображении поэтов 20 в.
Расул Гамзатов «Песня соловья» 5 класс
На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворением Р.Гамзатова «Песня
соловья»
Слышишь песню соловья?
В ней звучит торжество.
Но о чём он поёт?
Неизвестно, увы, никому.
Я уверен: о родине
Песня его.
Ведь другая давно б надоела ему!
Вопрос: «Что объединяет эти стихотворения?»
В.Боков «Поклон» Н. Рубцов «В осеннем лесу»
Р.Гамзатов «Песня соловья»
Выводы, которые сделают обучающиеся: их объединяет любовь к Родине, к
родной природе.
Родная природа в русской поэзии и поэзии других народов
(7,10, 11 классы)
Выводы, которые сделают обучающиеся:
природа всегда становилась источником вдохновения для поэтов разных
народов.
у каждого поэта свое видение природы, свой поэтический язык
Для человека любой национальности природа и родина – понятия
неразрывные, неделимые – это то, что объединяет такие разные
стихотворения.
«Сказки о богатырях других народов» 6 класс
«Киле Бамба и Лочебогатырь» (нанайская сказка)
«Наверное, не так давно это было. Жил на Амуре Киле Бамба — нанайского
народа человек, силы богатырской человек Киле Бамба.
От простой женщины родился Киле. Только, видно, добрые черти ему
помогали, что быстро он вырос. ….»
Выводы, которые сделают обучающиеся :
Богатырь у нанайцев — это особый человек, «избранник», наделенный
сверхъестественными силами. Герой часто пользуется шаманскими приемами
и, например, чтобы победить противника, находит и уничтожает его душу.
Богатырю самому помогают шаманские духи.
Русский богатырь – богатырь огромной силы, защитник русского народа,
защитник родины. Рослый, крепкого сложения, сильный человек Русские
былинные богатыри сражались с врагами, это были или чудища (многоголовый
змей),или злые и коварные люди.
Тема «Из поэзии о Великой Отечественной войне» 6 класс
Р.Гамзатов «Журавли» (на уроке звучит песня «Журавли» в исполнении
М.Бернеса)
Слово учителя :
С древнейших времен люди относились к журавлям с чувством особенного
трепета и благоговения. Удивителен факт, что у разных народов журавль
всегда занимал почетное место священной птицы. А кто из вас знает, что
символизируют журавли? (это символ счастья, любви и здоровья)
Но есть у журавля еще один символ. Об этом говорится в стихотворении, ставшем песней.
История создания стихотворения (индивидуальное сообщение заранее
подготовленного ученика)
Расул Гамзатов, дагестанский поэт, написал стихотворение «Журавли»
после посещения Японии. В Хиросиме он увидел памятник японской девочке
по имени Садако Сасаки, страдавшей от неизлечимой болезни после атомного
взрыва.
Девочка узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу
бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно
исполнится. И Садако стала складывать журавликов из любых попадавших в
ее руки ей кусочков бумаги Но девочка умерла.
Потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, Р. Гамзатов
увидел впечатляющее зрелище тысячи и тысячи женщин в белой одежде.
Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не
черное, как у нас. Случилось так, что когда он стоял в толпе , в небе
появились вдруг настоящие журавли. Их стая была небольшая, и в этой стае
Расул Гамзаевич заметил маленький промежуток.
Затем была телеграмма о кончине матери. По дороге домой, в
самолете, поэт думал о матери, о погибших двух братьях, о миллионах, не
вернувшихся с войны, женщинах в белом одеянии и о многом другом, но
мысли поэта все время возвращались к белым журавлям. Так появилось
стихотворение.
Слово учителя:
Когда звучит песня “Журавли”, в каждой семье вспоминают о своих погибших
отцах, братьях, сыновьях и дочерях. Бессмертный образ белых журавлей стал
родным и близким миллионам людей на нашей планете. И нашел он свое
отражение в песне дагестанского поэта Р.Гамзатова. Это души погибших,
это сердца павших в той Великой войне, это наша незабвенная память.
Журавли Победы нас зовут к миру, своим криком просят не забывать тех, кто
завоевал нам мир.
Журавли не имеют национальности они символизируют память обо всех
погибших на полях сражений. Вот почему люди замолкают, когда видят
журавлиный клин. Не случайно в День Победы, 9 мая, мы отдаем дань памяти
воинам минутой молчания.
«Песни других народов» 78 класс
Петь – природная потребность человека любой национальности Лирические и
плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали
народу выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его
великом историческом пути. Задание для обучающихся: прочитать данные песни, найти в учебнике
русские песни, похожие на данные по содержанию.
В карачаевобалкарской песне о Белой Батай ее бедный возлюбленный
ропщет:
Твой отец неумолим.
За тебя дают калым.
А добро, кому оно некстати?
Взял отец сто пять голов:
Сто баранов, пять ослов,
Да еще возьмет шестого — зятем.
В ингушской «Песне насильно выданной замуж» вновь судьбу девушки решает
злая воля братьев:
Что же вы, братья, меня погубили,
Мужу постылому бросив бесчестно,
Чтобы ночами мне плакать в бессилье,
Чтобы завидовать мертвым невестам?
(Можно подбирать песни других народов России (тех народов, которые
обучаются в данном классе)
Выводы, которые сделают обучающиеся :песни разных народов похожи.
Образ Снегурочки в пьесе А.Островского «Снегурочка» 8 класс
Задание: сравните пьесу и стихотворение Б.Ахмадулиной
Снегурочка
Что так Снегурочку тянуло к тому высокому огню?
Уж лучше б в речке утонула, попала под ноги коню.
Но голубым своим подолом вспорхнула
ноженьки видны и нет ее.
Она подобна глотку оттаявшей воды.
Как чисто с воздухом смешалась, и кончилась ее пора.
Играть с огнем вот наша шалость,
вот наша древняя игра.
Нас цвет оранжевый так тянет, так нам проходу не дает.
Ему поддавшись, тело тает и телом быть перестает.
Но пуще мы огонь раскурим и вовлечем его в игру,
И снова мы собой рискуем и доверяемся костру.
Вот наш удел еще невидим, в дыму еще неразличим. То ль из него живыми выйдем, то ль навсегда
сольемся с ним
(отец татарин, мать русскоитальянское происхождение)
Б.Ахмадулина
«Снегурочки других народов» задание может быть индивидуальным или
домашним для всех.
Литературный вечер «Образ женщины в поэзии разных народов»
(911 классы)
Портреты : Н. Гончарова (жена Пушкина ), А.П. Керн, грузинская красавица
и др.
Цель проведения:
формирование человека, способного к активной и эффективной
жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым
чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и
согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Фрагменты композиции:
Девушка, любимая, женщина, продолжательница рода человеческого,
хранительница семейного очага, любящая мать…
Женщина — как цветок, будет жить и радовать других только тогда,
когда его вовремя польешь. Природа распорядилась так, что поливать этот
цветок нужно лаской, теплом, заботой и нежностью. И тогда женщина взамен
подарит вам мир счастья и любви.
