РЕБЕНОК ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД - КАК ОБЛЕГЧИТЬ ПЕРВЫЕ ШАГИ
Оценка 5

РЕБЕНОК ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД - КАК ОБЛЕГЧИТЬ ПЕРВЫЕ ШАГИ

Оценка 5
docx
04.12.2022
РЕБЕНОК ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД - КАК ОБЛЕГЧИТЬ ПЕРВЫЕ ШАГИ
10.docx

Ребенок идет в детский сад - как облегчить первые шаги?

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Для ребенка детский сад является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями, к которому необходимо привыкнуть, адаптироваться. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Среди мам распространено мнение, что всех детей можно поделить на «садиковских» и «несадиковских». Одни с удовольствием идут в сад, участвуют во всех утренниках и заводят себе друзей. Вторые плачут при каждом утреннем расставании с мамой, часто болеют и просятся домой. На самом деле вся разница в адаптации. Одни дети легче адаптируются к новым условиям, и в этом им помогают родители, а для вторых нужно больше времени и усилий, чтобы превратиться в того самого «садиковского» ребёнка. По тому, как дети приспосабливаются к саду, их можно разделить на три основные группы. Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант. Во вторую группу попадают дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть (происходит "обмен" всевозможными инфекциями). Наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Коллектив семьи очень редко насчитывает более 5—6 человек. В детском саду в группе, как правило, 20—25 и более детей да еще взрослые. Ребенок, тем более раннего возраста, не может быстро и безболезненно принять все эти изменения, особенно если ему не помогают взрослые. Следовательно, единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания — непременное условие его благополучной адаптации. До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года, тем более успешно он пройдёт адаптацию к детскому саду. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Всегда нелегко привыкает к детскому саду единственный в семье ребенок, особенно чрезмерно опекаемый, зависимый от матери, привыкший к исключительному вниманию, неуверенный в себе. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.). Вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Неправильные приемы воспитателя могут вызвать у ребенка отрицательное отношение ко всем режимным процессам, у него пропадет аппетит, станет беспокойным сон, может наступить частое мочеиспускание. Особое значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни в большей мере, чем в старшем возрасте, подвержен заболеваниям, и взрослые должны закалять их. Необходимо уделять внимание и одежде маленького ребенка. Вследствие несовершенства терморегуляции малыш легко может вспотеть, если его излишне кутают, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям. Слишком легкая одежда, не защищающая от холода, в которой ребенок зябнет, также может стать причиной заболевания, как и мокрая обувь. Однако главной и основной причиной затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми. Чем уже круг общения ребенка до поступления в детское учреждение, тем дольше формируются у него отношения с воспитателем и со сверстниками. Расширять круг общения ребенка надо постепенно, привлекая для этого отзывчивых людей, способных расположить его к себе. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. Игра с ними все больше и больше привлекает ребенка. Для того чтобы ребенок мог общаться с окружающими взрослыми и детьми, он должен иметь некоторую речевую подготовку, игровые умения. Правила взаимоотношений усваиваются труднее, чем бытовые. Часто дети устраивают «сцены». Ребенок чувствует, что «сцены» портят его отношения с родителями. Победить «сцены» помогут «ритуалы». «Ритуал» - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша. Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми - одна из основных задач при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей. Итак…если у ребенка удалось сформировать навыки самообслуживания, научить его играть, общаться со сверстниками, домашний режим совпадает с детсадовским, наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким. Библиографический список: 1. Гаврилова, Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей / Вопросы психологии. – 1984. - №1 2. Галанов А. С. «Я иду в детский сад: пособие для родителей и воспитателей/ А. С. Галанов. - М.:Школьная пресса, 2002


 

Ребенок идет в детский сад - как облегчить первые шаги?

Ребенок идет в детский сад - как облегчить первые шаги?

Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года, тем более успешно он пройдёт адаптацию к детскому…

Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года, тем более успешно он пройдёт адаптацию к детскому…

Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется

Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2022