Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием инновационных форм работы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования установил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет, определил целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из ведущих мест. При выпуске из детского сада дошкольник отлично понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Речевая культура – это главная основа для освоения целевых ориентиров дошкольного образования.
Таким образом формирование всех составляющих речи (грамматического строя, развитие словаря, фонематической стороны) – важная задача для педагогов дошкольного образования. В современном сложном мире часто стали рождаться дети с различными отклонениями в здоровье, это касается и речевых нарушений. Поэтому и необходим поиск инновационных методов и средств коррекции речевых недостатков.
Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности. Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, учебной, трудовой, игровой. Дошкольник обращает внимание на особые условия обстановки, в которой протекает действие. Ситуации общения – специально проектируемые воспитателем или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Особенности ситуации общения как формы работы с детьми:
• участие в ситуации общения;
• позиция взрослого как партнера по общению;
• изменение формы взаимодействия педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
• воспитателем планирует и организует ситуацию чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
• время ситуации общения от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей; Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными (полное погружение в ситуацию), описательными в от того, какую задачу пре - следует педагог. Организуя ситуацию общения, воспитатель наблюдает за детьми и находит эти ситуации в играх и общении детей, не нарушая деятельности детей, использует для решения обучающих или воспитательных задач. [1, с. 52] Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений: Ситуация общения «Бездомные животные»
Цель: Формировать безопасное поведение в природе. Стремиться к З. О. Ж., воспитывать желание помогать бездомным животным, познакомить с правилами соблюдения гигиены после общения с такими животными. Активизировать словарь.
Ситуация общения «Еда вкусная и полезная – Что на грядке растет»
Цель: учить детей устанавливать простейшие причинно–следственные связи, располагать события в определенной последовательности, подвести к пониманию того, как нужно правильно питаться. Ситуация общения «Улыбка»
Цель: тренировать при приветствии друга или взрослого использовать средства невербального общения: посмотреть на человека, улыбнуться. чтобы собеседник понял: ему рады и приветствуют именно его. Развитию речи дошкольников также способствует технология обучения детей составлению срав - нений. Воспитатель называет любой предмет; обозначает его признак; определяет значение этого признака; сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. Младший дошкольник осваивает модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. Дети 5 работают более самостоятельно при составлении сравнений, поддерживается инициатива ребенка в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни ребенка педагог уже задает признак, а ребенок учится самостоятельно делать сравнения. Технология обучения детей составлению сравнений способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности, формирует умение сопоставлять признаки объектов, развивает внимание, любознательность и наблюдательность. Технология «Интеллектуальная карта» – еще один инновационный способ для развития речи детей. Оригинальный и простой метод запоминания материала, с помощью которого мы развиваем не только речевые способности, но и творческие, стимулируем мозговую активность. [2, с.94] Данный способ пробуждает у дошкольника способность к представлению окружающего мира Применение интеллектуальной карты в речевом развитии 1. Набирается материал о предмете: 2. создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета, ситуации; пассивный словарь и активный - пополняются, идет развитие операций мышления: синтез, анализ, обобщение и классификация. 3. Закрепляется и обобщается вся информация: 4. дошкольники развивают способности выделения основной концепции, учатся составлять и расширять предложения; формы работы могут быть разные. В настоящее время широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях по - лучили конструкторы Лего. Конструктор ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Они представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кубиков Лего. Данные строительные элементы также можно использовать для речевого развития детей. Речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для речевого и психического развития ребенка. Рассмотрим варианты такой работы. Педагог может предложить дошкольникам придумать сказку о том, как один дом превратился в другой, осуществляя действия с конструктором, ребенок рассказывает по ходу, что он придумал. Легоконструирование помогает учить согласовывать существительные с предлогами, числительные с существительными и т.д. Дидактическая игра «Где спрятался попугай»
Задача: учить в предложении согласовывать слова, использовать существительные с предлогами (на, в, под, за, около), закреплять навык употребления слов, обозначающих пространственные отношения (впереди - сзади, ближе - дальше). Ход игры: попугай будет играть с нами в «Прятки» • Попугай куда спрятался?? (Попугай спрятался за клетку). • Посади попугая на клетку; куда ты посадил попугая? • Попугай около дерева; • Попугай теперь перед клеткой. При этом ребенок должен проговаривать свои действия. ЛЕГО-постройки можно создавать и использовать в играх-театрализациях. Использование театрализованных игр помогает знакомству детей с устным народным творчеством, развивают игровое по - ведение, коммуникацию, развивают интерес к театрально-игровой деятельности, совершенствуют практический уровень владения связной речью, творческие способности. Содержание и сюжет сказки или стихотворения подталкивают к игровым действиям на основе конструктора. Можно использовать ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях. Дидактическая игра «Кто, что умеет делать» Задача: закреплять знания о животных и птицах, активизировать словарь, развивать правильное звукопроизношение, речевую активность. Материал: набор птиц и животных из Лего –дикие и домашние животные и птицы. При подготовке дошкольников к обучению грамоте также эффективно применение лего-конструктора. [3] Дидактическая игра «Слово и модель» Задача: формировать умение производить звуковой анализ слов, определять количество слогов, звуков в слове и обозначать их кубиками 2*2 красного, зелёного и синего цвета. Материал: кубики синего, зелёного и красного цвета из набора «Лего». Ход игры: Воспитатель называет слово (медленно), а дети должны определить сколько слогов в слове. Сколько слогов в слове «Лес»? Назовите первый, второй, третий звук. Сколько звуков в слове? (три звука). Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук? Возьмите панельки и выкладывайте на ней схему слова из 3 звуков. Сначала идут короткие слова, потом более длинные. Дидактическая игра «Услышь звуки» Задача: работать над дифференциацией звуков по твёрдости и мягкости. Материал: синие и зелёные панели, картинки со словами «Сыр, жук, зонт, стол, кит, дом, нос». Ход: Вы видите картинки и панели. Каких цветов панели? (синего и зелёного) Каким цветом мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным) Каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук? (синим) Я буду называть слово, если в нём твёрдые согласные звуки, то картинку вы кладёте на синюю панель. Что мы положим на зеленую панель? (слово с мягкими звуками.) Таким образом, работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Выбирая инновационные формы работы для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы это было не только адекватно возрастным возможностям детей, но и обеспечивало гарантированный результат развития речи в разных подходах к данной проблеме. Список источников: 1. Ельцова, О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду /О.М. Ельцова, Н.Н. Горбачевская, А.Н. Терехова. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2005 – 192 с. 2. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии: [пособие] - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 109с. 3. Консультация для воспитателей. «Развитие речи, как средство развитие речи по технологии LEGO- конструирования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitatelej-razvitie-rechi-kak-sredstvo-razvitie-rechipo-tehnologii-lego-konstruirovaniya-4950055.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.