Речевое развитие детей 4 - 5 лет
Оценка 4.8

Речевое развитие детей 4 - 5 лет

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
классное руководство
6 кл—7 кл
01.07.2018
Речевое развитие детей 4 - 5 лет
Цель: Познакомить родителей с характерными особенностями развития речи детей 4 – 5 лет; нормами речевого развития детей данной возрастной группы; отклонениями в речевом развитии; методами развития речевых навыков; речевыми играми для детей данной возрастной категории.Консультация для родителей Тема: Речевое развитие детей 4 - 5 лет
конспект.docx
Консультация для родителей Тема: Речевое развитие детей 4 - 5 лет Цель: Познакомить   родителей   с   характерными особенностями развития речи детей 4 – 5 лет; нормами речевого   развития   детей   данной   возрастной   группы; отклонениями   в   речевом   развитии;   методами   развития речевых   навыков;   речевыми   играми   для   детей   данной возрастной категории. Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет 1.   Фразовая   речь   ребенка   усложняется,   становится разнообразней, правильнее, богаче. 2.   Активный   и   пассивный   словарный   запас   непрерывно увеличивается. 3. Предложения усложняются, состоят уже из 5­6 слов.  4.   В   речи   ребенок   использует   предлоги   и   союзы,   сложноподчиненные   и сложносочиненные предложения.  5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению   звуков:   исчезает   смягченное   произношение   согласных;   многие   звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков. 6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.  7.   Дети   довольно   легко   запоминают   и   рассказывают   сказки,   стихи,   передают содержание   картинок,   могут   отвечать   на   вопросы   по   содержанию   литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи. 8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.  Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 ­ 5 лет: 1. Словарный запас 2000 слов и более. 2. Бурно развивается «словотворчество». 3. Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой. 4.   Активно   использует   в   речи   обобщающие   слова,   наречия,   прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы. 5. Называет животных и их детенышей, времена года. 6.   Читает   наизусть   небольшие   стихотворения,   пересказывает   знакомые   сказки   с помощью взрослых. 7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.). 8.   Ребенок   проговаривает   свистящие   (С,   З,   Ц)   и   шипящие   (Ш,   Ж)   звуки,   иногда наблюдается их смешение в связной речи. 9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5­8 слов. 10. Появляется монологическая речь. Отклонения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет Вас должны насторожить следующие показатели: 1.   Лексические   нарушения:   бедность   словарного   запаса,   неправильное   понимание смысла и значения слова. 2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении. 1 3.   Ритмические   отклонения:   послоговое   произношение   слов,   слишком   быстрый   или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание. 4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение. 5. Неправильное построение предложений. 6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов. Методы развития При   нарушении   речевого   развития   у   ребенка   следует   обязательно   обратиться   к логопеду,   который   поможет   быстро   и   эффективно   разрешить   возникшую   проблему. Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно   разговаривать,   родителям   следует   обратить   внимание   на   следующие рекомендации: 1.  В разговоре со своим ребенком  говорите  правильно, не  коверкая слова, четко  и внятно (без лепета и «детских слов»). 2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.). 3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант. 4. Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику. 5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета). 6.   Развивайте   мелкую   моторику,   речевое   дыхание,   темп   и   ритм   произношения   с помощью музыкальных занятий. 7. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. 8. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка. 9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое. 10. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы. 11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает,   а   к   ребенку   с   любовью. относитесь   к   этому   недостатку   с   терпением, Артикуляционная гимнастика Упражнения   выполняются   напротив   зеркала,   в   котором ребенок   видит   свое   отражение   и   отражение   родителя, который с ним занимается. 1.   «Вкусное   варенье»   ­   рот   открыт,   тонким   языком проводим   по   верхней   губе   вправо,   затем   влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз. 2. «Иголочка» ­ рот широко открыт, высунуть тонкий язык, тянуться языком к своему отражению в зеркале (только языком). Счет до 10. 3. «Качели» ­ рот широко открыт, язык лежит на нижней губе, затем  поднимаем  его к верхней губе, потом опять опускаем вниз. Счет до 10. 