РЕБЕНОК С ОВЗ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ
Оценка 4.9

РЕБЕНОК С ОВЗ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

Оценка 4.9
docx
18.04.2023
РЕБЕНОК С ОВЗ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ
РЕБЕНОК С ОВЗ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ.docx

РЕБЕНОК С ОВЗ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ

 

 

Аннотация: актуальность статьи обусловлена ростом числа детей с ОВЗ. В статье рассмотрены способы устранения трудностей и проблем в социализации с детьми ОВЗ, определены основные проблемы социализации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

 

 
Ключевые слова:
дети с ОВЗ, ранняя помощь детям с ОВЗ, рекомендации для родителей и детей, деятельность социального педагога.

 

         Каким вырастет ребенок во многом зависит от его родителей. Не зря говорят, что общение с детьми и воспитание – целое искусство, имеющее свои законы и круг значений. Особенно это касается воспитания детей с ОВЗ. Оказание помощи детям продолжает оставаться актуальной в связи с резким увеличением количества детей с различными формами отклонения от нормального развития. Именно в этот период развития ребенок сильно зависим от социальных условий жизни. Особенно важен для развития ребенка ранний возраст, по мнению Л.С. Выготский, он сензитивен для всех социальных влияний. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества. Ежегодно в России рождается около 50 тысяч детей, которые признаются инвалидами. Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ОВЗ чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения. Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного воспитания детей дошкольного возраста. Это связано с дефицитом мест в системе дошкольного образования, низкой оплатой труда педагогов, низкой социальной культурой и терпимостью населения к лицам, имеющим особенности в развитии. Следовательно, инклюзия ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение должна основываться на совместных усилиях педагогов, родителей, работников управления образования и социальной защиты.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

         При оформлении комнаты или уголка ребёнка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации. Так же рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, то есть там, где ребёнок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке. Если ребёнок сел рисовать, уберите все лишнее со стола. Гиперактивный ребёнок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает. Как только ребёнок устал, его следует переключить на другой вид деятельности. Приучайте ребёнка к различного рода конструкторам, всевозможным настольным играм. Данные виды деятельности способствуют развитию концентрации внимания. При оформлении комнаты или уголка ребёнка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации. Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, то есть там, где ребёнок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке. Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребёнком правильно, и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное. Не следует на ребёнка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребёнка при выполнении домашних заданий. Если ребёнок сел рисовать, уберите все лишнее со стола. Гиперактивный ребёнок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает. Как только ребёнок устал, его следует переключить на другой вид деятельности. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца.

Внедрение инклюзивного воспитания и образования полезно обществу по множеству причин:

1. Инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.

2. Инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.

3. Инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.

От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

            В организации учебного процесса необходимо:

·        использовать вербальные поощрения;

·        свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

·        составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

·        предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

·        разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

·        игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

·        разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

·        осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

·        игровые ситуации;

·        дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

·        игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

·        психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

         Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить их с ответом, а наоборот, дать 1-2 минуты на обдумывание. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту; он должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т.п. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

 

 

Список литературы

1. Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация / Е.В. Меттус - М.: Учитель, 2007. - 302 с.

2. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с.

3. Соколова, Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет / Ю.А. Соколова - М.: Эксмо, 2006. - 47 с.

4. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2006. - 204 с.

5.  Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Вьюнова - М.: Академический проект, 2005. - 142 с.

 

 


 

РЕБЕНОК С ОВЗ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ

РЕБЕНОК С ОВЗ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ

При оформлении комнаты или уголка ребёнка избегайте ярких красок и сложных орнаментов

При оформлении комнаты или уголка ребёнка избегайте ярких красок и сложных орнаментов

Инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь

Инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь

Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание

Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023