Образ женщины, такой разной, загадочной и прекрасной, всегда занимал
важное место во всех сферах человеческой деятельности. Во все времена
образ женщины звучал в стихах поэтов, известные музыканты и певцы
воспевали его в своем творчестве, великие художники рисовали для них
картины, влюбленные говорили нежные слова признания.
А.С.Пушкин ! «Я помню чудное мгновенье»
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
С.А. Есенин «Руки милой — пара лебедей»
Руки милой – пара лебедей –
Взолоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
Пел и я когдато далеко
И теперь пою про то же снова,
Поэтому и дышит, глубоко
Нежностью пропитанное слово.
Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою.
Только тегеранская луна
Не согреет песни теплотою.
Я не знаю, как мне жизнь прожить:
Догореть ли в ласках милой Шаги
Иль под старость трепетно тужить
О прошедшей песенной отваге?
Шуар Нурбаев (узбекский поэт)
Отчего я слёзы вижу, милая, в твоих глазах?
Отчего несчастья муку вижу я в твоих слезах?
Отчего ты так печальна и безмолвна предо мной?
Не ко мне ль в глазах прекрасных у тебя вопрос немой?
Иль меня облила ложью злого недруга строка?
Или роль свою сыграла клевета клеветника? Я прошу тебя, откройся, в сердце тайну не тая.
Сердце верное Шукура бьётся только для тебя.
Эдуард Гольдернесс (грузинский поэт)
Прости, я не хотел тебя обидеть,
В любви бывает нужно отойти,
Чтоб уловить, отчетливо увидеть
Её вперед ведущие пути.
Любовь живет лишь вечной переменой.
Знать, что назавтра то же, что вчера?..
Ты знаешь, что любви, столь неизменной,
У нас не выжить... даже до утра!
Нет, лучше сотни недоразумений,
Таких, что нелегко и вспоминать,
Но только б свежесть первых впечатлений
Еще не раз поновому встречать!
Всё, что живет, не ведает застоя.
Так как же нам в любви искать покоя!
Литературная гостиная «Пусть песня всех объединит» (811 классы)
Фрагменты литературно музыкальной композиции
1. «Песня «Мы дети твои, Россия!»
2. Песня «Я, ты, он, она»
3. Песня «Мы – молодёжь России»
Пусть меняются нравы, одежда,
Но останется русской душа.
Коль в России ты родился,
Значит нам ты не чужой.
Русские и белорусы,
Чукчи, ненцы и индусы,
Украинцы и армяне нам друзья.
Коли будем вместе,
Коли в доме лад,
Будет наша Родина
Настоящий клад. Клад любви, согласья,
Мыслей и идей.
И не будет краше
Родины моей!
Декада русского языка и литературы
Литературные пятиминутки
В течение Декады русского языка и литературы проводятся литературные
пятиминутки, посвящённые поэтам и писателям ( классикам русской и
советской литературы, поэтамдальневосточникам, поэтам других народов
России)
ОВАНЕС ТУМАНЯН (18691923)
Ованес Тадевосович Туманян — величайший армянский писатель всех
времен, общественный деятель, родился 7 февраля 1869г., в Лори, селе Дсех
(Северная Армения), в семье священника. В 187883 Туманян получил
начальное образование в школе Джалалогли (Степанаван), а затем перевелся в
школу Нерсесян в Тифлисе (Тбилиси, столица Грузии). После 3 лет учебы он
оставил школу, главным образом изза финансовых трудностей. Писать начал
в середине 80х гг., сотрудничал в армянских газетах и журналах...
АХТАМАР
Каждой ночью к водам Вана
Ктото с берега идет
И без лодки, средь тумана,
Смело к острову плывет.
Он могучими плечами
Рассекает лоно вод,
Привлекаемый лучами,
Что маяк далекий шлет.
Вкруг поток, шипя, крутится,
За пловцом бежит вослед,
Но бесстрашный не боится
Ни опасностей, ни бед. Что ему угрозы ночи,
Пена, воды, ветер, мрак?
Точно любящие очи,
Перед ним горит маяк!
Х.Икрамов
(узбекский поэт)
Отец Камила Икрамова — узбек, первый секретарь ЦК КП Узбекистана
Акмаль Икрамович
Икрамов (1898—1938), мать — еврейка, заместитель
Зелькина (1900—1938),
наркома земледелия Узбекской ССР Евгения Львовна
выпускница Института красной профессуры, руководитель Восточной секции
Аграрного института Коммунистической академии, член редколлегии
журнала «На аграрном фронте», автор книги «Очерки по аграрному вопросу в
Средней Азии» (1930). В сентябре 1937 года отец был арестован по делу
правотроцкистского блока (вместе с Н. И. Бухариным, А. И. Рыковым,
Н. Н. Крестинским, Х. Г. Раковским и другими). Решением суда на Третьем
Московском процессе был приговорён к расстрелу, приведённому в
исполнение в середине марта 1938 года. Мать была арестована и приговорена
к расстрелу 28 марта того же года, а Камил переехал в Москву к деду и
бабушке — врачу Льву Захаровичу Зелькину и литератору Берте Павловне
Зелькиной, которые жили в Черниговском переулке, дом 4, кв. 23. В ноябре
1943 года Камил был арестован и приговорен к пяти годам исправительно
трудового лагеря. В 1948 году был освобождён, но в 1951 году был повторно
арестован по той же статье. В 1951—1955 годах отбывал наказание в
Карагандинском лагере. В 1956 году поступил в Московский областной
педагогический институт имени Крупской, на филологический факультет,
окончил в 1961 году. С 1956 года публикуется, начав с журналистики. Писал
произведения для детей и юношества. Автор исторических романов. Умер в
1989 году в Кёльне. Похоронен на Кунцевском кладбище. Имеет награды:
лауреат конкурса на лучшую книгу для детей (1967, Орден «Знак Почёта»
(1987), народный писатель Узбекистана (1987)
О мой Родной Узбекистан!
Полей бескрайних караван,
Ты самый солнечный, красивый. Гостеприимный край, любимый.
Твои цветущие поля и вдоль дороги тополя.
Сады, леса, гор снежных башни. Которых нет на свете краше.
Всё говорит о красоте, земли великой доброте.
Экскурсия В рамках Декады русского языка и литературы проводится виртуальная
экскурсия по городу Хабаровску под названием «Город Хабаровск – теперь
МОЙ город». Участники знакомятся с достопримечательностями нашего
города, его красивыми местами.
В данной работе представлены не все произведения, содержащие
возможности поликультурного образования, а только та часть, которая уже
используется на уроках и во внеклассной работе.
Программные произведения в курсе литературы 511 классов, содержащие
возможности поликультурного образования:
«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя (57 классы) красочные
картины быта и нравов украинского народа
«Тарас Бульба» Н.В. Гоголя (6 класс) проблемы чести, долга, товарищества,
любви к родине
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (9 класс) традиции и обычаи
народов Кавказа
«Очарованный странник» Н. Лескова (10 класс) широкая панорама жизни
народов России
«Чистый понедельник» И. Бунина – христианские праздники и традиции
Выводы:
Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и иных
народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и подозрительности.
