Многие знают, что аутизм выражается в ограничении контактов с окружающим миром и бедностью в проявлении эмоций. Но существует ряд признаков, о которых родители могут не догадываться. Рассказываем, как распознать и диагностировать детский аутизм.
У
аутизма, как и у любых психических расстройств, есть определенный набор
симптомов. О некоторых из них родители могут даже не догадываться, списывая
аутическое поведение ребенка на особенности характера.
Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов с
окружающими, «уходе в себя», в свой внутренний мир. Это наблюдается в
отношениях как с близкими, так и со сверстниками. Аутичный ребенок, будучи дома
с родными или в детском коллективе ведет себя так, как будто находится один,
нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит.
Ребенок тщательно скрывает свой внутренний мир от окружающих, часто ни о чем не
рассказывает сам, не отвечает на вопросы. Только по случайным звукам, а иногда
неожиданным фразам близкие могут догадаться о его переживаниях, фантазиях и
страхах;
Аутичные дети часто не различают неодушевленные предметы от одушевленных, а
нередко испытывают неприязнь ко всему одушевленному;
У детей с аутизмом отсутствует эмоциональная реакция на окружающие ситуации.
Они показывают холодность и безразличие к близким, часто сочетающиеся с
повышенной ранимостью, пугливостью, чувствительностью к громкому голосу и
малейшему замечанию в свой адрес;
Характерно болезненное отношение к тактильным, температурным, световым и
звуковым раздражителям. Именно поэтому окружающая среда для аутичного ребенка
является источником постоянного отрицательного фона и эмоционального
дискомфорта. Человеческое лицо часто вызывает негативные ощущения, отсюда и
избегание прямого зрительного контакта с людьми;
Дети с аутизмом сами не жалуются на страхи. Страхи, пережитые в прошлом,
сохраняются надолго и нередко являются причиной поведения, воспринимаемого
окружающими как нелепое;
Игры, фантазии, интересы и интеллектуальная деятельность далеки от реальности.
Дети годами одержимо играют в одну и ту же игру, рисуют одни и те же рисунки и
совершают одни и те же стереотипные действия, попытки прервать которые часто
безуспешны;
Аутизм отчетливо проявляется и в речи детей. Нередко при большом словарном
запасе и способности к сложным оборотам дети не пользуются речью для общения.
Они могут обращаться в пространство и к самому себе, не употреблять личные
местоимения, а говорить о себе во втором или третьем лице;
В поведении детей обращает на себя внимание плохая моторика, неловкость
движений и трудность в овладении элементарными навыками самообслуживания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.