Федеральное государственное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена»
реферат
«Речь как функция мозга»
Выполнила:
Лужнова Ксения Николаевна, студентка 1 курса
института дефектологического образования и реабилитации
Санкт-Петербург
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
РЕЧЬ В ЭВОЛЮЦИИ МОЗГА4
Гипотезы возникновения речи4
Роль речи в эволюции мозга6
ЦЕНТРЫ РЕЧИ7
МЕХАНИЗМЫ ВОКАЛИЗАЦИИ12
ПАТОЛОГИИ РЕЧИ15
Приобретённые патологии15
Врождённые патологии17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ29
ВВЕДЕНИЕ
Речь – одна из главных отличительных особенностей человека как вида. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Все речевые механизмы регулируются отделами головного мозга. Нарушение какой-либо структуры мозга ведёт к речевым патологиям. Какие-то из них могут быть вылечены полностью, какие-то могут корректироваться дефектологами, а некоторые нарушения необратимы и не поддаются ни коррекции, ни лечению.
Актуальность
изучения механизмов образования речи, а так же самой речи как функции мозга
высока. Современная дефектология нуждается в полном и упорядоченном понимании
всех механизмов и процессов работы мозга при образовании речи – от нервного
импульса до вокализации.
РЕЧЬ В ЭВОЛЮЦИИ МОЗГА
Гипотезы возникновения речи
О появлении речи задумывались еще античные философы. За две тысячи лет было выдвинуто более 200 гипотез происхождения речи, которые описаны Якушиным (Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984). Однако эти гипотезы не имеют ничего общего с современными представлениями о природе речи.
Все гипотезы возникновения речи можно условно разделить на три группы: ненаучные, физикалистские и эволюционные.
Первая группа включает в себя древние гипотезы, например, мутационная, согласно которой речь появилась в результате одной единственной мутации. Все эти гипотезы опровержены.
Вторая группа гипотез объясняет природу возникновения непосредственно звуковых сигналов, однако никак не объясняет возникновение речи как таковой. Такие гипотезы нельзя назвать исчерпывающими.
С точки зрения психофизиологии интерес представляют гипотезы третьей группы – эволюционные. Согласно им, речь развивалась постепенно в ходе эволюции. Этой гипотезы придерживались такие учёные как антрополог Виктора Валериановича Бунака, психолог Лурия. Они считали, что речь произошла от звуковых сигналов. Бунак предполагал, что это были «жизненные шумы» – звуки переклички приматов, а Лурия полагал, что речь возникла из агрессивных звуковых сигналов.
Американский
антрополог Гордон Хьюз в 1973 году опубликовал свою жестовую гипотезу
происхождения речи. По его мнению, вначале появилась не звуковая, а жестовая
речь. В 70-е годы задавались вопросом, как формировались «жесты-понятия».
Польские ученые открыли, что в районе 12 месяцев (об этом позднее писал Выготский в своей книге «Мышление и речь») ребенок активно начинает использовать указательные жесты: он показывает на предмет и издает звуковые сигналы, лалии. Он обозначает предмет звуком и жестом, затем жест можно убрать, а звук оставить. Роль указательного жеста сначала была сформулирована американским антропологом Осборном, потом была поддержана отечественным психологом Выготским.
Интересно,
что все этапы эволюции речи можно проследить, наблюдая за развитием речи
ребёнка.
Роль речи в эволюции мозга
Общение – это не только вербальная передача звуковых сигналов, поэтому животным не нужна речь. Долгое время древние люди тоже обходились без языка – вместо речи наши предки использовали жесты, отдельные звуки, крик, тактильный контакт.
Появление речи было заложено эволюционно: по сравнению с другими животными люди не были самыми сильными, быстрыми и ловкими. Поэтому люди нуждались в жизни группами, обмене опытом и коммуникации. С выходом человека из леса и развитием его мозга, сформировались центры, отвечающие за речь. Вместе с мозгом развивались и органы, обуславливающие вокализацию: язык, губы, нижняя челюсть, нёбная занавеска, надгортанник.