В любой классической литературе отображены общегуманные идеалы и
нравственные ценности народов.
Примеряя на себя опыт чужой жизни, обучающийся развивается, и это
развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению
учащихся позволяет формировать гармоничную личность.
Расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность
формировать взаимную терпимость и естественную готовность к
продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию. Поликультурное воспитание на уроках литературы занимает очень важное
место. Только при таком подходе к изучению литературы можно
сформировать у обучающихся глобальное понимание исторической и
межкультурной ценности каждой нации, каждого народа и каждой отдельно
взятой личности. Такой контекст приобретает новое качество творческое
взаимодействие ученика и учителя через материал художественной
словесности.
Приложение
Сказки народов России
1. «Падчерица» (башкирская, татарская)
2. «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь» (таджикская)
3. «Знание всего дороже» (татарская)
4. «Волшебный колодец» (цыганская сказка)
5. «Упрямые козы» (узбекская)
6. «Комар оводу не товарищ» (украинская)
Текст сказки «Падчерица» (татарская сказка)
В давние времена были у одного человека две дочери и сын. Одна из дочерей
была неродная ему. Не любили ее в семье. Посоветовались однажды и решили
отвести девушку в лес. Сказал ей брат:
– Пойдем в лес, будешь там ягоды собирать, а я дров нарублю. Вечером
вернемся. Взяла девушка ведро и клубок с собой прихватила. Далеко
забрались они, в самую чащу. Наконец остановились. Распряг брат лошадь и
пустил ее траву пощипать, а сестре говорит: – Ступай за ягодами да
прислушивайся, вернешься, когда работу кончу. Достал он топор и принялся дерево рубить. А девушка взяла ведро и пошла
искать ягоды. Брату только этого и надо было. Подвесил он к высокому
дереву колоду, запряг лошадь и уехал домой. А девушку в лесу оставил, вот
ходит она по лесу и прислушивается. Колода на ветру раскачивается и “тук–
тук” – ударяется о ствол. Кажется, девушке, что это топор дровосека стучит.
“Брат все еще дрова рубит”, – думает она и продолжает собирать ягоды. Но
вот и ведро с верхом наполнилось. Мало–помалу начало смеркаться. Улегся
ветер. “Видно, брат домой собирается", – решила девушка и пошла назад.
Вышла на знакомое место, а брата и след простыл. Заплакала девушка и
пошла по лесу. Шла она, шла, пока на опушку не выбралась. А там дорога в
поле. Идет она по дороге, плачет и приговаривает: “Укатился мой клубочек,
не видал ли кто его? Причитает она так, а сама все плачет и плачет. Видит,
впереди табун лошадей пасется. Девушка и говорит пастуху:
– Укатился мой клубочек, не видал ли ты, пастух?
А тот отвечает:
– Видел. Поможешь мне табун пасти, дам тебе лошадь.
Согласилась девушка. Целый день пасла она табун, получила лошадь. Дальше
верхом поехала. Едет, а сама все плачет и плачет. Долго ехала так, смотрит –
впереди стадо коров. Целый день пасла она коров, пастух дал ей за это
корову. А потом повстречалось ей стадо овец. Получила девушка овцу. А там
и козье стадо показалось. Дали ей козу. Поехала она дальше. Темно уже стало,
глаза слипаются. “Что же мне делать?” – горюет девушка. Далеко впереди
мелькнул огонек. Обрадовалась она, припустила лошадь быстрее, подумав,
что это деревня. Подъезжает ближе, видит, избушка стоит, а в ней
старушонка. То ведьма была. Девушка и говорит:
– Укатился мой клубочек, не видала ли, бабушка?
А та отвечает:
– Как же, видела, доченька. А ты издалека ли путь держишь?
Рассказала девушка, что с ней приключилось. А ведьма говорит:
– Ты, доченька, долго шла, устала, оставайся у меня погостить.
Наутро ведьма посыпает девушку баню топить. Та все как надо сделал” и
приходит к старухе:
– Баня готова, бабушка, пойдем помоемся.
– Ладно, доченька, – отвечает ведьма.
Выйдя из дома, старуха и говорит:
– Не могу я идти, доченька. Возьми–ка ты меня за руки да коленкой сзади
подталкивай. Так и доведешь.
А девушка отвечает:
– Нет, бабушка, нельзя так. Ты старенькая, обидишься на меня.
Взяла она старуху на руки и отнесла в баню.
А ведьма снова говорит ей:
– Возьми меня, доченька, за волосы да втащи наверх. – Нет, бабушка, – отвечает девушка, – не годится так, обидишься ты. – И
осторожно усадила ее на полок.
Старуха говорит:
– А теперь попарь меня, доченька. Возьми веник за листья, да бей что есть
мочи другим концом.
– Нет, бабушка, нельзя так, – отвечает девушка.
Попарила она старушку веником, отнесла в дом, в мягкую постель уложила.
Ведьма и говорит:
– Что–то голова у меня зачесалась, доченька, почеши немного.
Принесла девушка гребень, посмотрела на ведьмину голову да так и ахнула:
там под каждым волоском золото, серебро, жемчуга, каменья драгоценные.
Кончила чесать, а старуха говорит:
– Спляши–ка, доченька, очень уж охота мне поглядеть, хорошо пи плясать
умеешь.
Сплясала девушка, и ничего не упало на пол. А старуха ей уж новое дело
нашла:
– Сходи, доченька, в баню, я там лоток с солодом сушить подвесила. Взгляни,
просох ли.
Пошла девушка, заглянула в лоток, а там золота, серебра, жемчугов, кораллов
видимо–невидимо. Прибегает к старухе, а та спрашивает:
– Просох ли, доченька?
– Просох, бабуся.
– Ладно. А теперь спляши–ка еще разок, – говорит старуха.
Сплясала девушка, и снова на пол ничего не посыпалось. Поняла старуха, что
гостья ее так же правдива, как и добра. Сказала она:
– Ну, а теперь, доченька, можешь домой ехать, коли хочешь.
– Я бы поехала, – отвечает девушка, – да дороги к дому не знаю.
Сказала на это старуха:
– Иди, доченька, я укажу тебе дорогу. Возьми с собой зеленый сундучок, да
только, смотри, не открывай его, пока до дому не доберешься.
Взяла девушка сундучок, поблагодарила старушку. Потом села на лошадь и
отправилась в путь–дорогу, а корову, овцу и козу за собой на веревочке
повела.
День прошел, ночь минула, вот уж и деревня близко. А у брата собачка была.
Как примется она тявкать да приговаривать:
– Думали со свету сжить, а девушке богатой быть, тяв–тяв!
– Что это с собакой? Сбесилась, никак?
Бросились они бить собачонку палкой, а она знай свое твердит:
– Думали со свету сжить, а девушке богатой быть! Тяв–тяв!
А тут и сама девушка подъехала. Вошла в дом, открыла сундучок, смотрит,
глазам не верит: он до краев золотом, серебром, редкими каменьями набит!
