Речевое поведение К.Собчак в интервью.
Оценка 4.9

Речевое поведение К.Собчак в интервью.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
русский язык
8 кл—11 кл +1
15.12.2021
Речевое поведение К.Собчак в интервью.
В данной статье анализируются особенности речевого имиджа, применяемые К.Собчак в жанре интервью. Описаны приемы, используемые в ходе беседы, и дана их общая характеристика с примерами.
statya_Sobchak.docx

Е. С. Меденко

Глазовский государственный педагогический институт

г. Глазов, Россия

E. S. Medenko

Glazovsky State Pedagogical Institute

 Glazov, Russia

 

 

Речевое поведение К. Собчак в интервью.

Speech behavior of K. Sobchak in an interview.

 

Аннотация. В данной статье анализируются особенности речевого имиджа, применяемые К.Собчак в жанре интервью. Описаны приемы, используемые в ходе беседы, и дана их общая характеристика с примерами.

 

Ключевые слова: Ксения Собчак, Филипп Киркоров, речевое поведение, журналист, интервью, певец, ютуб.

 

Annotation. This article analyzes the features of the speech image used by K. Sobchak in the interview genre. The techniques used during the conversation are described, and their general characteristics are given with examples.

 

Keywords: Ksenia Sobchak, Philip Kirkorov, speech behavior, journalist, interview, singer, YouTube.

 

Введение.

 

В XXI веке активно разрабатывается проблематика, связанная с изучением и описанием речевого поведения. Исследуемая проблема касается и речевого поведения журналистов.

Исторические изменения в нашей стране в конце XX – начале XXI веков нашли безусловное отражение в средствах массовой информации. Можно заметить, что на смену выражению официального, хорового единомыслия и соответствующим языковым стереотипам пришла возможность свободного обмена мнениями, отсюда – и языковая раскрепощенность, раскованность, свобода в выборе и содержания, и формы. Свобода в выборе формы проявилась прежде всего в пересечении разных стилевых пластов, что стало стилистической нормой.

В рамках данной статьи нас прежде всего интересуют именно те изменения в публицистическом стиле, которые отражают языковую компетентность современных журналистов и их речевую культуру. То, что журналисты заговорили языком улиц и площадей, и что это так радовало всех, имеет и другую сторону медали. Явно наблюдается проявление двух тенденций: возрастание количества нарушений нормативности русского языка и несоблюдение правил речевой коммуникации.

 

 

Основная часть.

Ксения Собчак является известной журналисткой, телеведущей и общественным деятелем в России, о ней существуют разные, часто противоречивые мнения. Но, можно с уверенностью сказать, что с обязанностями журналиста Ксения справляется прекрасно. Она очень въедлива в своей подготовке, не боится задавать неприятные и, возможно, опасные вопросы, если бывает такое необходимо.

Одним из самых популярных видео на ютуб-канале Ксении Собчак является интервью с эстрадным певцом, актёром, композитором и музыкальным продюсером Филиппом Киркоровым, которое набрало 9,3 миллиона просмотров. На основе данного видео попробуем проанализировать речевое поведение Ксении как современного журналиста.

Обратившись к названию канала, которое звучит так: «Осторожно Собчак», мы уже понимаем, что Ксения не упустит возможность завладеть интересной информацией и как будто предупреждает, что разговорит любого.

Каждый выпуск начинается с превью, где показаны самые интригующие моменты. Такой прием создан для того, чтобы с первых же минут вызвать интерес у зрителя и сохранять на протяжении всего просмотра. Так, нам показывают, что затрагивается тема гомосексуальной пропаганды. Ф.Киркоров говорит: «Я тоже, может быть, пропагандирую гей культуру». И многие другие вопросы, которые могут заинтриговать современного зрителя.

Место для проведения интервью К.Собчак выбирает удачное – это дом самого Филиппа, т.к для журналиста важно создать благоприятную атмосферу, которая располагала бы делиться сокровенными тайнами.

Сама беседа начинается непринужденно, обсуждается всемирный скандал:

К: «Да сейчас же весь мир обсуждает этот же скандал, принц Брунея объявил, что за однополые браки, за это все будет расстрел.»

С: «А как ты к этому относишься?» – спрашивает Ксения, с неподдельным интересом.

К: «Ну, конечно, это чудовищно, это каменный век, ну как же, весь мир сейчас сбаламутился.»

 

После разговора на отвлеченные темы, когда гость уже готов и настроен на разговор, Ксения переходит на более волнующие темы, касающиеся напрямую самого Филиппа:

С: «Ну, а ты знаешь, что его условно зашкварила его аудитория и дико раскритиковала именно за то, что он сидел с тобой в жюри СТС?»