Совокупность всех этих факторов – потребность в коммуникации, формирование речевых центров и органов, участвующих в звуковоспроизведении – способствовала формированию речи. До сих пор точно не известно, у каких из древних людей впервые возникла речь, однако членораздельная речь впервые появилась только у Homo Sapiens.
Первая речь была простой и состояла из отдельных звуков, которые люди соотносили с определёнными предметами или явлениями. Дальше речь развивалась по иерархической структуре: из отдельных звуков — фонем — складывались слоги, из слогов — фонетические слова, из фонетических слов — фонетические синтагмы (сочетания из нескольких фонетических слов без пауз между ними), а из них — фонетические предложения. До сих пор мы видим такое же строение в современном языке.
ЦЕНТРЫ РЕЧИ
Речевая система – одна из самых сложных систем организма. Речь обеспечивается работой как центральной, так и периферической нервной системой; как левым, так и правым полушарием головного мозга; как целыми функциональными системами, так и отдельными органами.
Системы речи ЦНС
В восприятии и воспроизведении речи (как устной, так и письменной) участвуют семь зон головного мозга (схема 1).
Схема 1. Центры головного мозга
1 — моторная кора, 2 — зона Брока, 3 — первичная слуховая кора, 4 — зона Вернике, 5 — угловая извилина, 6 — первичная зрительная кора, 7 – дугообразный пучок.
Главную роль в управлении речью играет кора больших полушарий. Схему осуществления речевого процесса можно описать так: кора больших полушарий посылает сигнал к иннервируемым органам через подкорковые узлы, проводящие пути, ядра ствола и определённые нервы.
Такая система представляет собой завершённый цикл – последовательное взаимодействие трёх отделов мозга (схема 2).
Схема 2. Цикл речи
Разрыв речевого круга в любой точке разрушает речевой процесс.
Примеры:
1. Глухота блокирует центр Вернике. Попытка восстановить речевой круг заставляет говорить громко. Абсолютная глухота делает человека немым (глухонемым) вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Вернике. В неврологии данное состояние определяется как сенсорная афазия.
2. Центр Брока поражается при детском церебральном параличе. Тяжелая форма этого заболевания также резко нарушает или делает невозможным речевой процесс вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Брока. В неврологии данное состояние определяется как моторная афазия.
3. Ассоциативный центр поражается при некоторых неврологических заболеваниях, травмах головного мозга. При этом нарушается способность составления фраз. Однако, данные нарушения наблюдаются не часто, т.к. ассоциативный центр менее жестко структурирован.
4. Заикание есть периодический разрыв речевого круга (не стабильная работа речевого круга).
Все речевые анализаторы расположены в обоих полушариях головного мозга, однако развиваются только с одной стороны: у правшей – слева, у левшей – справа. Разберём эти три отдела (схема 3) по порядку.
Схема 3. Центр Брока (Broca) и центр Вернике (Wernicke)
1. Речедвигательный центр Брока
Центр Брока – это зона головного мозга, отвечающая за двигательную активность в процессе речи. Этот участок управляет мышцами лица, языка, глотки, челюстей. Основная его функция – преобразование нейронных кодов слов в последовательность артикуляций. Моторный центр речи обеспечивает также правильный порядок слов и их допустимые сочетания – то есть синтаксис (или грамматику) высказываний.
При повреждении моторного центра речи появляется моторная афазия – в таком случае человек понимает речь, но самостоятельно говорить не может.
2. Сенсорный центр Вернике
Центр Вернике расположен в височной области головного мозга и связан с восприятием устной речи. Задача этого центра – распознавание и хранение устной речи, как чужой, так и собственной. Основная его функция - преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия.
При повреждении этого центра возникает сенсорная афазия – нарушение фонематического слуха, появление затруднений в понимании устной речи, в письме под диктовку.
Центр
Вернике и центр Брока связаны между собой дугообразным пучком – нервным путём,
состоящим из множества волокон. При повреждении этих волокон возникает проводниковая
афазия.
3. Центр восприятия письменной речи (ассоциативный)
Этот центр находится в зрительной зоне коры головного мозга. Поражение этого центра приводят к невозможности чтения и письма.