Зажила с того дня девушка безбедно, а брат со своей женой покоя от зависти лишились. Решили они родную сестру в лес свезти. Она тоже с собой ведро и
клубок ниток взяла. В глухом лесу распряг брат лошадь и отпустил ее
пастись, Сам принялся дрова рубить. Пошла сестра по ягоды. Брат тем
временем, как и в первый раз, подвесил к дереву колоду, да и уехал домой.
Девушка, перестав слышать стук топора, поспешила к брату, а его уж нет.
Пошла она по лесу, приговаривая: “Укатился мой клубочек, не видал ли кто
его!” Шла так, пока не набрела на табун лошадей.
– Укатился мой клубочек, не видал ли ты его? – спросила она пастуха.
– Видел. Помоги мне табун пасти, дам тебе лошадь.
– А на что мне твоя лошадь? – сказала девушка и пошла дальше.
Прошла она мимо коровьего стада, миновала стадо овечье. Вот уж и козье
стадо позади. Шла, пока на избушку не набрела.
– Укатился мой клубочек, не видала ли, бабуся? – спросила она, войдя в дом.
А старуха отвечает:
– Как же, видела. Иди, доченька, истопи баньку.
А когда девушка выполнила просьбу, сказала ведьма:
– А теперь, доченька, пойдем помоемся. Возьми меня за руки да поддевай
сзади коленкой, так и доведешь.
Девушка так и сделала, как ее старуха просила: взяла ее за руки, стала
поддавать коленкой – и довела до бани.
Сказала старуха:
– Будешь меня парить, веник за ветки держи и бей по спине что есть силы.
Девушка так и сделала. И что бы ей старуха не поручала, она все исполняла в
точности. Говорит ей старуха:
– Расчеши мне, доченька, волосы.
Взглянула девушка, а голова старухи золота, серебра, камней самоцветных,
жемчугов полна. Девушка золото да серебро выбирает, к себе в карманы
складывает, за пазуху сует. А старуха и говорит:
– Спляши–ка, доченька, очень уж поглядеть охота, как плясать умеешь.
Начала девушка плясать – все, что она припрятала, на пол и посыпалось.
Посылает ведьма девушку в баню:
– Посмотри–ка, доченька, просох ли солод в лотке.
Пошла – смотрит, а лоток золота, серебра, камней дорогим самоцветных
полон. Снова набила она карманы, да за пазуху насовала. “Так вот как
сестрица–то разбогатела!” – смекает про себя.
А старуха опять плясать ей велит. Сплясала девушка – серебро да золото на
пол посыпались. Поняла старуха, что она за человек, и говорит:
– А теперь домой ступай, доченька. Иди во–он той дорогой, – и протягивает
ей черный сундучок. – Возьми это с собой. Смотри же не открывай, пока
домой не придешь.
Обрадовалась девушка, сундучок схватила и домой побежала. Долго шла она,
вот уж и деревня близко. В доме брата собачка затявкала: – Думала богатой быть, а уж ей теперь не жить, тяв–тяв!
– Собака не иначе, как сбесилась! – закричали хозяева и стали швырять в нее
камнями. А она опять за свое:
– Думала богатой быть, а уж ей теперь не жить, тяв–тяв!
Как ни били собаку, как ни тузили – не так, мол, говоришь, надо: “Поехала за
добром и приехала с добром”, – она свое твердит.
Девушка между тем дошла до дому, откинула она крышку сундучка, в оттуда
змея выскочила и задушила ее.
Вот ведь до чего зависть доводит!
Текст сказки «Не рой другому яму сам в неё попадёшь» (таджикская сказка)
Одна лиса вот уже несколько дней охотилась в лесу, но ничего не могла
поймать. Рыская то там, то здесь, она с трудом переносила муки голода, а
охота так и не удавалась ей. Наконец, усталая и измученная, с кружащейся
головой, лиса присела у глубокой ямы. И тут затуманенному взору лисы
представился белый пребелый ободранный курдюк сала. Лиса даже ощутила
приятный вкус его. Она стала напрягать все силы, чтобы понять, не сон ли это.
И вдруг расширенные глаза лисы увидели на дне ямы настоящий белый
пребелый курдюк сала. Не задумываясь, лиса бросилась в яму. Головой она
ударилась о чтото твердое и потеряла сознание. Потом, придя в себя, лиса
увидела, что курдюком ей показался белый камень. И лиса поняла, что теперь
ей не выбраться из глубокой ямы. Она потеряла надежду на спасение жизни и,
лежа на дне ямы, смотрела на голубое небо. Вдруг на краю ямы появилась
чьято тень, и тут же лиса услышала вой шакала. «Ох, я, прославившаяся
хитростью лиса, буду лежать на дне ямы в ожидании смерти, а этот глупый
шакал будет наслаждаться жизнью?!.» — с негодованием подумала лиса и
закричала:
— Кто ты? Чего шумишь и не даешь несчастной спокойно съесть то, что она
нашла!
Шакал посмотрел на дно ямы, увидел лису, сидящую около чегото белого, и
спросил:
— Лиса, что ты там делаешь?
— Разве не видишь? — изумилась лиса, лежа с уткнутым в камень носом. —
Ем курдюк бараньего сала!
Заслышав о сале, шакал облизнулся и внимательно посмотрел на дно ямы.
Блестящий белый камень ему показался курдюком сала. — Лиса,— сказал шакал,— если ты поделишься со мной салом, я буду молить
судьбу, чтоб у тебя была долгая жизнь и чтоб ты всю жизнь не видела
недостатка в еде!
— Ладно уж,— отозвалась лиса,— этого курдюка хватит нам обоим, иди и
ешь!
Голодный шакал, так же как и сама лиса, поспешно прыгнул в яму, но,
стукнувшись о белый камень, потерял сознание и свалился на бок.
Лиса тут, забыв про все, со злорадством глядя на ударившегося шакала,
громко расхохоталась.
Громкий смех лисы услышал лев, который проходил неподалеку отсюда.
«Где тут лиса, отчего она заливается смехом?» — подумал лев, направляясь к
яме.
Увидев льва на краю ямы, лиса опять вспомнила о своем положении и сразу
перестала смеяться.
«Ко мне пришли такие трудные дни, а этот лев свободно наслаждается
жизнью! — с завистью подумала лиса.— Нет, я не допущу этого!» И, подняв
опущенную было голову, лиса смиренно сказала:
— О великий падишах! Хорошо, что вы сами пришли сюда. Я для вас
спрятала в этой яме большой курдюк сала, сегодня уж сама собиралась нести
его вам. Но как ни старалась, не могла сдвинуть его с места. Я даже позвала
на помощь шакала, но и у нас с ним не хватило силы.
Наивный лев внимательнее посмотрел на дно ямы и тоже увидел там чтото
большое, похожее на курдюк сала.
— Ладно уж, я сам возьму его,— сказал лев и сразу прыгнул в яму. Но на этот
раз лисе не удалось посмеяться над обманутым зверем. Падая на холодный
белый камень, большой лев своей тяжестью задавил шакала и лису.
