Ребёнок с особенностями в развитии в детском саду
Понятие «ребенок с особенностями развития» относится к детям, образовательные потребности которых находятся за границами общепринятых условных норм [4, с. 48]. Данная категория включает в себя одаренных детей, а также детей, имеющих психологические и (или) физические проблемы и нуждающихся для полноценного гармоничного развития личности в создании специальных воспитательных и образовательных условий. Специальные условия образования подразумевают использование специальных средств, методов, программ обучения, психологических, педагогических, медицинских, социальных и других услуг, которые способны обеспечить для детей без барьерную среду жизнедеятельности и адаптивную среду образования, без которых затруднено освоение такими детьми образовательно-воспитательных программ. На основании требований ФГОС ДО и Примерной образовательной программы дошкольного образования дефектологами и педагогами разрабатывается Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития. Такие дети могут иметь не только обще возрастные, так и специфические особенности, имеющие связь со структурой первичной недостаточности и характером вторичных отклонений. Первичные нарушения зачастую могут осложняться различными проблемами сопутствующего характера: расстройствами аутистического спектра, эмоциональноволевыми нарушениями, нарушениями в опорно-двигательном аппарате, нарушениями слуха, синдромом дефицита внимания или гиперактивности и пр. Поэтому цель программы заключается в создании комплекса условий для гармоничного разностороннего развития личности ребенка, независимо от его психофизических возможностей и потребностей, его индивидуализации и социализации [2, с.13]. На содержание коррекционно-развивающей работы оказывают влияние потенциальные возможности каждого ребенка и структура дефекта. Такая работа может включать в себя следующие направления: 1) Сенсорное развитие (развитие слуха, зрения, вкуса, обоняния, тактильных ощущений). 2) Развитие общей и мелкой моторики, а также артикуляционной моторики. 3) Развитие психических познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия). 4) Коррекция нарушений слоговой структуры слов. 5) Коррекция звукопроизношения. 6) Развитие и формирование лексико-грамматического строя речи. 7) Развития и коррекция просодической стороны речи. 8) Развитие и формирование связной речи. 9) Формирование элементарных математических представлений. 10) Формирование навыков звукового анализа и синтеза, фонетико-фонематических представлений. 11) Развитие конструктивной (продуктивной) и познавательно-исследовательской деятельности. 12) Расширение детского кругозора, формирование целостной картины мира. Осуществление коррекционно-образовательной деятельности должно происходить как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и во время различных режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности дошкольников и взрослых. В работе с воспитанниками специалисты используют различные формы работы. Это может быть индивидуальная работа, которая организована с учетом Индивидуального плана развития ребенка, подгрупповые и фронтальные занятия, участие в режимных моментах группы и пр. [3, с.106]. Для развития компенсаторных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями, его личности в целом применяются современные педагогические технологии, среди которых можно отметить: • игровые технологии («Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», развивающие игры Б.П. Никитина); • технологии, основанные на деятельностном подходе (метод самостоятельной исследовательской деятельности, метод проектов); • педагогические технологии развития и обучения (технологии ТРИЗ, технология моделирования и пр.); • информационно-коммуникационные технологии, компоненты здоровьесберегающих технологий (оптимальное распределение физических и интеллектуальных, воспитание культуры здоровья, доброжелательный стиль общения с детьми, зрительная, дыхательная, пальчиковая гимнастика и пр.). Существуют различные методы коррекционно-развивающей работы [4, с. 89]. С учетом используемых средств можно выделить: • наглядные методы: непосредственное наблюдение (на экскурсии, в природе), опосредованное наблюдение (рассматривание картин и игрушек); • словесные методы: чтение и пересказ художественных произведений, беседа, рассказывание, заучивание наизусть; • практические методы: упражнения, инсценировки, драматизации, дидактические игры и пр. В зависимости от характера деятельности выделяют: • продуктивные методы: рассказывание, пересказ, беседа, творческие задания, дидактические игры для развития связной речи); • репродуктивные методы (заучивание наизусть, пересказ, дидактические игры, игры-драматизации по содержанию литературных произведений и пр.). Усилия педагогов различного профиля (воспитателей, дефектологов, логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре и пр.) обеспечивают компенсацию и коррекцию у ребенка различных психоречевых недостатков. Достаточно важным условием необходимо назвать создание в детском саду единого речевого режима: предъявление со стороны всех взрослых одних требований, погружение в единую лексическую тему. Так, воспитателем организуется образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и различных видов детской деятельности с применением сюжетных, игровых и интегрированных форм. Также именно воспитатель стимулирует оречевление всей деятельности, поощряет выбор детей игр познавательно-речевой направленности в самостоятельной деятельности. Дефектологом и логопедом проводится коррекционная работа, развивающая в ходе режимных моментов образовательную деятельность и направленная на преодоление недостатков развития. Музыкальным руководителем вводятся в практику элементы логоритмики, упражнения на развитие двигательной памяти и слухового восприятия, игры-драматизации, этюды на развитие выразительности жестов и мимики. Инструктором по физической культуре организуются упражнения и игры на развитие мелкой и общей моторики, игры на развитие пространственной ориентации, игры и упражнения на развитие мелкой и общей моторики. Спортивные игры имеют речевое сопровождение, направленное на закрепление навыков правильного произношения звуков. С семьями дошкольников осуществляется взаимодействие на основе принципа партнерства. При этом используются различные методы и формы работы. Для информирования родителей о ходе образовательного процесса используются различные консультации, дни открытых дверей, организации выставок детского творчества, оформление информационных стендов и сайта дошкольного учреждения, создание буклетовпамяток, приглашение родителей на детские праздники и концерты и пр. осуществляется также совместная деятельность, при которой к организации конкурсов и праздников привлекаются родители, проводятся различные экскурсии, прогулки, семейные театры, детская проектная и исследовательская деятельность. Для успешной реализации программы большое значение имеет мотивационная заинтересованность родителей в развитии детей, совместное выполнение домашних заданий, посещение консультаций, контроль полученных навыков и пр. В результате разработанной системы условий появляется возможность компенсации существующих недостатков и для детей с особенностями развития открываются возможности индивидуализации и позитивной социализации, развития творческих способностей и инициативы, личностного развития в целом. Таким образом, выпускники детского сада приобретают для полноценного перехода к следующей ступени развития равные стартовые возможности. Литература 1. Министерство образования и науки РФ. Официальный сайт [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф/ 2. Нищева Н.В. Примерная адаптированная общеобразовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240 с. 3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 352 с. 4. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева (и др.) – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 240 с. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.