При повреждении этого центра зрение сохранится, но это приведёт к расстройству узнавания – так называемой зрительной агнозии. Такой человек, будучи полностью грамотным, не сможет прочесть написанное. Также это заболевание выражается возможностью узнавания знакомого человека только после того, как тот заговорит.
МЕХАНИЗМЫ ВОКАЛИЗАЦИИ
Речь человека формируется не только работой определённых структур мозга, но и системами, отвечающими за возможность вокализации:
· особенностями строения гортани;
· наличием резонаторов;
· способностью произвольно управлять:
· скоростью движения воздуха во время дыхания;
· положением и натяжением голосовых связок;
· положением губ, языка, мягкого неба.
Вокализация охватывает два взаимосвязанных процесса: фонацию и артикуляцию.
Фонация
Звук образуется при вибрации голосовых связок, когда воздух во время выдоха проходит между ними. Голосовые связки расположены вдоль латеральных стенок гортани. Их положение и натяжение обеспечивается группой соответствующих мышц.
Но особую роль в вокализации играют мышцы, расположенные в складках вместе с голосовыми связками. Эти мышцы состоят из большого количества изолированных волокон, каждое из которых иннервируется отдельной веточкой соответствующего нерва. Вследствие этого они могут сокращаться частями, что обеспечивает более тонкие особенности очертания голосовых связок и щели, что возникает между ними.
Вибрация голосовых связок происходит из-за
относительно быстрого прохождения воздуха во время выдоха через суженную
голосовую щель (рис. 1).
Закрытая или слегка открытая голосовая щель во время выдоха при разговоре создает препятствие для движения воздуха, поэтому в грудной клетке давление становится выше, чем в случае обычного выдоха (до 20 см вод. ст. и больше).
Рисунок 1. Разное положение голосовых связок
Артикуляция
Основные органы, обеспечивающие фонемную структуру речи – артикуляцию, – это губы, язык и мягкое небо. Голосовой канал (глоточная, ротовая и носовая полости), а также положения этих образований во время прохождения воздуха имеют различную конфигурацию. Состояние каждого из них, особая конфигурация находятся под влиянием коры полушарий большого мозга, то есть управляются сознательно.
Индивидуальные особенности
губ, языка, мягкого неба придают индивидуальности произносимым звукам.
Разные конфигурации связок создают разные модуляции потока воздуха (фонации):
· нейтральное положение связок дает нейтральный голос,
· незначительное разведение черпаловидных хрящей по сравнению с нейтральным и ослабление напряженности связок – "мягкий" (или расслабленный) голос;
· при дальнейшем разведении ширина глоттиса превышает предел, при котором действует эффект Бернулли, и колеблются только передние (дальние от хрящей) части связок, причем продувание воздуха через задние их части придает голосу шумовую составляющую – это "придыхательный" голос;
· если связки разведены еще дальше, возникает глухое придыхание ;
·
напряжение
связок дает "жесткий" (или напряженный) голос, а сближение
черпаловидных хрящей – "скрипучий", в этом случае тоже колеблются
только передние части связок, но при очень значительном дыхательном усилии.
ПАТОЛОГИИ РЕЧИ
Патологии речи могут быть врождёнными и приобретёнными. Приобретённые нарушения называются афазиями. Такие нарушения чаще всего возникают как следствие тяжёлых заболеваний или механических повреждений головного мозга.
Приобретённые патологии
Афазия — это нарушение уже сформировавшейся речи в результате повреждения мозга. При этом у человека могут нарушаться говорение, понимание чужой речи, чтение, письмо. Самая частая причина афазии — инсульт. Иногда нарушения речи имеют временный характер, и все возвращается в норму в течение нескольких недель, но так происходит далеко не всегда. Среди менее распространенных причин афазии встречаются черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства, нейроинфекции.
При поражении центра Вернике возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). Речь такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, т.к. больной не замечает своих дефектов.
Поражение зоны Брока вызывает эфферентную моторную афазию, при которой собственная речь нарушается, а понимание чужой сохраняется.При эфферентной моторной афазии нарушается кинетическая мелодия слов по причине невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой. Больные с афазией Брока осознают свои ошибки.