Текст сказки «Знание всего дороже» (татарская сказка)
Когдато в давние времена жил один старик, и у него был сын, мальчик
пятнадцати лет от роду. Надоело молодому джигиту сидеть дома без дела, и
он стал просить отца: — Отец, у тебя есть триста таньга. Дай мне из них сто, и я поеду в чужие
края, посмотрю, как там живут люди.
Отец и мать сказали:
— Эти деньги мы бережём для тебя. Если они нужны для того, чтобы начать
торговлю, бери и поезжай.
Джигит взял сто таньга и поехал в соседний город. Стал он ходить по
городским улицам и зашёл в какойто сад. Смотрит, в саду стоит высокий
дом.
Заглянул в окно и видит: сидят в этом доме за столами молодые люди и чем
то занимаются.
Заинтересовался джигит. Остановил прохожего и спрашивает:
— Что это за дом и что здесь делают? Прохожий говорит:
— Это школа, а в ней обучают письму. Захотелось и нашему джигиту
научиться писать.
Вошёл он в дом и разыскал старшего учителя.
— Что тебе надо? — спросил старший учитель у него.
— Я хочу обучиться письму,— ответил джигит. Учитель сказал:
— Это похвальное желание, и мы охотно научим тебя писать. Но ведь мы
обучаем не бесплатно. Есть ли у тебя сто таньга?
Джигит тут же отдал свои сто таньга и стал обучаться письму.
Через год он так хорошо овладел грамотой, что мог писать быстро и красиво
— лучше всех учеников.
— Теперь тебе больше нечего делать у нас,— сказал учитель.— Возвращайся
домой.
Вернулся джигит в свой город. Отец и мать спрашивают его:
— Ну, сынок, рассказывай, много ли ты нажил добра за этот год?
— Отец,— говорит джигит,— сто таньга не зря пропали, за них я научился
грамоте. Сам знаешь, без грамоты и торговать невозможно. Покачал головой отец:
— Ну, сынок, видно, не много у тебя ума в голове! Научиться грамоте ты
научился, а что толку? Думаешь, тебя за это большим начальником назначат?
Одно скажу: совсем ты глупый!
— Отец,— отвечает джигит,— это не так! Будет польза от моей грамоты. Дай
мне ещё сто таньга. Поеду я в другой город, начну торговать. В этом деле
грамота мне очень пригодится.
Послушал его отец, дал ему ещё сто таньга.
На этот раз джигит отправился в другой город. Ходит он по городу, всё
осматривает. Заходит и в сад. Видит: стоит в саду большой, высокий дом, а из
дома доносится музыка.
Спрашивает он у одного прохожего:
— Что делают в этом доме? Прохожий отвечает:
— Здесь учатся играть на скрипке.
Пошёл джигит, разыскал старшего учителя. Тот спрашивает его:
— Что тебе надобно? Зачем пришёл?
— Пришёл учиться играть на скрипке,— отвечает джигит.
— Мы не обучаем даром. Если сможешь заплатить сто таньга в год, будешь
учиться,— говорит учитель.
Джигит, не задумываясь, отдаёт ему свои сто таньга и начинает учиться. За
год он так научился играть на скрипке, что никто не мог с ним сравниться.
Больше ему здесь делать нечего, надо возвращаться домой.
Приехал он — отец и мать спрашивают его:
— Где же деньги, которые ты выручил от торговли?
— Ив этот раз я не наживал денег,— отвечает сын,— зато научился играть на
скрипке.
Рассердился отец: — Хорошо выдумал! Ты что же, хочешь за три года промотать всё, что я
нажил за всю мою жизнь?
— Нет, отец,— говорит джигит,— я не зря промотал твои деньги. В жизни и
музыка понадобится. Дай мне ещё сто таньга. В этот раз я тебе много добра
наживу!
Отец говорит:
— Последние сто таньга у меня остались. Хочешь— бери, хочешь — не бери!
Больше у меня ничего для тебя нет!
Взял сын деньги и поехал в третий город — добро наживать.
Приехал он в город и решил осмотреть его. Ходит всюду, заглядывает в
каждую улицу. Вошёл и в большой сад. В саду стоит высокий дом, а в этом
доме за столом сидят какието люди. Все они хорошо одеты, и все они делают
чтото непонятное.
Подозвал джигит прохожего и спрашивает:
— Что делают люди в этом доме?
— Они учатся играть в шахматы,— отвечает прохожий.
Захотелось и нашему джигиту обучиться этой игре. Вошёл он в дом, разыскал
главного. Тот спрашивает:
— Зачем ты пришёл? Что тебе нужно?
— Хочу научиться играть в эту игру,— отвечает джигит.
— Что ж,— говорит главный,— учись. Только мы даром не учим, надо
заплатить учителю сто таньга. Есть деньги — будешь учиться.
Отдал джигит сто таньга и начал учиться игре в шахматы. За год он стал
таким искусным игроком, что ни один человек не мог обыграть его.
Простился джигит со своим учителем и думает:
«Что же мне теперь делать? К родителям возвращаться нельзя — с чем я к
ним приеду?» Стал он искать для себя какоенибудь дело. И узнал он, что из этого города
уходит какойто торговый караван в далёкие чужие страны. Пришёл молодой
джигит к хозяину этого каравана — караванбашй — и спрашивает:
— Не нужен ли вам работник при караване? Караванбаши говорит:
— Нам очень нужен работник. Возьмём тебя, будем кормить и одевать.
Сговорились они,и стал молодой джигит работником.
На другое утро караван вышел из города и отправился в долгий путь.
Шли они долго, миновали много мест и попали в пустынные края. Здесь
лошади у них устали, люди заморились, всем хотелось пить, а воды нет.
Наконец находят они один старый, заброшенный колодец. Заглянули в него —
вода виднеется глубоко глубоко, поблёскивает, как маленькая звёздочка.
Привязывают караванщики к длинной верёвке ведро и спускают в колодец.
Вытянули ведро — пустое. Опускают снова — не набирается вода. Долго они
так мучились, а потом верёвка совсем оборвалась, и ведро осталось в колодце.
Тогда караванбаши говорит молодому джигиту:
— Ты моложе нас всех. Привяжем тебя и спустим на верёвке в колодец — ты
и ведро достанешь и узнаешь, почему это вода не набирается.
Привязывают к поясу джигита верёвку и спускают в колодец. До самого дна
спустили. Смотрит джигит: в колодце совсем нет воды, а то, что блестело,
оказалось золотом.
Джигит нагрузил золотом ведро и дёрнул за верёвку: вытаскивайте! Вытянули
караванщики ведро с золотом — обрадовались несказанно: не думали, что
такое богатство найдут! Опять спустили ведро, джигит опять наполнил его до
краёв золотом. Пятнадцать раз опускали и поднимали ведро. Наконец дно
колодца потемнело — не осталось там и крупинки золота. Теперь в ведро сел
сам джигит и сделал знак, чтобы его поднимали. Стали караванщики
поднимать его. А караванбаши думает:
«Стоит ли поднимать этого джигита? Он скажет: «Золото это нашёл я, оно
принадлежит мне». И нам его не отдаст, возьмёт себе. Так лучше, чтобы его не
было здесь!»
