РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ
Оценка 4.7

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ

Оценка 4.7
docx
03.12.2022
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ
6.docx

Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием инновационных форм работы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования установил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет, определил целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из ведущих мест. При выпуске из детского сада дошкольник отлично понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Речевая культура – это главная основа для освоения целевых ориентиров дошкольного образования.

Таким образом формирование всех составляющих речи (грамматического строя, развитие словаря, фонематической стороны) – важная задача для педагогов дошкольного образования. В современном сложном мире часто стали рождаться дети с различными отклонениями в здоровье, это касается и речевых нарушений. Поэтому и необходим поиск инновационных методов и средств коррекции речевых недостатков.

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности. Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, учебной, трудовой, игровой. Дошкольник обращает внимание на особые условия обстановки, в которой протекает действие. Ситуации общения – специально проектируемые воспитателем или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Особенности ситуации общения как формы работы с детьми:

• участие в ситуации общения;

• позиция взрослого как партнера по общению;

• изменение формы взаимодействия педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;

• воспитателем планирует и организует ситуацию чаще всего утром, вечером или во время прогулки;

 • время ситуации общения от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей; Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными (полное погружение в ситуацию), описательными в от того, какую задачу пре - следует педагог. Организуя ситуацию общения, воспитатель наблюдает за детьми и находит эти ситуации в играх и общении детей, не нарушая деятельности детей, использует для решения обучающих или воспитательных задач. [1, с. 52] Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений: Ситуация общения «Бездомные животные»

Цель: Формировать безопасное поведение в природе. Стремиться к З. О. Ж., воспитывать желание помогать бездомным животным, познакомить с правилами соблюдения гигиены после общения с такими животными. Активизировать словарь.

Ситуация общения «Еда вкусная и полезная – Что на грядке растет»

Цель: учить детей устанавливать простейшие причинно–следственные связи, располагать события в определенной последовательности, подвести к пониманию того, как нужно правильно питаться. Ситуация общения «Улыбка»

Цель: тренировать при приветствии друга или взрослого использовать средства невербального общения: посмотреть на человека, улыбнуться. чтобы собеседник понял: ему рады и приветствуют именно его. Развитию речи дошкольников также способствует технология обучения детей составлению срав - нений. Воспитатель называет любой предмет; обозначает его признак; определяет значение этого признака; сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. Младший дошкольник осваивает модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. Дети 5 работают более самостоятельно при составлении сравнений, поддерживается инициатива ребенка в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни ребенка педагог уже задает признак, а ребенок учится самостоятельно делать сравнения. Технология обучения детей составлению сравнений способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности, формирует умение сопоставлять признаки объектов, развивает внимание, любознательность и наблюдательность. Технология «Интеллектуальная карта» – еще один инновационный способ для развития речи детей. Оригинальный и простой метод запоминания материала, с помощью которого мы развиваем не только речевые способности, но и творческие, стимулируем мозговую активность. [2, с.94] Данный способ пробуждает у дошкольника способность к представлению окружающего мира Применение интеллектуальной карты в речевом развитии 1. Набирается материал о предмете: 2. создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета, ситуации; пассивный словарь и активный - пополняются, идет развитие операций мышления: синтез, анализ, обобщение и классификация. 3. Закрепляется и обобщается вся информация: 4. дошкольники развивают способности выделения основной концепции, учатся составлять и расширять предложения; формы работы могут быть разные. В настоящее время широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях по - лучили конструкторы Лего. Конструктор ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Они представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кубиков Лего. Данные строительные элементы также можно использовать для речевого развития детей. Речевое сопровождение собственных действий имеет большое значение для речевого и психического развития ребенка. Рассмотрим варианты такой работы. Педагог может предложить дошкольникам придумать сказку о том, как один дом превратился в другой, осуществляя действия с конструктором, ребенок рассказывает по ходу, что он придумал. Легоконструирование помогает учить согласовывать существительные с предлогами, числительные с существительными и т.д. Дидактическая игра «Где спрятался попугай»

Задача: учить в предложении согласовывать слова, использовать существительные с предлогами (на, в, под, за, около), закреплять навык употребления слов, обозначающих пространственные отношения (впереди - сзади, ближе - дальше). Ход игры: попугай будет играть с нами в «Прятки» • Попугай куда спрятался?? (Попугай спрятался за клетку). • Посади попугая на клетку; куда ты посадил попугая? • Попугай около дерева; • Попугай теперь перед клеткой. При этом ребенок должен проговаривать свои действия. ЛЕГО-постройки можно создавать и использовать в играх-театрализациях. Использование театрализованных игр помогает знакомству детей с устным народным творчеством, развивают игровое по - ведение, коммуникацию, развивают интерес к театрально-игровой деятельности, совершенствуют практический уровень владения связной речью, творческие способности. Содержание и сюжет сказки или стихотворения подталкивают к игровым действиям на основе конструктора. Можно использовать ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях. Дидактическая игра «Кто, что умеет делать» Задача: закреплять знания о животных и птицах, активизировать словарь, развивать правильное звукопроизношение, речевую активность. Материал: набор птиц и животных из Лего –дикие и домашние животные и птицы. При подготовке дошкольников к обучению грамоте также эффективно применение лего-конструктора. [3] Дидактическая игра «Слово и модель» Задача: формировать умение производить звуковой анализ слов, определять количество слогов, звуков в слове и обозначать их кубиками 2*2 красного, зелёного и синего цвета. Материал: кубики синего, зелёного и красного цвета из набора «Лего». Ход игры: Воспитатель называет слово (медленно), а дети должны определить сколько слогов в слове. Сколько слогов в слове «Лес»? Назовите первый, второй, третий звук. Сколько звуков в слове? (три звука). Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук? Возьмите панельки и выкладывайте на ней схему слова из 3 звуков. Сначала идут короткие слова, потом более длинные. Дидактическая игра «Услышь звуки» Задача: работать над дифференциацией звуков по твёрдости и мягкости. Материал: синие и зелёные панели, картинки со словами «Сыр, жук, зонт, стол, кит, дом, нос». Ход: Вы видите картинки и панели. Каких цветов панели? (синего и зелёного) Каким цветом мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным) Каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук? (синим) Я буду называть слово, если в нём твёрдые согласные звуки, то картинку вы кладёте на синюю панель. Что мы положим на зеленую панель? (слово с мягкими звуками.) Таким образом, работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Выбирая инновационные формы работы для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы это было не только адекватно возрастным возможностям детей, но и обеспечивало гарантированный результат развития речи в разных подходах к данной проблеме. Список источников: 1. Ельцова, О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду /О.М. Ельцова, Н.Н. Горбачевская, А.Н. Терехова. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2005 – 192 с. 2. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии: [пособие] - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 109с. 3. Консультация для воспитателей. «Развитие речи, как средство развитие речи по технологии LEGO- конструирования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitatelej-razvitie-rechi-kak-sredstvo-razvitie-rechipo-tehnologii-lego-konstruirovaniya-4950055.html


 

Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием инновационных форм работы

Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием инновационных форм работы

Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений:

Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений:

ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту

ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту

Сначала идут короткие слова, потом более длинные

Сначала идут короткие слова, потом более длинные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2022