Один из наиболее распространенных симптомов афазии — это сложности с тем, чтобы вспомнить слово.
Наверное, каждому человеку знакомо ощущение, когда знаешь слово, оно вертится на языке, но не можешь его в нужный момент вспомнить. Люди с афазией постоянно испытывают это неприятное чувство.
Афазия возникает, когда поражена какая-либо область мозга, вовлеченная в речь. У правшей, как правило, афазия возникает при поражении левого полушария, поскольку у них именно оно играет основную роль в речевых процессах. У левшей речь может больше полагаться и на правое полушарие, и на оба сразу.
Зоны, поражение которых влечет афазию, многочисленны. Это не только зоны Брока и Вернике, о которых шла речь в XIX веке, — сегодня мы знаем, что это более обширная сеть. В последнее время появилась теория, что принципиально не то, какие зоны коры головного мозга повреждены, а какие повреждены проводящие пути, то есть тракты из белого вещества, которые объединяют зоны коры, позволяют им «общаться» между собой и работать как функционирующая сеть. Например, последние исследования показывают, что даже если зона Брока поражена, но прилегающие проводящие пути сохранны, то у человека не будет афазии.
Врождённые патологии
Врождённые нарушения речи практически не поддаются лечению, только коррекции дефектологами-логопедами. Такие нарушения связаны с внутриутробным недоразвитием каких-либо систем и органов. Можно выделить следующие основные нарушения речи.
Алалия – полное или частичное отсутствие речи, обусловленное недоразвитием или повреждением речевых отделов коры головного мозга, не связанных со снижением слуха или нарушением интеллекта. Ухудшаются произношение, речевой слух и способность усваивать грамматические правила родного языка, резко уменьшается словарный запас и др. Бывает: моторная, сенсорная и сенсомоторная алалии.
Анартрия – расстройство речи, вызванное поражением мышц или нервов, участвующих в произношении.
Ринолалия (гнусавость) – дефект звукопроизношения, обусловленный нарушением резонаторной функции носовой полости. Речь невнятна, монотонна. Возникает до 12 недели внутриутробного развития в период закладки речевого аппарата.
Дизартрия – расстройство речи в результате нарушения работы речевого аппарата (язык, нёбо, губы). Кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, ин формации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Соответственно полифункциональными являются и отделы мозга, отвечающие за речь. Главными речевыми отделами мозга являются зоны Брока и Вернике.
Современная наука ставит перед собой задачу исследовать функции мозга в полной мере. Дефектологи и логопеды остро нуждаются в новых исследованиях и открытиях в сферах психофизиологии речи, механизмов вокализации.
Список литературы
1. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. // М., 1984
2. С.А.Бурлак,. Вестник МГУ, "Антропология"// М., 2012.
3. Солоухина О. А., Щеголева С. И., Искра Е. В., Акинина Ю. С., Ахутина Т. В., Иванова М. В. Психолингвистические параметры, влияющие на называние объектов и действий // М., 2016 .
4. Лауринавичюте А. К., Драгой О. В., Иванова М. В., Купцова С. В., Уличева А. С., Петрова Л. Психологическая (не)реальность синтаксических следов: данные движений глаз // Калининград, 23–27 июня 2014 г.
5. Малютина С. А., Ступина Е. А., Драгой О. В., Гордеева Е. А., Зырянов А. С., Копачев Д. Н., Толкачева В. А., Пронин И. Н., Иванова М. В. Роли трактов левого полушария в речевой деятельности: дооперационные данные диффузионно-тензорной томографии пациентов с опухолями головного мозга // Светлогорск: Институт психологии РАН, 2018. С. 680-682.
6. Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицын Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. // Л.: Наука, 1977.
7. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. // М.: МГУ, 1989.
8. Макаров Игорь Владимирович, Емелина Дарья Андреевна Нарушения речевого развития у детей // Социальная и клиническая психиатрия., 2017.
9. Phillip Hamrick, Jarrad A. G. Lum, and Michael T. Ullman // PNAS. – 7 February 13, 2018
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.