Речь правильная. Основные грамматические нормы.( имя существительное) 6 класс

  • doc
  • 31.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Р.Я.6 класс Грам нормы .doc

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)

 

Класс: 6.

Тема: «Речь правильная. Основные грамматические нормы».

1-ый урок по теме ( я брала имя существительное)

 

Цели урока:

·                                 образовательная: формировать представление о нормах литературного языка; формировать умение находить, классифицировать и исправлять грамматические ошибки;

·                                 развивающая: развивать умение выражать и аргументировать собственную позицию;

·                                 воспитательная: способствовать воспитанию культуры речи и культуры взаимодействия в группе.

Тип урока. Урок развития речи

·                                 Задачи урока:

·                                 Образовательные: 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание грамматических норм.

·                                 2.Формировать язык предмета.

·                                 3. Формировать речеведческие умения.

·                                 Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

·                                 2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор учащихся.

·                                 3. Развивать память и внимание.

·                                 4. Развивать умения анализировать, систематизировать, делать выводы.

·                                 Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь к русскому языку, к окружающему миру; вызвать интерес к изучению норм литературного языка.

·                                 2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование нравственных качеств: общительности, способности к открытому взаимодействию, толерантности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

- Осознание  себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

- Формировать самооценку школьника  на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

Умение:

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты

Умение:

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты

Умение:

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные результаты

Умения определять и исправлять ошибки

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая

Оборудование: задания для каждой группы, индивидуальные задания, таблица-памятка «Грамматические нормы», карточки для рефлексии.

 

План урока

1.Оргмомент.

2.Мотивационный этап.

3.Проверка домашнего задания

4. Актуализация опорных знаний.

5. Постановка цели и задач урока.

6. Усвоение новых знаний.

7. Первичное закрепление.

8. Самостоятельная работа.

9. Обобщение.

10. Домашнее задание.

11. Рефлексия. Итоги.

12. Оценивание

 

 

 

 

Ход урока

 

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

 

2. Мотивационный этап. На доске эпиграф:

Величайшее богатство народа — его язык.

Михаил Александрович Шолохов.

- Слово учителя. Беседа:

- Как вы понимаете данное высказывание?

-А можно ли узнать  что-то о человеке, слушая как и что он говорит?

Действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.

Речь человека- это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Ребята, вы согласны со мной? Аргументируйте (ответы учащихся).

- А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь? (нет)

- Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры

Да, ребята, к сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так:

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг», «шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, билютень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

(В.Масс, М.Червинский)

 

(Ответы учащихся.)

- Скажите, какие нормы нарушил герой?

3. Проверка домашнего задания

4. Актуализация опорных знаний

- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?

- Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

(предполагаемый ответ-правильная речь; культура речи).

 

- Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?

 

(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)

 

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

 

5. Постановка целей и задач урока.

А какие языковые нормы существуют? (ОТВЕТ УЧЕНИКОВ)

А какие из названных вами мы уже изучили?

Значит, сегодня мы будем изучать…(грамматические нормы).

(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)

(ответы учеников).

(Сегодня на уроке мы вспомним, какая речь называется правильной, познакомимся с грамматическими нормами русского языка, а более подробно рассмотрим грамматические нормы имени существительного. Тема очень большая, поэтому она будет разделена на 3 урока: сегодня – имя существительное, затем – имя прилагательное и глагол.

6. Усвоение новых знаний.

 

Итак, грамматические нормы

Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.

Послушайте :

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей,

У рыб нет зуб.

- Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?

А какие нормы нарушены? (грамматические)..А какие именно?

В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п., то есть-морфологические.

А)Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данных словосочетаниях( на доске)

Пойти (лес), спросить (сестра), дать (отец), предложить (книга), сообщить ( радостная новость), петь (хор).

Учитель читает. Устная работа.

Что мы учитывали при выполнении этого задания? Какую грамматическую категорию? Правильно-падеж!

-Сколько же падежей в русском языке?

-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов)

 

Нормы употребления имён существительных, связанные с особенностями категории рода. Знать, к какому роду относится имя существительное, необходимо для того, чтобы правильно изменять его по падежам, сочетать с другими словами в предложении.

 По родовой принадлежности выделяются: - имена существительные мужского рода: век; корабль (Р. п. – корабля) , врач (Р. п. – врача) , герой (Р. п. – героя) ; юноша, староста; городище (от город – м. р.) ; путь; ведущий;

- имена существительные женского рода: книга; тень (Р. п. – тени) , печь (Р. п. – печи) ; гостиная;

 

- имена существительные среднего рода: окно, развитие; имя, время, темя; дитя; животное. –

 

имена существительные общего рода: умница, грязнуля; Женя, Валя; - имена существительные, род которых определить невозможно (слова, не имеющие формы единственного числа) : мемуары, шахматы, Кордильеры.

При определении рода несклоняемых заимствованных нарицательных существительных необходимо учитывать следующее: -

к мужскому роду относятся: а) одушевлённые существительные, обозначающие животных: азиатский зебу; б) одушевлённые существительные со значением лица (в зависимости от реальной соотнесённости с полом) : известный атташе;

- к женскому роду относятся: а) одушевлённые существительные со значением лица (в зависимости от реальной соотнесённости с полом) : очаровательная мадам; б) неличные существительные, род которых определяется по родовому понятию: бере (груша) , иваси (рыба) , кольраби (капуста) , салями (колбаса) , цеце (муха) и др. ;

- к среднему роду относятся: а) неодушевлённые существительные: уютное кафе, вкусное какао;

- к общему роду относятся: а) одушевлённые существительные со значением лица (их называют двуродовыми) : мой визави оказался интересным рассказчиком – моя визави оказалась интересной рассказчицей, их протеже не оправдал надежд – их протеже не оправдала надежд.

 Род несклоняемых заимствованных собственных существительных определяется по роду нарицательного слова, которое обозначает родовое понятие: современный Хельсинки (город – м. р.) , живописный Капри (остров – м. р.) , труднодоступная Юнгфрау (гора – ж. р.) , полноводная Миссисипи (река – ж. р.) , красивое Эри (озеро – ср. р.) ; Би-Би-Си проинформировала (Британская радиовещательная корпорация – ж. р.) . Некоторые несклоняемые фамилии относят к общему роду (называют также двуродовыми) : Иван Седых, Галина Седых.

Теперь рассмотрим категорию числа имен существительных. Главная проблема будет заключатся в  правильности употребления множественного числа в форме родительного падежа. Давайте начертим таблицу.

Определите род существительных, правильно со­гласовав их с прилагательными и глаголами.

1.   Заказали овощн... рагу. 2. Батуми в середине века носил...название Батоми. 3. На плечах у неё пушист... боа. 4. Исполняли виртуозн... попурри из русских народных песен. 5. Прав... туфл... и лев... кроссов...к... вместе с об...ими тапками порвал... 6. Нов... подмастерье справлял...с... с работой. 7. Он у вас недопустим... белоручка. 8. Киев – цветущ... столица Украины. 9. Брезентов... сапожище стоял... у кровати. 9. Военн... атташе прибыл... в посольство. 10. Недавно у нас открыл... с... нов... кафе-столовая. 11. Лечащ... врач Иванова прописал... ребенку новое лекарство. 12. Могилевск... роно подтвердил... свое указание. 13. Стены дома украшал... цветн... граффити. 14. Вылечил кровоточащ... мозоль.

Д/з учить записи.