К: «Моя тоже не поняла, почему я оказался в компании гнойного, я думаю, что ответ и мой и его - высокие рейтинги программы, это бизнес, ничего коме бизнеса и хороший гонорар, почему он должен отказывать, ради чего или я?»

 

Кроме этого, нельзя не отметить то, что журналистка тщательно готовится к интервью, заранее интересуется жизнью гостя и скандалами с его участием, это отчетливо видно по вопросам, которые она задает:

С: «А с Тимати у тебя реально стали хорошие отношения или лучше холодный мир, чем худая война?»

С: «Ты не боялся очередных обвинений в каких-то вот вещах, связанных с гей культурой?»

 

Таким образом, журналистке удается получить интересную информацию, не вытягивая ее из гостя насильно. Беседа проходит в непринужденной форме, девушка поддерживает гостя и на протяжении всего интервью сохраняет позитивный настрой. На основе данного выпуска, мы можем высоко оценить профессионализм К.Собчак в жанре интервью. 

 

В ходе анализа интервью были выявлены следующие особенности речевого поведения К.Собчак:

 

1.      Обычно, когда Ксения Собчак хочет выразить негодование, она использует нормативную лексику, иногда даже книжной стилевой окраски, например: развратница, праведница. Иногда возвышенная лексика сочетается с ярко выраженными просторечиями, сравните: пройдоха, клейма ставить негде. Такое сочетание слов в пределах одного высказывания обычно встречается в тех случаях, когда Ксения Собчак подчеркивает свое отношение к происходящему как к чему-то, не умещающемуся в рамки здравого смысла.

 

2.      Часто используется тактика воздействия с помощью рассказа о собственном опыте:

С: Послушай, а я считаю, что во всем надо искать позитив и позитив вот той старой истории, я даже не собиралась ее вспоминать, но коль ты вспомнил, как раз заключается в том…»

 

 

3.      Регулярно используется и гармонизирующая стратегия «подчеркнутое уважение или псевдоуважение», направленная на сближение с оппонентом:

С: «Слушай, ну это какие-то очень модные вещи прям, очень красиво. Ребят, это я такого не видела, в бутиках нет такого! Слушай, ну это очень все красиво, носить не переносить, я бы сама с удовольствием в таком ходила.»

С: «Слушай, можно я сделаю с тобой фото на фоне твоей гардеробной, это же исторический момент.»

С: «Даа, мне еще, ребят, расти и расти.»

С: «Потому что когда я увидела Ибицу (клип Филиппа), у меня вызвала восторг невероятная смелость сделать…»

С: «Ты умный человек.»

 

4.      Очень часто мы можем заметить такое, что, недослушав гостя, Ксения задает уже новый вопрос, комментирует его слова, либо перебивает, желая выразить свою точку зрения. Это отмечает и ее оппонент:

К: «И обвинили меня во всем, в чем только я не делал и не имел никогда отношения.»

С: «А почему, кстати, вот столько раз в твоей жизни вот именно.»

К: «Подожди, дай я договорю, дай я договорю.»

 

5.      Для речи Ксении характерны такие слова – паразиты как: слушай, ребята, смотри, вот

 

Заключение.

Проанализировав особенности речевого поведения К. Собчак, мы отметили, что для нее характерна яркая оценочность речи. Оценочность, экспрессия на лексическом уровне достигается употреблением стилистически окрашенной лексики, благодаря которой журналистка выражает свое отношение к предмету речи; окказиональных слов (авторских неологизмов), позволяющим оценить словотворчество автора; жаргонных слов, использования метафор, перифраз и других лексических средств. Они позволяют сделать текст более выразительным, доставить читателю эстетическое удовольствие.

К.Собчак умело использует разнообразные речевые стратегии: контраст, обобщение, усиление, повтор. Они позволяют ей завладеть вниманием читателя и направить в то русло, в которое необходимо автору, при этом удерживать его на протяжении всего текста.

 

Литература.

 

1.      Е.Ю. Медведев. К вопросу о формировании речевого имиджа. – 79-80 с.

2.      Стексова Т.И. Речевое поведение журналистов в восприятии адресатов: от «суконного» формализма к вседозволенности? // Коммуникативные исследования. – 2020.


 

3.     

Е. С. Меденко Глазовский государственный педагогический институт г

Е. С. Меденко Глазовский государственный педагогический институт г

Одним из самых популярных видео на ютуб-канале

Одним из самых популярных видео на ютуб-канале

Ксения Собчак подчеркивает свое отношение к происходящему как к чему-то, не умещающемуся в рамки здравого смысла

Ксения Собчак подчеркивает свое отношение к происходящему как к чему-то, не умещающемуся в рамки здравого смысла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2021