ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
Класс: 6.
Тема: «Речь правильная. Основные грамматические нормы».
1-ый урок по теме ( я брала имя существительное)
Цели урока:
· образовательная: формировать представление о нормах литературного языка; формировать умение находить, классифицировать и исправлять грамматические ошибки;
· развивающая: развивать умение выражать и аргументировать собственную позицию;
· воспитательная: способствовать воспитанию культуры речи и культуры взаимодействия в группе.
Тип урока. Урок развития речи
· Задачи урока:
· Образовательные: 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание грамматических норм.
· 2.Формировать язык предмета.
· 3. Формировать речеведческие умения.
· Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.
· 2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор учащихся.
· 3. Развивать память и внимание.
· 4. Развивать умения анализировать, систематизировать, делать выводы.
· Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь к русскому языку, к окружающему миру; вызвать интерес к изучению норм литературного языка.
· 2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование нравственных качеств: общительности, способности к открытому взаимодействию, толерантности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.
- Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные результаты
Умение:
- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
- обобщать полученную информацию,
- прогнозировать учебную ситуацию,
- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные результаты
Умение:
- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные результаты
Умение:
- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,
- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.
Предметные результаты
Умения определять и исправлять ошибки
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая
Оборудование: задания для каждой группы, индивидуальные задания, таблица-памятка «Грамматические нормы», карточки для рефлексии.
План урока
1.Оргмомент.
2.Мотивационный этап.
3.Проверка домашнего задания
4. Актуализация опорных знаний.
5. Постановка цели и задач урока.
6. Усвоение новых знаний.
7. Первичное закрепление.
8. Самостоятельная работа.
9. Обобщение.
10. Домашнее задание.
11. Рефлексия. Итоги.
12. Оценивание
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, настрой на работу.
2. Мотивационный этап. На доске эпиграф:
Величайшее богатство народа — его язык.
Михаил Александрович Шолохов.
- Слово учителя. Беседа:
- Как вы понимаете данное высказывание?
-А можно ли узнать что-то о человеке, слушая как и что он говорит?
Действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.
Речь человека- это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Ребята, вы согласны со мной? Аргументируйте (ответы учащихся).
- А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь? (нет)
- Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры
Да, ребята, к сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так:
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг», «шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
(В.Масс, М.Червинский)
(Ответы учащихся.)
- Скажите, какие нормы нарушил герой?
3. Проверка домашнего задания
4. Актуализация опорных знаний
- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?
- Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
(предполагаемый ответ-правильная речь; культура речи).
- Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?
(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
5. Постановка целей и задач урока.
А какие языковые нормы существуют? (ОТВЕТ УЧЕНИКОВ)
А какие из названных вами мы уже изучили?
Значит, сегодня мы будем изучать…(грамматические нормы).
(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)
(ответы учеников).
(Сегодня на уроке мы вспомним, какая речь называется правильной, познакомимся с грамматическими нормами русского языка, а более подробно рассмотрим грамматические нормы имени существительного. Тема очень большая, поэтому она будет разделена на 3 урока: сегодня – имя существительное, затем – имя прилагательное и глагол.
6. Усвоение новых знаний.
Итак, грамматические нормы
Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.
Послушайте :
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей,
У рыб нет зуб.
- Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?
А какие нормы нарушены? (грамматические)..А какие именно?
В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п., то есть-морфологические.
А)Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данных словосочетаниях. ( на доске)
Пойти (лес), спросить (сестра), дать (отец), предложить (книга), сообщить ( радостная новость), петь (хор).
Учитель читает. Устная работа.
Что мы учитывали при выполнении этого задания? Какую грамматическую категорию? Правильно-падеж!
-Сколько же падежей в русском языке?
-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов)
Нормы употребления имён существительных, связанные с особенностями категории рода. Знать, к какому роду относится имя существительное, необходимо для того, чтобы правильно изменять его по падежам, сочетать с другими словами в предложении.
По родовой принадлежности выделяются: - имена существительные мужского рода: век; корабль (Р. п. – корабля) , врач (Р. п. – врача) , герой (Р. п. – героя) ; юноша, староста; городище (от город – м. р.) ; путь; ведущий;
- имена существительные женского рода: книга; тень (Р. п. – тени) , печь (Р. п. – печи) ; гостиная;
- имена существительные среднего рода: окно, развитие; имя, время, темя; дитя; животное. –
имена существительные общего рода: умница, грязнуля; Женя, Валя; - имена существительные, род которых определить невозможно (слова, не имеющие формы единственного числа) : мемуары, шахматы, Кордильеры.
При определении рода несклоняемых заимствованных нарицательных существительных необходимо учитывать следующее: -
к мужскому роду относятся: а) одушевлённые существительные, обозначающие животных: азиатский зебу; б) одушевлённые существительные со значением лица (в зависимости от реальной соотнесённости с полом) : известный атташе;
- к женскому роду относятся: а) одушевлённые существительные со значением лица (в зависимости от реальной соотнесённости с полом) : очаровательная мадам; б) неличные существительные, род которых определяется по родовому понятию: бере (груша) , иваси (рыба) , кольраби (капуста) , салями (колбаса) , цеце (муха) и др. ;
- к среднему роду относятся: а) неодушевлённые существительные: уютное кафе, вкусное какао;
- к общему роду относятся: а) одушевлённые существительные со значением лица (их называют двуродовыми) : мой визави оказался интересным рассказчиком – моя визави оказалась интересной рассказчицей, их протеже не оправдал надежд – их протеже не оправдала надежд.
Род несклоняемых заимствованных собственных существительных определяется по роду нарицательного слова, которое обозначает родовое понятие: современный Хельсинки (город – м. р.) , живописный Капри (остров – м. р.) , труднодоступная Юнгфрау (гора – ж. р.) , полноводная Миссисипи (река – ж. р.) , красивое Эри (озеро – ср. р.) ; Би-Би-Си проинформировала (Британская радиовещательная корпорация – ж. р.) . Некоторые несклоняемые фамилии относят к общему роду (называют также двуродовыми) : Иван Седых, Галина Седых.
Теперь
рассмотрим категорию числа имен существительных. Главная проблема будет
заключатся в правильности употребления множественного числа в форме
родительного падежа. Давайте начертим таблицу.
Определите род существительных, правильно согласовав их с прилагательными и глаголами.
1. Заказали овощн... рагу. 2. Батуми в середине века носил...название Батоми. 3. На плечах у неё пушист... боа. 4. Исполняли виртуозн... попурри из русских народных песен. 5. Прав... туфл... и лев... кроссов...к... вместе с об...ими тапками порвал... 6. Нов... подмастерье справлял...с... с работой. 7. Он у вас недопустим... белоручка. 8. Киев – цветущ... столица Украины. 9. Брезентов... сапожище стоял... у кровати. 9. Военн... атташе прибыл... в посольство. 10. Недавно у нас открыл... с... нов... кафе-столовая. 11. Лечащ... врач Иванова прописал... ребенку новое лекарство. 12. Могилевск... роно подтвердил... свое указание. 13. Стены дома украшал... цветн... граффити. 14. Вылечил кровоточащ... мозоль.
Д/з учить записи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.