Перерезал он верёвку, и молодой джигит упал на дно колодца… Когда джигит пришёл в себя, стал он осматриваться вокруг и увидел в стенке
колодца железную скобу. Дёрнул за скобу — открылась дверь. Вошёл он в эту
дверь и очутился в маленькой комнатке. Посреди этой комнатки на постели
лежал какойто умирающий худой и бородатый старик. А возле старика была
скрипка. Джигит взял скрипку и решил проверить, исправна ли она. Скрипка
оказалась исправной. Он и думает: «Всё равно мне погибать на дне этого
колодца — дай хоть поиграю в последний раз!» Настроил скрипку и стал
играть. И только джигит заиграл, как бородатый старик тихонько
приподнялся, сел и молвил:
— О сын мой, откуда ты взялся, на моё счастье? Если бы не звуки скрипки, я
был бы уже мёртв в эту минуту. Ты вернул мне жизнь и силы. Я — владыка
этого подземелья и исполню всё, что ты хочешь!
Джигит говорит:
— О отец, мне не надо ни золота, ни серебра, никаких богатств! Прошу тебя
только об одном: помоги мне подняться из этого колодца и догнать караван!
И только он высказал эту просьбу, как старик подхватил его, вынес из
колодца и понёс в ту сторону, куда ушёл караван. Когда караван был уже на
виду, старик распрощался с джигитом и поблагодарил его за то, что тот
возвратил его к жизни. А джигит горячо поблагодарил старика за помощь.
Скоро джигит догнал караван и как ни в чём не бывало пошёл вместе с
караванщиками. Караванбаши сильно струсил и думал, что джигит будет
бранить его и упрекать за коварство, но джигит не сказал ни одного гневного
слова, будто ничего и не случилось. Идёт с караваном, работает, как все;
такой же приветливый, как и прежде.
Однако караванбаши успокоиться не может, и злобные мысли его не
оставляют. Думает он:
«Этот джигит, видно, очень хитрый! Сейчас он ничего не говорит, а когда в
город придём, непременно потребует у меня своё золото».
И вот, когда до города осталось два дня пути, даёт караванбаши джигиту
письмо, приказывает сесть верхом на лошадь и быстрее ехать вперёд.
— Это письмо отвези моей жене — получишь от неё богатый подарок! —
сказал он, а сам както нехорошо улыбнулся. Джигит сейчас же отправился в путь.
Подъехал он к самому городу и думает:
«У этого караванбаши нет ни стыда, ни совести: оставил он меня в колодце
на верную гибель, присвоил себе всё золото, которое я достал. Как бы не
подвёл он меня и теперь!»
И решил джигит прочитать письмо караванбаши. В своём письме караван
баши посылал привет жене и дочери и сообщал, что в этот раз возвращается с
большим богатством. «Но чтобы это богатство всё осталось в наших руках,—
писал караванбаши,— вы должны при помощи какойнибудь хитрости
погубить джигита, который доставит вам это моё письмо».
Прочёл джигит письмо караванбаши и решил как следует проучить его за
коварство и за бесстыдство. Стёр он последние строчки письма и написал
почерком караванбаши такие слова: «Благодаря этому джигиту я
возвращаюсь к вам с большим богатством. Пригласи всех родных и соседей и
немедленно выдай нашу дочь замуж за джигита, который доставит это письмо.
Чтобы к моему приезду всё было сделано, как я приказываю!»
Это письмо джигит и вручил жене караванбаши. Усадила она джигита, стала
его угощать, а сама вскрыла письмо мужа и читает.
Прочитала она письмо, пошла в комнату своей дочерикрасавицы и говорит
ей:
— Вот, дочка, отец пишет, чтобы я выдала тебя замуж за этого джигита.
Согласна ли ты?
А девушке джигит с первого взгляда понравился и полюбился. Она говорит:
— Слово отца для меня закон, я согласна!
Сейчас же стали готовить всякие яства и напитки, созвали всех родных и
соседей — и выдали девушку замуж за джигита. И девушка рада, и джи
гит рад, и все довольны и веселы: такая хорошая свадьба была!
Через два дня возвращается домой караванбаши. Работники выгружают тюки
с товарами, складывают их во дворе. Караванбаши даёт распоряжения и
входит в дом. Жена ставит перед ним всякие угощения, хлопочет. Караван
баши спрашивает: — А где же наша дочь? Почему она меня не встречает? Видно, в гости куда
нибудь уехала?
— Куда ей ехать! — отвечает жена.— По твоему велению я выдала её замуж
за джигита, который привёз нам твоё письмо. Сейчас она сидит со своим
молодым мужем.
— Что ты говоришь, глупая!—закричал караванбаши.— Я же приказал тебе,
чтобы ты какойнибудь хитростью извела этого джигита.
Жена говорит:
— Зря бранишь меня. Вот твоё письмо. Прочитай его сам, если мне не веришь!
— и подаёт письмо.
Схватил караванбаши письмо, смотрит — его почерк, его печать.
Стал он с досады грызть кулак:
— Я хотел его уничтожить, избавиться от него, а вышло всё не так, не по
моему!
Да уж раз дело сделано, не переделаешь его. Притворился караванбаши
добрым, ласковым. Приходит он с женой к джигиту и говорит:
— Дорогой мой зять, я виноват перед тобой! Не гневайся, прости меня!
Джигит отвечает:
— Ты был рабом своей жадности. Ты бросил меня в глубокий колодец, и
только благодаря доброму старику я не погиб там. Что ты ни затевай, что ни
выдумывай, погубить меня не сможешь! Лучше и не пытайся!
На другой день джигит заложил тройку и со своей молодой женой поехал
кататься. Едут они по широкой красивой улице и подъезжают к прекрас
ному дворцу. Во дворце горят разноцветные огни, перед дворцом стоят люди,
все о чёмто переговариваются, смотрят на дворец. Джигит спрашивает:
— Что это за дворец и почему здесь собралось так много людей?
Жена говорит ему:
— Это дворец нашего падишаха. Падишах объявил, что выдаст свою дочь за
того, кто обыграет его в шахматы. Проигравшему отрубают голову. Много уже погибло здесь молодых джигитов изза дочери падишаха! А обыграть его
никто не может, нет на свете второго такого искусного игрока!
— Зайду и я к падишаху, сыграю с ним в шахматы,— говорит джигит.
Стала молодая жена плакать, стала упрашивать его:
— Не ходи. Если зайдёшь, непременно потеряешь голову!
Успокоил её джигит.
Не бойся,— говорит,— останется цела моя голова.
Вошёл он во дворец. А там сидят визири, сидит за столом падишах, перед ним
шахматная доска.
Увидел падишах джигита и спрашивает:
— Зачем пришёл? Джигит говорит:
— Пришёл играть с тобою в шахматы.
— Я тебя всё равно обыграю,— говорит падишах,— и тогда отрублю тебе
голову!
— Отрубишь так отрубишь,— говорит джигит,— а сейчас давай играть.
