Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте

  • pptx
  • 04.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие речи детей.pptx

Развитие речи детей в старшем возрасте

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №38 «АПЕЛЬСИН»




Автор презентации:
воспитатель
I квалификационной категории
Гришанова Анна Юрьевна

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас.
Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи мыслей.
Речь для нас является одной из главных потребностей и функций.
Именно через общение человек реализует себя как личность. 



Сегодня проблема развития речи является одной из актуальных.

«Речь -
удивительное
сильное средство,
но нужно иметь
много ума, чтобы
пользоваться им».

Г. Гегель

МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Наглядные: наблюдения в природе, экскурсии, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним.
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа,рассказывание без опоры наглядности.
Практические: дидактические игры, игры –драматизации, инсценировки,хороводные игры.

Цель: СПОСОБСТВОВАТЬ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЗАДАЧИ :
-СОЗДАТЬ В ГРУППЕ РАЗВИВАЮЩУЮ РЕЧЕВУЮ СРЕДУ;
-РАЗВИВАТЬ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНУЮ И СВЯЗНУЮ СТОРОНУ
РЕЧИ;
-АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ;
-ФОРМИРОВАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ;
-РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУКИ

Образовательная область «Речевое развитие» предполагает:

владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Предметно - развивающая среда в группе

«В пустых стенах ребёнок не заговорит».
Е. И. Тихеева.



Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
создание развивающей предметно-пространственной среды.


Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения , развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.


Театрализованная деятельность

Развитие речи средствами дидактической игры

Дидактическая игра пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли, развивает память, внимание, логическое мышление, зрительную память


.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь. Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом.




Сюжетно-ролевая игра

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».   В.А. Сухомлинский

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

Развитие речи посредством художественной литературы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Игры-занятия по экспериментированию являются
одновременно и играми  по развитию речи.
В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях
всегда ведут непрерывный разговор с детьми.
Такая организация совместной деятельности побуждает к творческой активности, стимулирует речевые высказывания детей, способствует речевому подражанию.
       

   

Художественное творчество и развитие речи

Художественное творчество
- уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее.
По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции.
Функция руки и речь развиваются параллельно.

Использование информационно - коммуникативных технологий

Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Аквагимнастика-нетрадиционная форма развития речи Аквагимнастика-занимательные игры в воде, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Мнемотехника -это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

развитие всех видов памяти: зрительной; слуховой; ассоциативной; словесно-логической; обработка различных приемов запоминания;
развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать);
развитие образного мышления;
решение общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией;
развитие смекалки, тренировка внимания;
развитие умения устанавливать причинно - следственные связи в событиях, рассказах.

Мнемотаблицы –
схемы, служащие дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Пересказ.
Наступила зима.
Всюду белый, пушистый снег.
Холодно на улице.
Дети оделись тепло, и пошли гулять.
Они покатались на санках, лыжах,
поиграли в снежки, слепили
весёлого снеговика.
Хорошо зимой!

Вот он хлебушек душистый,
вот он круглый, золотистый.
В каждый дом, на каждый
стол он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, сила наша.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

Экскурсии как метод развития речи детей

Целями экскурсий является:

уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей;
развитие связной речи детей;
расширение представлений детей об окружающем мире;
развитие любознательности и наблюдательности.

Экскурсия [лат. excursio - поездка] -
одна из форм  образовательно -воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.

Развитие речи на прогулке

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень.
В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Подвижные игры в речевом развитии


Во время игры педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса.
Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом словесного сопровождения подвижных игр, считалок.

Картотеки по развитию речи

В группе имеются:
картотеки пальчиковых игр,
подвижных игр,
сюжетно - ролевых игр,
развивающие игры с детьми,
картотека физкультминуток,
картотека пословиц, картотека речевых игр для режимных моментов;
картотеки по развитию связной речи:«Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Домашние животные».

Работа с родителями


Сущность работы с родителями сводится к следующему:
проводятся беседы;
даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц , потешек , считалок , скороговорок , чистоговорок;
консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста;
организуются тематические родительские собрания.

Спасибо за внимание!