Речевое развитие дошкольников

  • docx
  • 20.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Итоговый педсовет.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №9 «Аленушка» города Бирска

муниципального района Бирский район РБ

 

 

 

 

 

Педагогический совет.

«Итоги работы ДОУ за 2022-2023 учебный год и перспективы на будущее».

Выступление на тему:

«Результаты коррекционной работы и освоение основной образовательной программы дошкольного образования детского сада воспитанниками с ОВЗ».

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

                                                       Подготовила:

                                                                               учитель-логопед:  Ханова  Е.В.

 

 

 

Бирск 2023

В соответствии с поставленными годовыми задачами ДОУ и их реализация целью логопедической работы является коррекция имеющихся дефектов у воспитанников и организация профилактики речевых нарушений.

Были поставлены следующие задачи:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование звуковой стороны речи;

- формирование лексико-грамматического строя речи;

- обогащение и пополнение словарного запаса;

- развитие связной речи.

Свою работу реализую по следующим направлениям:

- диагностическая работа: в период с 27.09. по 10.10.2022 года было проведено логопедическое обследование подготовительных к школе групп  «Дружба», «Почемучки». Воспитанники, имеющие речевые нарушения были зачислены на оказание логопедической помощи при ДОУ. По итогам обследования 6 воспитанников ОНР 3 уровень, 7 ОНР  4 уровень, ФФН -12, 6 дошкольников с ОВЗ из средней группы «Звездочка».

- коррекционная работа: согласно утвержденному расписанию с данными детьми систематически проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

В свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия. Для формирования правильного звукопроизношения я использую упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции. Физкультминутки, которые я провожу, помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительномоторную и слухо-моторную координации. Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения современных информационных технологий. Помимо обучающих технологий, я использую здоровье-сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков). В работе применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком. В своей работе я отвожу много времени логопедической и фонетической ритмике. Применяю ее, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений.

Основными направлениями коррекционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в учебном году были:

- создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков ( артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения); - развитие речеслухового внимания; - развитие фонематического слуха; - развитие слоговой структуры слова; - расширение пассивного и активного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой; - развитие грамматического строя речи; - развитие фразовой и связной речи; - развитие коммуникативных умений и навыков; - развитие общей и мелкой моторики;

При планировании образовательного процесса я опиралась на следующее программно-методическое обеспечение:

Программы:

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: Детство-пресс, 2003.

От рождения до школы / Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Л.В. Лопатиной. - Санкт- Петербург, 2014.

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В., - М: Просвещение, 2009.

Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада/ Н.В. Нищева, - М: Детство-Пресс, 2007.

Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН I, II, III периоды. - М: Гном и Д, 2001.

Коноваленко С.В., Коноваленко В.В., Кременецкая М.И. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. - М: Детство-Пресс, 2012.

Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. Второй год обучения (подготовительная группа): Пособие для студ. дефектол. ф-тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвитие речи у дошкольников: Практическое пособие. М., 2003.

Проделанная коррекционно-развивающая работа показала положительную динамику:

Заметно расширился словарный запас, как количественно, так и качественно:

дети используют не только часто встречающиеся в обиходе слова, но и более трудные. У дошкольников с ОВЗ сформировались навыки простого высказывания, Дети научились наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что даёт им возможность уточнять и расширять запас конкретных представлений. Проведённая коррекционная работа способствовала развитию фонематического слуха и восприятия, формированию правильного произношения звуков у детей с общим недоразвитием речи, закреплению навыков произнесения слов различной слоговой структуры.  Дети могут составлять простые предложения. Полученные навыки и умения в результате проведённой коррекционно-развивающей работы, послужат основой для дальнейшего обучения детей с ОВЗ.

Основной целью дальнейшего коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья считаю:

закрепление приобретенных детьми знаний, умений и навыков;

восполнение имеющихся пробелов в развитии;

развитие всех компонентов речи.

 В конце года было выпущено 19 воспитанников нормальным звукопроизношением. 2 детям  (Изибаев Кирилл, Ханатова Милана) было рекомендовано прохождение ПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута. Дети с ОВЗ продолжают коррекционно-развивающие занятия в  следующем учебном году.