4. «Лопата» ­ рот широко открыт, расслабленный язык лежит на нижней губе. Следить за тем, чтобы язык не двигался. Задержаться в такой позе на 5­10 секунд. 5. «Часики» ­ рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, острый язычок дотрагивается поочередно до уголков губ. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз. 6. «Горка» ­ рот широко открыт, язык упирается в нижние зубы (изнутри). Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, язык не расслабляем. До 10 раз. 7. «Птенчик» ­ рот открываем, затем закрываем. Следить за тем, чтобы язык лежал неподвижно. Рот удерживаем открытым 5­10 секунд. 8. «Конфетка» ­ не открывая рта, поочередно упираемся языком в стенки щек (катаем 2 конфетку). До 10 раз. 9. «Улыбка» ­ растянуть уголки губ, так, чтобы стали видны зубы, затем расслабить. До 10 раз. 10. «Хоботок» ­ губы вытягиваем вперед (как будто произносим звук «У»), задерживаем в такой позе 5­10 секунд, затем расслабляем губы. 11. «Хомячок» ­ закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции 5­10 секунд. Речевые игры «Подскажи словечко» Цель: расширение словарного запаса. Ход   игры:   родитель   начинает   предложение,   а   ребенок   его   заканчивает,   подобрав нужное слово.  Голубь летает, а кошка? (бегает, ходит)  Лошадь ест сено, а собака? (мясо, косточки)  Мышь роет норку, а синица? (строит гнездо)  Кукушка кукует, а петух? (кукарекает)  Змея шипит, а еж? (фыркает)  У зайчонка мама зайчиха, а у волчонка? (волчица) Придумывайте самые разнообразные предложения. «Кто где живет?» Цель: расширение словарного запаса. Ход   игры:   родитель   задает   вопросы,   ребенок   на   них   отвечает.   Затем   можно поменяться: ребенок задает вопросы, а взрослый на них отвечает.  Кто живёт в дупле? – Белка.  Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.  Кто живёт в гнезде? – Птицы.   Кто живёт в будке? – Собака.  Кто живёт в улье? – Пчёлы  Кто живёт в норе? – Лиса.  Кто живёт в логове? – Волк.  Кто живёт в берлоге? – Медведь. Можно попробовать и наоборот:  Где живут скворцы?  Где живут медведи? и.д. «Скажи наоборот» Цель: расширение словарного запаса ребенка словами – антонимами. Ход   игры:   родитель   говорит   слова,   а   ребенок   говорит   слово   противоположное   по значению.  Например:  Высокий – низкий  Темный – светлый  Тонкий – толстый  Маленький – большой и т.д. «Каждый знает…» Цель:   расширение   словарного   запаса,   закрепление   правильного   употребления прилагательных с существительными, развитие воображения. Ход   игры:   родитель   говорит   «Каждый   знает   что   красным   (синим,   зеленым   и   т.д.) бывает». Ребенок называет существительные подходящие к прилагательному.  Каждый знает, что синим бывает – море, небо.  Каждый знает, что желтым бывает – лимон, солнце.  Каждый знает, что красным бывает – огонь, мак.  Каждый знает, что зеленым бывает – трава, огурец. 3 «Весёлый счет» Цель:   закрепление   правильного   употребления   множественного   числа существительных. Ход   игры:   взрослый   называет   предмет   в   единственном   числе,   ребенок   –   во множественном числе.  Дом – дома,  Стол – столы,  Стул – стулья,  Цветок – цветы,  Лист – листья,  Носок – носки,  Глаз – глаза,  Сон – сны,  Гусёнок – гусята,  Лоб – лбы,  Тигрёнок – тигрята «Что каким бывает?»  Цель: расширение словаря, развитие воображения. Ход игры: взрослый задает вопрос, ребенок отвечает  Что бывает мягким? (подушка, облако, одеяло)  Что бывает твердым? (камень, дерево, пол)  Что бывает круглым? (солнце, колесо, колечко) и т.д. «Назови ласково» Цель:   расширение   словаря,   закрепление   правильного   употребления   слов   с уменьшительно­ласкательным суффиксом  Ход игры: взрослый говорит слово, ребенок называет его ласково.  Арбуз ­ арбузик  Бант ­ бантик  Гвоздь ­ гвоздик  Голубь ­ голубок  Костер ­ костерок  Локоть ­ локоток  Кисель ­ киселек  Ручей ­ ручеек  Стебель ­ стебелек и т.д. «Отгадай­ка» Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения. Ход   игры:   взрослый   перечисляет   части   задуманного   предмета,   ребенок   должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.  кабина, руль, фары (машина)  крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)  руки, ноги, тело, голова (человек)  ствол, ветки, корни, листья (дерево)  пол, стены, потолок, окна, дверь (комната)  палуба, каюта, парус, якорь (корабль) «Кто – откуда и куда?» Цель:   расширение   словаря,   закрепление   правильного   употребления   различных предлогов. Ход игры: идя по дороге домой, взрослый может задавать ребенку разные вопросы, используя в вопросах различные предлоги.   Откуда вышел мальчик? (мальчик вышел из дома)  Откуда выехала машина? (машина выехала из­за магазина) 4  Куда зашел мужчина? (мужчина зашел в подъезд)  Куда села синицу? (синица села на ветку)  Откуда слетел голубь? (голубь слетел с окна) 5

Речевое развитие детей 4 - 5 лет

Речевое развитие детей 4 - 5 лет

Речевое развитие детей 4 - 5 лет

Речевое развитие детей 4 - 5 лет

Речевое развитие детей 4 - 5 лет

Речевое развитие детей 4 - 5 лет

Речевое развитие детей 4 - 5 лет

Речевое развитие детей 4 - 5 лет

Речевое развитие детей 4 - 5 лет

Речевое развитие детей 4 - 5 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2018