Падишах говорит:
— Будь потвоему! И вот моё условие: если я выиграю три партии — отрублю
тебе голову; если ты у меня выиграешь три партии — выдам за тебя дочь.
Подают они один другому руку в присутствии всех визирей и начинают
играть.
Первую партию выиграл падишах. И вторую выиграл падишах. Радуется он,
говорит джигиту:
— Я же предупреждал тебя, что пропадёшь ты! Осталось ещё раз проиграть, и
снесут тебе голову!
— Там видно будет,— отвечает джигит.— Давай играть дальше.
Третью партию выиграл джигит. Поморщился падишах, говорит:
— Сыграем ещё раз! — Хорошо,— отвечает джигит,— сыграем, если тебе хочется.
И опять выиграл джигит. Падишах говорит:
— Ещё раз сыграем!
Сыграли ещё раз, и снова джигит выиграл. Падишах говорит:
— Ну, если хочешь, бери мою дочь. А если выиграешь ещё одну партию —
отдам тебе полцарства. Стали играть. Снова партию выиграл джигит.
Разошёлся падишах и говорит;
— Давай сыграем ещё партию! Выиграешь — отдам всё царство.
Визири его уговаривают, а он не слушает.
Снова джигит выиграл. Дочку падишаха он не взял, а всё его царство взял.
Вызвал джигит к себе родителей, и стали они жить все вместе.Я у них был —
сегодня ходил, вчера вернулся. Поиграли, поплясали, поелипопили, усы
намочили, а в рот ничего не попало.
Текст сказки «Волшебный колодец» (цыганская сказка)
Cпит цыганка, и снится ей сон, будто приходит к ней какаято старуха и
говорит, чтобы шла она за водой тудато и тудато.
– Большой клад попадет к тебе, милая, ты уж своего счастья не упускай, –
сказала старуха и сгинула.
Проснулась цыганка в холодном поту. Видит: муж рядом спит. Ничего
ему говорить не буду, пусть потом порадуется , – решила цыганка и
потихонечку выбралась из шатра. Взяла она коромысла, повесила ведра на
них, веревку прихватила и пошла по дороге, как ей старуха велела. А в небе
луна светит, путь цыганке освещает. Видит цыганка: и вправду, колодец
стоит. Привязала она к ведру веревку и бросила ведро вниз. Зачерпнула раз,
вынимает ведро, а в нем одна грязь да песок. Снова бросила цыганка ведро в
колодец, второй раз зачерпнула, вынимает ведро, а в нем угли черные.
Забулькал тут колодец, забурлил, и начала из него вода подниматься – прямо
к цыганке. Ключом бьет вода. Со страха пустилась цыганка бежать.
Пробежала немного да опомнилась, вспомнила, что старуха ей про клад
говорила. Подумала цыганка и вернулась обратно. Подошла к колодцу и тут
же вспомнила, что ведро с веревкой она в колодце утопила. Воскликнула
цыганка:
– Боже, сделай так, чтобы вернулось мое добро! Едва произнесла она эти
слова, как на поверхность воды поднялась маленькая бочечка деревянная и плывет прямо в руки цыганке...
А в это время муж цыганки проснулся. Видит: нет жены.
– И где ж ты пропала, чертова баба? – рассердился цыган и побежал искать
жену. Увидал ее у колодца и кричит издалека:
– Ты чего там стоишь? Нашла время, когда за водой ходить, дура!
Только докатились эти слова до колодца, как ухнул бочонок обратно в яму,
спала вода, покрылась зеленью, как в болоте, и все затихло. А ведро с воем и
стоном выпрыгнуло прямо в руки цыганке. Как стояла она, так и села у
колодца без сил. И не знает, то ли мужа от злости изругать, что помешал он
клад вытащить, то ли на себе волосы рвать, что не могла потише из шатра
выйти.
Так и вернулись цыган с цыганкой в шатер без клада и с пустыми ведрами.
Текст сказки «Упрямые козы» (узбекская сказка)
Жили когдато в разных селениях две козы: одна белая, другая чёрная, и обе
они были очень упрямые. Вот както раз отправились эти козы щипать траву:
белая — на своём пастбище, чёрная — на своём. Вечером, когда солнце
стало садиться, козы наелись досыта и пошли: белая — в своё селение, чёрная
— в своё. Шли они, шли и сошлись на узкой доске. А доска эта была
перекинута через глубокий арык.
Не разойтись козам на доске! Или одной, или другой надо уступить дорогу.
— Эй ты, чёрная! Посторонись, уступи мне дорогу! — закричала белая коза.
— Вот ещё! Буду я тебе дорогу уступать! — крикнула чёрная коза. — Сама
мне дорогу уступи!
— Всю ночь простою — не уйду!
— До утра буду стоять, с места не сдвинусь!
Долго спорили упрямые козы. Потом затрясли бородами, застучали
копытцами — в драку вступили. Отошли каждая на три шага, нагнули головы
с острыми рогами да как бросятся одна на другую! Стукнулись они лбами,
сцепились рогами, да обе и свалились в арык. Выбрались козы из арыка и
вернулись домой мокрые, грязные.
Текст сказки «Комар оводу не товарищ» (украинская сказка) Летит овод, по сторонам смотрит, а под кустиком в холодке комар сидит.
Овод и говорит ему:
— Полетим, брат, за компанию!
— Э, тебе то хорошо, у тебя одни только ребра, а я толстый, солнца боюсь.
— Ну, если так, то прощай.
— Доброго здоровья, ответил комар.
Только село солнышко, летит комар, песенку напевает, а сам думает:
«Встречу коня либо человека, вот и съем!» Глядьна сухой ветке сидит,
надувшись, овод и подремывает.
— А, здорово, дружок! — говорит комар, толкнув овода ногой.
— Ну, что? Здорово, — отвечает спросонок овод.
— Полетим, брат, теперь за компанию!
— Не полечу, холодно, да и боюсь жупан росой замочить.
— Ну, так прощай! Видно, овод комару не товарищ!
— Доброй ночи, — ответил овод, потёр задние ножки одну о другую, да и
захрапел.
История создания стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова
Расул Гамзатов, дагестанский поэт, написал стихотворение «Журавли»
после посещения Японии. В Хиросиме он увидел памятник японской девочке
по имени Садако Сасаки, страдавшей от неизлечимой болезни после атомного
взрыва.
Девочка узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу
бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно
исполнится. И Садако стала складывать журавликов из любых попадавших в
ее руки ей кусочков бумаги Но девочка умерла.
Потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, Р. Гамзатов
увидел впечатляющее зрелище тысячи и тысячи женщин в белой одежде.
Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не
черное, как у нас. Случилось так, что когда он стоял в толпе , в небе
появились вдруг настоящие журавли. Их стая была небольшая, и в этой стае
Расул Гамзаевич заметил маленький промежуток.
Затем была телеграмма о кончине матери. По дороге домой, в
самолете, поэт думал о матери, о погибших двух братьях, о миллионах, не
вернувшихся с войны, женщинах в белом одеянии и о многом другом, но
мысли поэта все время возвращались к белым журавлям.
