Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 «Улыбка» г.Светлоград
Выступление на МО воспитателей ДОУ
«Речевое развитие дошкольника в аспекте
реализации ФГОС ДО».
Подготовила:
воспитатель МКДОУ
ДС №40«Улыбка»
Фролова В.В.
13.03.2017г
г.Светлоград
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи: обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребёнка в ФГОС ДО; совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников; в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор; развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников; повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.
План выступления.
1. Теоретическая часть: Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Практическая часть:
Использование игровых форм и методов, элементов современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.
1) Игры, сказки- шумелки с использованием социоигровой технологии.
2) Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой).
3) Игры-схемы для развития связной речи.
4) Игровые упражнения ТРИЗ.
5) Методы и приёмы технологии Фесюковой Л.Б. «Воспитание сказкой».
6) Видеоролик «Артикуляционная гимнастика»
7) Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.
8) КВН (деловая игра) для педагогов.
3. Рефлексия.
Ход выступления.
1. Теоретическая часть
Воспитатель: Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. Причины низкого уровня развития речи:
1) половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
2) уровень информативности высказывания очень низкий.
При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.
а) Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
б) Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.
в) Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Понятие стандарт. Разбор с педагогами понятия «стандарт». ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников.
ФГОС дошкольного образования: речевое развитие.
Содержание образовательной области речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Ключевые задачи обновления образовательного процесса:
1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.
2. Творческий подход к отбору содержания на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов.
3. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.
4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).
5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма.
6. Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
2. Практическая часть.
Игра КВН.
Разделение педагогов на две команды. Педагоги представляют свою команду.
Задание 1. Игровой тест на знание ФГОС ДО: речевое развитие (задания на слайде).
Вопросы 1 команде:
Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
Вопросы 2 команде.
Рассказ, сюжет которого развертывается во времени. (рассказ-повествование)
Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (младшая группа)
Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи – педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)
Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
Задание 2. Объясни выражения (дело в шляпе… и др.)
Задание 3. Игровое упражнение «Если бы...»
Цель: развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления: синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Задание 4. Игровое упражнение «Оживи предмет» (пример на слайде)
Задание 5. Переведите пословицы на русский язык.
Чья команда быстрее даст ответ:
«Сын леопарда тоже леопард»
«Верблюда под мостком не спрячешь»
«Молчаливый рот – золотой рот»
«Бойся тихой реки, а не шумной»
Задание 6. Назвать пословицу по двум словам.
(задание на слайде: семья, душа и т.д.) Чья команда быстрее даст ответ?
Задание 7. Каждое слово замени противоположным и получи название сказок.
На слайде задания и картинки из сказок.
На слайде: Условия успешного речевого развития.
Задание 8. Составить синквейн.
Правила для смелых и упорных (на слайде).
3.Рефлексия: отметка на мишени «Обратная связь». Просьба оставить отметку на мишени в четырёх секторах.
Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
Выполнять задания мне помогало…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.