Так появилось стихотворение.
Когда звучит песня “Журавли”, в каждой семье вспоминают о своих погибших
отцах, братьях, сыновьях и дочерях. Бессмертный образ белых журавлей стал
родным и близким миллионам людей на нашей планете. И нашел он свое
отражение в песне дагестанского поэта Р.Гамзатова. Это души погибших,
это сердца павших в той Великой войне, это наша незабвенная память. Журавли Победы нас зовут к миру, своим криком просят не забывать тех, кто
завоевал нам мир.
Журавли не имеют национальности они символизируют память обо всех
погибших на полях сражений. Вот почему люди замолкают, когда видят
журавлиный клин. Не случайно в День Победы, 9 мая, мы отдаем дань памяти
воинам минутой молчания.
Песни разных народов России
Карачаевобалкарская песня о Белой Батай
Твой отец неумолим.
За тебя дают калым.
А добро, кому оно некстати?
Взял отец сто пять голов:
Сто баранов, пять ослов,
Да еще возьмет шестого — зятем.
Ингушская «Песня насильно выданной замуж»
Что же вы, братья, меня погубили,
Мужу постылому бросив бесчестно,
Чтобы ночами мне плакать в бессилье,
Чтобы завидовать мертвым невестам.
Снегурочка
Что так Снегурочку тянуло к тому высокому огню?
Уж лучше б в речке утонула, попала под ноги коню.
Но голубым своим подолом вспорхнула
ноженьки видны и нет ее.
Она подобна глотку оттаявшей воды.
Как чисто с воздухом смешалась, и кончилась ее пора.
Играть с огнем вот наша шалость,
вот наша древняя игра.
Нас цвет оранжевый так тянет, так нам проходу не дает.
Ему поддавшись, тело тает и телом быть перестает.
Но пуще мы огонь раскурим и вовлечем его в игру,
И снова мы собой рискуем и доверяемся костру.
Вот наш удел еще невидим, в дыму еще неразличим.
То ль из него живыми выйдем, то ль навсегда сольемся с ним
(отец татарин, мать русскоитальянское происхождение)
А.С.Пушкин ! «Я помню чудное мгновенье»
Б.Ахмадулина
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
С.А. Есенин «Руки милой — пара лебедей»
Руки милой – пара лебедей –
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
Пел и я когдато далеко
И теперь пою про то же снова,
Поэтому и дышит, глубоко
Нежностью пропитанное слово.
Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою. Только тегеранская луна
Не согреет песни теплотою.
Я не знаю, как мне жизнь прожить:
Догореть ли в ласках милой Шаги
Иль под старость трепетно тужить
О прошедшей песенной отваге?
Шуар Нурбаев (узбекский поэт)
Отчего я слёзы вижу, милая, в твоих глазах?
Отчего несчастья муку вижу я в твоих слезах?
Отчего ты так печальна и безмолвна предо мной?
Не ко мне ль в глазах прекрасных у тебя вопрос немой?
Иль меня облила ложью злого недруга строка?
Или роль свою сыграла клевета клеветника?
Я прошу тебя, откройся, в сердце тайну не тая.
Сердце верное Шукура бьётся только для тебя.
Эдуард Гольдернесс (грузинский поэт)
Прости, я не хотел тебя обидеть,
В любви бывает нужно отойти,
Чтоб уловить, отчетливо увидеть
Её вперед ведущие пути.
Любовь живет лишь вечной переменой.
Знать, что назавтра то же, что вчера?..
Ты знаешь, что любви, столь неизменной,
У нас не выжить... даже до утра!
Нет, лучше сотни недоразумений,
Таких, что нелегко и вспоминать,
Но только б свежесть первых впечатлений
Еще не раз поновому встречать!
Всё, что живет, не ведает застоя.
Так как же нам в любви искать покоя! ОВАНЕС ТУМАНЯН (18691923) –армянский поэт
Ованес Тадевосович Туманян — величайший армянский писатель всех
времен, общественный деятель, родился 7 февраля 1869г., в Лори, селе Дсех
(Северная Армения), в семье священника. В 187883 Туманян получил
начальное образование в школе Джалалогли (Степанаван), а затем перевелся в
школу Нерсесян в Тифлисе (Тбилиси, столица Грузии). После 3 лет учебы он
оставил школу, главным образом изза финансовых трудностей. Писать начал
в середине 80х гг., сотрудничал в армянских газетах и журналах...
АХТАМАР
Каждой ночью к водам Вана
Ктото с берега идет
И без лодки, средь тумана,
Смело к острову плывет.
Он могучими плечами
Рассекает лоно вод,
Привлекаемый лучами,
Что маяк далекий шлет.
Вкруг поток, шипя, крутится,
За пловцом бежит вослед,
Но бесстрашный не боится
Ни опасностей, ни бед.
Что ему угрозы ночи,
Пена, воды, ветер, мрак?
Точно любящие очи,
Перед ним горит маяк!
Х.Икрамов
(узбекский поэт)
Отец Камила Икрамова — узбек, первый секретарь ЦК КП Узбекистана
Акмаль Икрамович
Икрамов (1898—1938), мать — еврейка, заместитель
наркома земледелия Узбекской ССР Евгения Львовна
Зелькина (1900—1938),
выпускница Института красной профессуры, руководитель Восточной секции
Аграрного института Коммунистической академии, член редколлегии
журнала «На аграрном фронте», автор книги «Очерки по аграрному вопросу в
Средней Азии» (1930). В сентябре 1937 года отец был арестован по делу
правотроцкистского блока (вместе с Н. И. Бухариным, А. И. Рыковым, Н. Н. Крестинским, Х. Г. Раковским и другими). Решением суда на Третьем
Московском процессе был приговорён к расстрелу, приведённому в
исполнение в середине марта 1938 года. Мать была арестована и приговорена
к расстрелу 28 марта того же года, а Камил переехал в Москву к деду и
бабушке — врачу Льву Захаровичу Зелькину и литератору Берте Павловне
Зелькиной, которые жили в Черниговском переулке, дом 4, кв. 23. В ноябре
1943 года Камил был арестован и приговорен к пяти годам исправительно
трудового лагеря. В 1948 году был освобождён, но в 1951 году был повторно
арестован по той же статье. В 1951—1955 годах отбывал наказание в
Карагандинском лагере. В 1956 году поступил в Московский областной
педагогический институт имени Крупской, на филологический факультет,
окончил в 1961 году. С 1956 года публикуется, начав с журналистики. Писал
произведения для детей и юношества. Автор исторических романов. Умер в
1989 году в Кёльне. Похоронен на Кунцевском кладбище. Имеет награды:
лауреат конкурса на лучшую книгу для детей (1967), орден «Знак Почёта»
(1987), народный писатель Узбекистана (1987)
О мой Родной Узбекистан!
Полей бескрайних караван,
Ты самый солнечный, красивый. Гостеприимный край, любимый.
Твои цветущие поля и вдоль дороги тополя.
Сады, леса, гор снежных башни, которых нет на свете краше.
Всё говорит о красоте земли , великой доброте.
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Реализация поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.